Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое мастерство и его структура (96 -100)




Педагогическое мастерство — уровень совершенного владения педагогической деятельностью.Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.Основные компоненты пед мастерства: 1. Гуманистическая направленность личности учителя: уважение личности ребенка, вера в способности ученика, педагогическая поддержка, любовь к детям; 2. Профессиональные знания учителя: знание преподаваемого предмета, знание психологии личности и коллектива, знание педагогики взаимодействия, знание методики преподавания предмета, общая эрудиция (межпредметные связи); 3. Педагогические способности учителя: дидактические, коммуникативные, перцептивные, организаторские, суггестивные (способность внушать), педагогическая интуиция, эмоциональная устойчивость, креативность, стремление к поиску, исследованию, эксперименту; 4. Педагогическая техника учителя: умение управлять собой (владеть своим телом, эмоциями, речью, одновременно удерживать в поле внимания несколько объектов), умение управлять классом (предъявлять требования, оценивать, оказывать стимулирующее и воспитательное воздействие).

Педагогическая техника — комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.

Компоненты педагогической техники: Способы саморегуляции — релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброе желательности и оптимизма, разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, «имитационная игра и др.) Развитое педагогическое внимание — умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания. Воображение педагога — присущи черты как научного, так и художественного воображения. Речь учителя — с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений» отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывается личность самого педагога. Пантомимика — движение тела, рук, ног, осанка, походка, поза в пространстве, жесты. Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния; движением мускулов лица. Имидж педагога — образ, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующий воздействию на окружающих.

 

Педогагическое общение:функции.структура. культура пед.общения.

 

Педагогическое общение – вид профессионального общения, кот представляет собой процесс установления и развития контактов между субъектами пед процесса, порождаемый потребностями их совместной деят-ти, имеющий образовательное, воспитательное, развивающее зн-ие и организованный с целью: обмена инфо (коммуникативная ф-ия); формир-ие взаимоотношений (перцептивная ф-ия); орг-ии деят-ти(интерактивная ф-ия)

Структура пед.общения: 1. моделирование общения, организация общения с учащимися, управление общением в ходе пед.взаимодействия, рефлексия и моделирование новой пед.задачи.

Успешность пед.взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога.

Общение – вербальное(монолог, диалог) и невербальное (жесты, мимика, позы, высота голоса, паузы, темп речи, интонация, вздох, смех, визуальный и тактильный контакт, размещение в пространстве). Перцептивная ф-ия пед общения: идентификация (умение педагога поставить себя на место ученика для лучшего его понимания, умение адекватно воспринимать и верно интерпретировать внешний рисунок поведения ученика, умение слушать и слышать); эмпатия (сопереживание); рефлексия (внутренняя деят-ть педагога, ориентация на самопознание, осмысление своих действий); установка (преодоление негативных установок – представлений об ученике, его предворит оценка). Этикет учителя: приветствия и прощания, использование этикетных формул (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Пед такт по отношению к ученикам, поведение в конфликтной ситуации, проявление бестактности. Интерактивная ф-ия (способы орг-ии деят-ти и общения учащихся, поддержания дисциплины на уроке, формир-ия и поддержания интереса к предмету: сотрудничество (=кооперация) – принятие педагогом и учениками общих целей и программы деят-ти, распределение ролей с учетом индивид способностей уч-ся, благоприятный нравственно-психологич климат в группе, готовность учеников оказать помощь друг другу; манипуляция (=игра) – искаженный способ взаимодействия и общения, в кот все потребности учителя преобразовываются в 1 – потребность в контроле за учеником; конкуренция – конфликтное взаимодействие и общение, столкновение противоположных идей, позиций, действий.

 

Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.

Стиль пед общения – способ руководства педагогом пед процессом:

Авторитарный «разящие стрелы» Хар-ка: использование отрицательных эмоций (страх, тревога, неудовольствие, досада), тормозит развитие личн-ти учителя и ученика, обратная связь отсутствует, мотивация снижена, опора на наказание, угрозы, учитель замечает все ошибки, похвала отсутствует. Результат может быть очень высоким, но в отсутствие руководства работа замедляется или прекращается вообще.

Демократический (стиль сотрудничества, «возвращающийся бумеранг», просьба, совет, информация) - учитель опирается на мнение коллектива, цели разъяснения каждому ученику, подключает всех к обсуждению и активному участию, поощряет, оптимально распределяет нагрузку, предметный результат не так высок, как при авторитарной, но желание работать не иссякает.

Либеральный «плывущий плот» - учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности рук-ва, так он самоустраняется от ответственности, низкий результат учебной деят-ти.

• Смешанный

Индивидуальный стиль деят-ти и общения педагога -

Стили проф-ого общения:

• Общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью

• Общение на основе дружеского расположения

• Общение-дистанция

• Общение-устрашение

• Общение-заигрывание

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...