Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы дисциплины, виды учебных занятий




ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по изучению дисциплины и задания для контрольной работы

для студентов заочной формы обучения направления подготовки

270800-Строительство

 

 

ОРЁЛ-2014

УДК: 574 (075.8)

Рецензенты:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор ОрёлГАУ Н. К. Кружков;

кандидат биологических наук, доцент ОГУ Н. Н. Кондыкова

 

Игнатова Г. А.

Экология. Методическое пособиепо изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления подготовки: 270800 – «Строительство»

 

Автор: доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Игнатова Г. А.

 

Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседаниях методической комиссии факультета агробизнеса и экологии (протокол № от 2014г.) и методического совета ОрёлГАУ (протокол № от 2014 г.)

 

 

Методическое пособие по изучению дисциплины «Экология» и задания для контрольной работы разработано для направления подготовки 270800 – «Строительство», профили «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью». Степень бакалавр. Составлены на основании ФГОС ВПО (М., 2010).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………4

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины…….5

2. Трудоёмкость дисциплины, виды учебной работы…………………..6

3. Темы дисциплины, виды учебных занятий…………………………...7

3.1. Рабочий план лекционных занятий………………………………….7

3.2. рабочий план практических занятий………………………………...8

4. Вопросы по изучаемым темам дисциплины и для

самостоятельной проверки знаний…………………………………….9

Модуль 1. Введение в экологию. Развитие представлений

о взаимодействии общества и природы. Основные положения

учения о биосфере…………………………………………………………9

Модуль 2. Техногенез. Антропогенное воздействие

на окружающую среду. Экологическая регламентация

хозяйственной деятельности…………………………………………….10

5. Требования к оформлению и номера заданий

для выполнения контрольной работы…………………………………..11

6. Вопросы для выполнения контрольной работы студентов

заочного отделения………..……………………………………………..15

7. Задачи к контрольной работе…………………………………………26

8. Примерные тестовые задания для проверки знаний студентов

с ответами…………………………………………………………………27

9. Вопросы к зачёту…………………………………………………..…..36

Список рекомендуемой литературы…………………………………….39

Приложение 1. Образец оформления титульного

листа контрольной работы………………………………………….…...41

Приложение 2. Правила оформления списка литературы………...…..43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы стали занимать важное место в жизни человеческого общества. Известно, что современный путь развития современной цивилизации всё в большей степени способствует нарушению одной из функций биосферы - восстановительной и, как следствие, её деградации. Антропогенный фактор, выражающийся в научно-технических достижениях, превратился в силу глобального масштаба, способную создать угрозу эволюционному развитию и самой жизни на планете.

По выражению В. И. Вернадского, человек превратился в ведущую геологическую силу на планете и по масштабам и интенсивности воздействия на нее превосходит естественные факторы.

Одной из важнейших задач экологии является оптимизация взаимоотношений между человеком и природой, которая должна проявляться в минимальном ущербе живым организмам и неживой природе, недопущении исчезновения отдельных ее видов, в предотвращении роста заболеваемости населения и увеличении продолжительности его жизни. Это может быть достигнуто экологической регламентацией хозяйственной деятельности человека, для осуществления которой нужны экологические решения и твердая убежденность в необходимости проведения решительных действий по охране природы.

Основой устойчивого развития человечества является сохра-нение важнейших природных ресурсов – гидросферы, атмосферы, литосферы (почвы) и самих организмов.

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методическое пособие составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО; М.,2010).

В задачу методического пособия входит: помочь студентам ознакомиться с основными разделами курса «Экология». Для этого даются рекомендации по изучению различных разделов курса, а также задания для выполнения контрольной работы студентами направления подготовки: 270800 - «Строительство», экологические задачи и примерные тесты для оценки знаний по дисциплине. В соответствии с ФГОС ВПО (М., 2010) общая трудоемкость дисциплины 72 часа (2 зачетные единицы).

Подготовка студентов заочного направления подготовки: 270800 – «Строительство» по дисциплине «Экология» предполагает самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольной работы, индивидуальные консультации, посещение лекций и практических занятий. Контрольная работа является важной частью учебного процесса, так как это показатель компетентности студента в данном предмете.

Для студентов 2-го курса (полный срок обучения) профиль «Промышленное и гражданское строительство» предусмотрено 2 часа лекций и 6 часов практических занятий; студентов 2-го (сокращённого срока обучения) – 2 часа лекций и 8 часов практических занятий, для студентов 2-го курса, обучающихся по профилю «Экспертиза и управление недвижимостью» - 2 часа лекций и 6 часов практических занятий. Студенты всех профилей подготовки выполняют одну контрольную работу и сдают во время экзаменационной сессии зачёт по данной дисциплине. К сдаче зачета по курсу «Экология» допускаются студенты, выполнившие контрольную работу и получившие зачет по практическим занятиям.

Самостоятельная работа студентов составляет 64 часа. Она начинается со времени получения методических указаний.

В курсе «Экология» последовательно изучаются два модуля: 1 модуль – «Введение в экологию. Развитие представлений о взаимодействии общества и природы. Основные положения учения о биосфере»; 2 модуль – «Техногенез. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности».

 

После изучения программного материала следует приступить к выполнению контрольной работы согласно указаниям в отношении вариантов.

 

ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
Объем трудоемкости дисциплины 72/2
1. Аудиторные занятия: 1.1 Лекции 1.2 Практические работы 8/0,1 2/0,06 6/0,17
2. Самостоятельная работа студентов: 64/0,9
Вид итогового контроля зачёт

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Рабочий план лекционных занятий

  Раздел дисциплины, входящей в данный модуль Тема лекций Кол-во час. СРС
Семестр III
Модуль 1   Предмет, задачи и структура экологии. Краткий очерк истории экологии и основные этапы ее развития. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере. Этапы эволюции биосферы.    
  Понятие о популяциях. Популяция как саморегулирующая система. Основные закономерности формирования и функционирования биоценозов. -  
  Понятие об экосистеме. Структура экосистем. Классификация экосистем. Понятие о биогеоценозах и биоценозах. Экологические сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии. Климакс экосистемы. -  
Модуль 2   Содержание понятия "техногенез". Причины и формы проявлений техногенеза. Техногенез и антропогенез.. -  
  Экологический мониторинг, его системы и показатели. Виды мониторинга по пространственному охвату. Санитарно-гигиеническое, экологическое, технологическое нормирование качества окружающей среды.    
  Глобальные, региональные и локальные проблемы. Сущность глобальных проблем и механизмы их формирования. Экологические проблемы Мирового океана. -  
  Итого:    

3.2. Рабочий план практических занятий

  № раздела дисциплины, входящего в данный модуль Тема практических занятий занятия Кол. час/ ПЗ СРС
Семестр III
Модуль 1   Влияние на животных низких и высоких температур. Биотические факторы.    
  Основные понятия об ареале. -  
  Энергообмен в экосистемах. Динамика экосистем. -  
Модуль 2   Прямое и косвенное техногенные воздействия на природную среду, их особенности, механизмы и формы проявления во времени и пространстве.    
  Классификация загрязнений окружающей среды и экологически опасных факторов. Компонентные оценки окружающей среды: оценки состояния атмосферы, почвы, биоты и качества воды.    
  Основные эколого-эконо-мические проблемы России.    
Итого:    

ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

МОДУЛЬ 1. «Введение в экологию. Развитие представлений о взаимодействии общества и природы. Основные положения учения о биосфере».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...