Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение эффективности использования госсобственности в системе госфинансов.




Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Согласно ст. 214 ГК РФ «государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации)».

Следует отметить, что управление государственной собственностью предполагает не только отношения собственности, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий (ГУП), а также арендные отношения, приватизационные процессы, и отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, обеспечение роста участников – работников во владении и управлении предприятиями.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия. Специфика финансов гос. предприятиий заключается в их распределительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

Основными целями управления государственным имуществом являются: повышение доходов на основе более эффективного управления, оптимизация структуры собственности для обеспечения экономического роста, использование государственных активов.

Одной из главных проблем является необходимость повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями, а также обществами, в которых государство выступает в качестве владельца долей. Следует отметить, что государство в смешанных акционерных компаниях не может эффективно контролировать работу менеджеров предприятия, а в управлении зачастую доминирует политический подход в деятельности компании.

По отношению к компаниям с государственным участием, унитарным предприятиям, государственным компаниям и государственным корпорациям Росимуществом неоднократно отмечалась низкая заинтересованность менеджмента в результатах управления и невысокая квалификация управленческих кадров. В связи с этим, рассматривая деятельность государственного предприятия, рациональнее подчеркивать неэффективность руководства подобными предприятиями, отсутствие квалифицированных кадров, а не самого института государственного предприятия.

Изучение процесса приватизации ГУП показывает, что существует проблема несоответствия целевых показателей приватизации реальному положению дел. Счетной палатой РФ в 2016 г. отмечалось, что некоторое количество приватизируемых ГУП (более 60 единиц ежегодно) не способствует достижению обозначаемых Правительством РФ целевых показателей. Основной причиной низких темпов акционирования унитарных предприятий является отсутствие контроля над государственной регистрацией подведомственными ГУП прав на используемое имущество. Как следствие, отсутствует либо несвоевременно производится регистрация прав на недвижимое имущество, земельные участки, закрепленные за соответствующими унитарными предприятиями. Важный негативный фактор также заключается в отсутствии утвержденной методики составления прогноза поступлений от приватизации имущества, а существующие прогнозы носят в большей степени декларативный характер и мало соотносятся с реальным положением дел.

На сегодняшний день проблемы аренды государственной собственности, а точнее аренды нежилых помещений, обретают особенную актуальность. Ведь сложность процедуры предоставления их в аренду, оформления необходимой документации определена пристальным вниманием государственных антимонопольных органов, и для «неспециалистов» представляет значительную трудность

Таким образом, для повышения эффективности управления государственной собственностью следует:

- обеспечить строго целевое расходование средств от использования имущества Государственных учреждений, которые выполняют, в основном, некоммерческие функции и финансируются из государственного бюджета.

- доработать методологические и теоретические аспекты распоряжения государственной собственностью, в частности процедуры приватизации, аренды, доверительного управления и др.

- принять меры по разработке и принятию обоснованных методик расчета поступлений от приватизации,

- повысить работу по обеспечению надлежащего функционирования объ­ектов государственной собственности в части оформления предприятиями прав на принадлежащее им имущество,

- усилить контроль за деятельностью государственных организаций посредством повышения ответственности руководителей за вверенные им объекты, комплексной ревизии бюджетополучателей, мониторинга финансовых обязательств госсектора;

- обеспечить информационную прозрачность деятельности субъектов государственного сектора, публичности заключаемых сделок с государственным имуществом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...