Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посткризисные проблемы российской финансовой системы




В силу сложившихся структурно-функциональных характеристик российский финансовый рынок оказался весьма чувствительным к внешним факторам. Высокая зависимость от внешней конъюнктуры позволила мировому кризису быстро распространиться на территорию России. Финансовый кризис в России проявил взаимозависимость кризисных процессов в различных звеньях финансовой системы, в связи с чем следует переоценить влияние фондового рынка.

Капитализация мирового фондового рынка только в производных инструментах превышает, по оценкам Банка международных расчетов, объем мирового ВВП и, следовательно, минимум до 100 раз объем реальной прибыли, полученной в производственных отраслях

Падение фондового рыка привело к снижению капитализации крупнейших компаний, которые в основном формировали рынок корпоративных ценных бумаг. Снижение капитализации компаний не только уменьшает их активы, но и приводит к сжатию оборотного капитала, падению инвестиционных рейтингов, сокращению возможностей кредитования, спаду производства и инвестиционной активности. Без адекватной политики финансовый кризис в России перерастает в экономический и одними мерами финансовой поддержки фондового и банковского секторов со стороны государства проблему кризиса не решить.

Период 2010-2011 гг. – первые годы посткризисного развития, по которым можно судить о системных изменениях произошедших в российской экономике. С одной стороны, экономика стала более сбалансированной, о чем свидетельствуют практически сведенные к нулю финансовые пузыри в сфере потребления и кредитования предприятий, бездефицитность бюджета, хоть и обусловленная высокими нефтяными ценами. С другой стороны, Россия осталась в докризисной экспортно-сырьевой модели - но без ее прежних возможностей и ресурсов. И с этим связано достаточно серьезное замедление роста.

Мировой финансовый кризис, разразившийся осенью 2008 года, в значительной степени повлиял на функционирование российской банковской системы. В конце 2008 – начале 2009 гг. большинство банков было занято решением проблем, связанных с падением ликвидности банковской системы, существенным ухудшением качества кредитного портфеля, возросшими рисками и высокой волатильностью на финансовых рынках. Ряд банков решал данные проблемы самостоятельно. Другие, как правило мелкие и средние банки, искали помощи у более крупных банков. Третьи использовали поддержку государства. В 2009 году благодаря функционированию государственных механизмов рефинансирования банков, а также в связи со стабилизацией финансового положения основных системообразующих и многих крупных банков ситуация с ликвидностью банковской системы была стабилизирована. Также этому способствовало возобновление притока средств населения во вклады.

Среди основных проблем финансовой системы в можно отметить, что посткризисное возобновление российской экономики в 2010 - 2015 гг. в том же качестве, что и в 2000-е гг., неизбежно воссоздает сырьевую финансовую систему. Сформировалась спекулятивная модель финансового рынка, основанная на «горячих деньгах» нерезидентов. Финансовая система России в 2010 - 2015 гг. неизбежно, в силу инерционности будет нести в себе многие докризисные черты. Основные задачи, которые направлены на устранение основных проблем фондового рынка, предусмотренные в Стратегии развития финансового рынка России до 2020 года включают в себя:

1)повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

-внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

- повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

2)обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

-унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

-повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

3)формирование благоприятного налогового климата для его участников;

-совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

-совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

-совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

4)совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

-повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

-снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

-обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

-развитие и совершенствование корпоративного управления;

-принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Разработанная Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и соответствующие прогнозы предполагают смену приоритетов и формирование реальных механизмов инновационного экономического роста.

Необходимо формирование и реализация политики перехода от спекулятивной модели финансовой системы, зависимой от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, в центре которой - длинные инвестиции, модернизация экономики, финансирование инноваций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...