Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.1
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его 2. Определите основную мысль высказывания. 3. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: · о богатстве, выразительности, точности русской речи; · о средствах выражения мыслей; · о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов в русском языке; · о взаимосвязи лексики и грамматики; · о роли синтаксиса в человеческом общении; · о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания; · о роли фразеологизмов в речи и т.д. 4. Оформите вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: 1. сформулировать позицию автора высказывания; 2. выразить своё отношение к ней. 3. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор · анализирует… · характеризует … · рассуждает… · отмечает … · доказывает… · сравнивает… · называет… · описывает … · разбирает… · останавливается на... · раскрывает содержание… · отмечает важность… · формулирует… · касается… · утверждает… · считает, что... Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие: · на самом деле… · не могу не согласиться с автором высказывания… · я полностью согласен с... · вынужден согласиться с... · я разделяю точку зрения автора высказывания… · я поддерживаю мнение автора … · бесспорно мнение автора о том, что... Варианты вступлений: · Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
· Приведу примеры из рассказа А. Алексина… · Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но, даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. · Докажу это на примере текста А. Алексина. К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". · Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражаю сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. · Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. · Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. · Я разделяю точку зрения русского писателя. · В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. · Высказывание К.В. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. · Я разделяю точку зрения русского писателя. 5. Напишите основную часть · Основную часть можно начать следующими фразами:
· Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)… · Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста) · Докажем эту мысль на примерах из текста... · Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах … Аргументация: Аргумент 1 Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Аргумент 2 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Аргумент 1. Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых". 6. Напишите заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: · Таким образом,... · Итак,... · Следовательно,... · В итоге можно прийти к такому выводу:... · В заключение можно сказать, что... · Мы убеждаемся в том, что …
· Обобщая сказанное,..... · Из этого следует, что... Примеры заключений: · Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. · Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли. · Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|