Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Административный надзор




Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

  1. является особой разновидностью государственного контроля;
  2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
  3. деятельность по надзору осуществляется систематически;
  4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
  5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
  6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
  7. осуществляется при помощи определенных методов;
  8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

  1. постоянное наблюдение;
  2. периодические проверки;
  3. обследование поднадзорного объекта;
  4. истребование и анализ документов;
  5. изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

  • специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);
  • государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

  1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
  2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
  3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
  4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
  5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

В) Судебный надзор.

Вопрос о необходимости, преимуществах судебного контроля за государственной администрацией – один из важнейших в административном праве. Выше уже рассматривался его важнейший аспект – право граждан на судебную защиту (административная юстиция). Но это только одна из форм судебного надзора*. Существуют и другие:

• рассмотрение жалоб организаций;

• рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о признании незаконными актов государственной администрации;

* Суд проверяет только законность актов, а значит, осуществляет надзор.

• проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;

• проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

• рассмотрение дел о преступлениях работников исполнительной власти;

. санкционирование судьями недобровольного психиатрического лечения, ряда оперативно-розыскных мероприятий (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища) и процессуальных действий.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

• исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

• альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в вышестоящий государственный орган или в суд);

• последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

• исключительно административный (дело не подведомственно суду). Например, о поощрении и реализации иных дискреционных полномочий.

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.

Прямым считается надзор, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе (требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в соответствии с нормами ГПК РСФСР, АПК РФ, о конституционной юстиции. По существу, это дела о законности властных действий, выяснение этого – главная цель правосудия, и решение суда посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный надзор осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо выносит частное определение (ст. 321 УПК РСФСР, 225 ГПК РСФСР), либо возвращает дело на доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решения, постановления).

В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений деятельности Конституционого Суда Российской Федерации является защита прав граждан и юридических лиц. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно: увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограниченного срока обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту выселение из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Как влияют суды своими актами на законность деятельности государственной администрации?

Во-первых, предупреждают нарушения, санкционируя определенные действия, вынося частные определения.

Во-вторых, восстанавливают нарушенные права граждан, организаций, государственных служащих.

В-третьих, взыскивают причиненный имущественный и моральный ущерб.

В-четвертых, признают нормативные акты государственной администрации незаконными, неконституционными, не действующими.

В-пятых, привлекают нарушителей законности к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им пользуются далеко не все. Для его реализации мало знать, что есть такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные финансовые средства и время, не испытывать опасений по поводу возможной неблагоприятной реакции администрации. Если к тому же учесть, что суды рассматривают дела, мягко выражаясь, не очень быстро, что истцу приходится тратить много времени, а исполнение решений судов.организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в обеспечении законности.

Создание Судебного департамента при Верховном Суде, принятие законов «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях» и их последующая реализация помогут в какой-то степени преодолеть волокиту в судебной деятельности, улучшить исполнение актов правосудия. А это свою очередь усилит влияние правосудия на обеспечение законности в деятельности государственной администрации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...