Получение доступа к Интернету
Пользователи, желающие работать в Интернете, могут получить доступ к нему несколькими способами. В частности, в самом благоприятном положении находятся сотрудники тех организаций, в которых имеется подключенная к Интернету локальная сеть. Обычно сотрудники таких организаций имеют право бесплатно выходить в Интернет с компьютеров локальной сети, которые соединены линиями прямой связи с головными компьютерами Интернета. В этом случае для доступа к Интернету нужно обратиться к администратору локальной сети, получить у него входное имя, пароль, правила входа и работы в Интернете. Такие пользователи обычно работают не на головном компьютере Интернета, а на подсоединенных к головному компьютеру терминалах или персональных компьютерах. Некоторые некоммерческие организации, а также высшие учебные заведения предоставляют свободный (бесплатный) выход в Интернет не только для своих сотрудников, но и для других категорий граждан. Другой возможный вариант подходит для владельцев персональных компьютеров и телефона. Им следует обратиться в ближайший узел Интернета, приобрести по рекомендации провайдера модем, необходимое программное обеспечение и заключить с ним договор на абонентское обслуживание. Ответственные работники узла выделят необходимые ресурсы, назначат входное имя, пароль, проведут подключение и настройку, и, при необходимости, обеспечат консультационными услугами или проведут обучение. Информационные ресурсы сети Интернет Человек, получивший доступ к Интернету, попадает в мир практически неограниченных информационных ресурсов. Ниже приводится очень краткий обзор основных информационных ресурсов сети. Более полные описания ресурсов Интернета можно найти, обратившись к специальной литературе.
ПРИМЕЧАНИЕ Блуждая по Интернету в поисках нужного ресурса, следует помнить о том, что некоторые ее ресурсы могут быть платными. Электронная почта Электронная почта, или e-mail (от electronic mail — электронная почта), представляет собой один из способов связи между людьми. К настоящему времени люди изобрели много различных способов связи между собой. Исторически первым способом, разумеется, следует считать почту. Вначале письма доставлялись специально посланными людьми, затем в различных государствах возникли и повсеместно распространились специальные службы, обеспечивающие регулярную доставку почтовых отправлений — писем, бандеролей, посылок и т. д. В первой половине девятнадцатого века был изобретен электрический телеграф (от греч. t 1е — далеко и grapho — пишу) — система связи, обеспечивающая быструю передачу сообщений на большие расстояния при помощи передаваемых по проводам электрических импульсов. Этими импульсами с помощью азбуки Морзе кодируются символы сообщения. Знаки азбуки — точки и тире — раньше передавались с помощью специального приспособления, которое называлось телеграфным ключом. Затем появились (они еще используются и в наше время) буквопечатающие телеграфные аппараты — телетайпы (teletype — печать на расстоянии), представляющие собой объединение пишущей машинки с телеграфом. Они избавляют человека от необходимости знать азбуку Морзе и работать с телеграфным ключом. В 1876 году Александр Грехем Белл изобрел телефон (от греч. t le и phon — голос), с помощью которого по электрическим проводам удалось передать звуки человеческой речи. Потом был изобретен факс. Слово «факс» является сокращением слова «факсимиле» (лат. fac simile — делай подобное), обозначающего точное воспроизведение документа, рукописи, подписи и т. д. Факс представляет собой устройство для передачи фотокопий документов по телефонным линиям связи.
И наконец, почти одновременно с возникновением компьютерных сетей появилась электронная почта, которая объединила в себе достоинства почты, телетайпа, телефона и факса. Причем пересылка по электронной почте обходится дешевле, чем услуги каждого из рассмотренных средств связи. Тем не менее, пока еще сохраняются все упомянутые средства связи, хотя очевидна тенденция к появлению в будущем нового, универсального вида связи, основанного на электронной почте в Интернете. Если общение между людьми осуществляется в виде обычного разговора, то это требует их одновременного присутствия в одном месте. Телефонный разговор требует только одновременности. Его участники могут быть разнесены в пространстве. Письменное почтовое сообщение не требует ни единого места, ни единого времени. Получатель письма не обязан присутствовать в том месте и в тот момент, куда и когда доставляется письмо. Однако на доставку письменного сообщения затрачивается очень много времени — дни, а иногда и недели. Электронная почта лишена упомянутых недостатков. Любой пользователь локальной или глобальной сети, в которой предусмотрена соответствующая услуга, может послать любому другому «электронное письмо», то есть текстовое сообщение, которое по каналам связи передается от компьютера отправителя на компьютер адресата, где письмо и будет находиться, пока его не прочитают. Передача сообщения происходит в течение очень короткого времени, исчисляемого несколькими минутами. В редких случаях в глобальных сетях пересылка может занять несколько часов, а в локальных сетях она происходит практически мгновенно. Кроме того, электронная почта может быть использована для резкого сокращения времени доставки обычной почты. Полученное на узел Интернета письмо печатается и далее направляется по обычной почте. При такой схеме доставка письма, скажем, из России в Австралию может занять всего одни сутки. Подавляющая часть пути проходит по сети (всего за несколько минут), а остаток пути до адресата (по-видимому, не имеющего выхода в Интернет) — по обычной почте.
Итак, основной функцией электронной почты в Интернете является осуществление оперативного, очень быстрого обмена «электронными письмами» — текстовыми сообщениями — между любыми двумя пользователями Интернета, в какой бы точке планеты они ни находились. К дополнительным возможностям электронной почты можно отнести: передачу звуковых сообщений, документов, чертежей, фотографий, видеоматериалов, доступ к научным журналам, редким книгам, рекламу и пересылку или продажу различных товаров, в том числе программного обеспечения, обеспечение коллективной деятельности, поддержку документооборота в учреждениях и организациях, планирование коллективной работы. Новейшие пакеты электронной почты по протоколам EFT (Electronic Funds Transfer — электронный перевод денежных средств) и EDI (Electronic Data Interchange,- электронный обмен данными) осуществляют практически мгновенную пересылку по сети денег, счетов и других финансовых документов, обеспеченных «электронной подписью» ответственных лиц. Существует большое количество различных систем электронной почты, которые обеспечивают связь между людьми как в маленьких, локальных, так и в глобальных, охватывающих всю планету, сетях. Но несмотря на разницу в территориальных масштабах и в количестве обслуживаемых людей, принципы функционирования и основные возможности в различных почтовых системах мало отличаются друг от друга. Сообщения Основным понятием электронной почты является сообщение. Сообщение можно считать своеобразным аналогом, «электронным» вариантом обычного письма. ВНИМАНИЕ Под сообщением понимается текст, передаваемый по линиям связи в сети от одного пользователя к другому. По требованиям основного протокола TCP/IP Интернета основной текст сообщения должен состоять только из символов кода ASCII. Это серьезное ограничение вызвано тем, что на пути следования от отправителя к получателю сообщение может проходить через большое количество компьютеров с самой разной аппаратурой и разными программными системами. При посимвольной (побайтовой) передаче, используемой в протоколе электронной почты в Интернете, использование других способов кодирования может вызвать серьезные искажения в передаваемой информации.
При посылке обычного письма человек может вложить в конверт документ, фотографию, магнитофонную запись человеческой речи или мелодии, магнитный или компакт-диск с записью любых файлов для компьютера. Точно так же в современных системах электронной почты в сообщении могут находиться аналоги вложений — так называемые присоединенные файлы. Они могут содержать не только текст из символов ASCII, но и форматированный документ текстового редактора Microsoft Word, а также любую числовую, графическую, аудио- или видеоинформацию. Присоединенные файлы передаются по каналам связи вместе с сообщением в специальной форме, обеспечивающей отсутствие искажений, а попав на компьютер адресата, они преобразуются в свою исходную форму. Впрочем, пользователю, отправляющему сообщение с присоединенными файлами, не нужно задумываться о тонкостях его передачи — все нужные преобразования в современных системах осуществляются автоматически. По отношению к конкретному пользователю сообщения делятся на входные и выходные. Входные сообщения — это сообщения, получаемые данным пользователем от других пользователей. Выходные сообщения — это сообщения, посылаемые данным пользователем другим пользователям. Структура сообщения Сообщения по своей структуре не отличаются от обычных писем, которые кроме помещаемого в почтовый конверт текста письма содержат нанесенную на конверт «служебную информацию» — адрес получателя и адрес отправителя. Текст письма обычно завершает подпись отправителя. Аналогичным образом сообщение электронной почты состоит из заголовка, тела и подписи отправителя. Заголовок сообщения содержит следующую служебную информацию: § идентификатор сообщения (формируется почтовой системой автоматически); § адрес отправителя (формируется автоматически); § адрес или адреса получателей (задается пользователем); § тему сообщения (задается пользователем или формируется автоматически); § время и дату отправления (формируется автоматически); § информацию о маршруте, которым прошло сообщение от отправителя к адресату (формируется некоторыми системами как дополнительная информация). Анализ структуры заголовка показывает, что для формирования заголовка сообщения пользователь должен указать адрес или адреса получателей и, возможно, тему сообщения. Для своевременной и точной доставки сообщений пользователю достаточно только правильно указать электронный адрес, или E-mail, получателя. Правила формирования адреса в Интернете очень просты. Как и адрес в обычной почте, электронный адрес состоит из двух частей: «куда» и «кому». Часть «куда» с помощью задания доменного адреса определяет компьютер получателя, а часть «кому» с помощью задания учетного имени определяет самого получателя.
ВНИМАНИЕ E-mail, или электронный адрес пользователя, в электронной почте Интернета представляет собой конструкцию, состоящую из учетного имени пользователя, разделительного знака @ и доменного имени компьютера пользователя: кому@куда. Например, в адресе askbill@microsoft.com часть «куда» представляет собой доменный адрес microsoft.com (рис. 14.7). Глядя на этот адрес, можно сказать, что он принадлежит коммерческой организации (имя домена верхнего уровня com), а головной компьютер называется microsoft (по-видимому, это компьютер компании Microsoft). Часть «кому» адреса askbill является учетным именем пользователя. Рассматриваемый адрес представляет собой адрес электронной почты президента компании Microsoft Билла Гейтса, по которому пользователи могут задавать ему вопросы. Таким образом, чтобы направить кому-либо сообщение по Интернету, достаточно знать его электронный адрес. Однако дело осложняется тем, что Интернет по самой своей сути — это конгломерат огромного числа сетей, каждая из которых может использовать свою собственную систему адресации. Поэтому, если сообщение направляется в какую-либо сеть со своей собственной системой адресации (например, в сеть CompuServe), то необходимо точно знать правила, по которым в этой сети формируется электронный адрес. В любом случае люди, вступающие в переписку как по обычной, так и по электронной почте, должны сообщить друг другу свои точные адреса.
Рис. 14.7. Структура адреса электронной почты Интернета Каждое отправляемое по электронной почте сообщение принято сопровождать темой сообщения. Тема сообщения представляет собой краткое, в нескольких словах, объяснение его содержания. Тема сообщения используется его получателем для быстрого анализа содержания полученных сообщений. Тело сообщения — это направляемый адресату текст. В сообщение, кроме основного текста, может быть включена так называемая сигнатура (signature — подпись), или файл подписи. Сигнатура представляет собой содержимое заранее сформированного пользователем текстового файла. Этот файл может содержать любые сведения, которые пожелает записать отправитель, — имя, почтовый и электронный адрес, телефонный номер, настоящую подпись, небольшую «нарисованную» символами «картинку». Например, если посмотреть на следующие символы *< |:-) сбоку, то можно увидеть в них стилизованное изображение Деда Мороза, а символы CI:-=, рассматриваемые с того же ракурса, напоминают Чарли Чаплина. Не рекомендуется формировать подпись длиной более чем в четыре строки, так как во многих сетях пользователям приходится платить за количество строк в передаваемых или принимаемых сообщениях. Очевидное преимущество использования файла подписи состоит в том, что пользователь формирует и записывает файл на диск только один раз, а затем содержимое этого файла (при задании специального режима) автоматически включается в каждое отправляемое пользователем сообщение. Выше уже отмечалось, что вместе с сообщением пользователь может пересылать присоединенные файлы, содержащие программное обеспечение, графику, электронные таблицы, форматированный документ, речь, музыку, анимацию, видео. Присоединение файлов в разных программах электронной почты осуществляется различными способами. Чаще всего требуется только указание в специальной команде или в специальном поле спецификации (названия и маршрута) присоединяемого файла. Пересылая файлы вместе с сообщением, необходимо помнить о том, что мультимедийные файлы и файлы с форматированными документами зачастую имеют очень большой объем и, следовательно, занимают много места на дисковых носителях и требуют много времени на пересылку. В некоторых почтовых системах для уменьшения расходов на пересылку и хранение присоединенных файлов предусмотрены средства их сжатия. Следует также помнить о возможности заражения присоединенных файлов вирусами. Поэтому, получив по почте сообщение, содержащее присоединенные файлы, рекомендуется проверить их с помощью антивирусных программ. Почтовый сервер Как и большинство работающих в сетях пакетов, программы, обеспечивающие работу электронной почты в Интернете, построены по принципу клиент-сервер. Посланные пользователями сообщения попадают на специализированный компьютер узла Интернета, который содержит серверную часть программы электронной почты и в связи с этим называется почтовым сервером. Почтовый сервер обеспечивает отправку всех выходных сообщений по наиболее подходящим маршрутам, а также прием и хранение до прочтения всех входных сообщений всех обслуживаемых сервером пользователей. Можно считать, что почтовый сервер выполняет функции, аналогичные функциям обычного почтового отделения. Как было отмечено выше, все отправляемые пользователями выходные сообщения (даже если они работают на головных компьютерах сети), а также все получаемые пользователями входные сообщения не сразу же направляются по сетевым линиям связи своим адресатам. Вначале все сообщения попадают и некоторое время хранятся на почтовом сервере узла Интернета. Поэтому говорят, что электронная почта в Интернете представляет собой ресурс, предоставляемый пользователям в автономном, или offline, режиме (offline — вне линии связи). Серверная часть пакета электронной почты обычно состоит из трех основных подсистем — подсистемы хранения сообщений, транспортной подсистемы и службы каталогов. Подсистема хранения обеспечивает хранение входных сообщений до прочтения их пользователями. Чтобы входные сообщения попадали к «своим» получателям, на почтовом сервере ведется учет всех обслуживаемых пользователей. На каждого из пользователей заводится учетная запись, содержащая его учетное имя и некоторую другую информацию. В Интернете учетное имя электронной почты может совпадать или не совпадать с входным именем пользователя. Кроме того, каждому пользователю в подсистеме хранения выделяется его личный почтовый ящик, в который попадают посланные на его имя сообщения. Учетное имя пользователя является одновременно названием его почтового ящика. Почтовый ящик представляет собой отдельный файл на магнитном диске или же запись в базе данных сервера. Входные сообщения хранятся в почтовом ящике до тех пор, пока пользователь со своего компьютера не прочитает их. Такой способ работы подсистемы хранения напоминает использование абонентских ящиков в обычных почтовых отделениях. Приходящая почта хранится в абонентском ящике, а человек, приходя на почту, открывает его своим ключом и забирает. Роль почтового отделения играет почтовый сервер узла Интернета, роль абонентского ящика отведена почтовому ящику, а роль ключа, которым открывается ящик, принадлежит учетному имени пользователя, записанному в его учетной записи. Транспортная подсистема обеспечивает пересылку выходных сообщений, отправленных пользователями данного узла Интернета, и сообщений, направленных другими узлами Интернета через данный по наиболее подходящему маршруту. Различные системы электронной почты используют разные стандарты, разные протоколы пересылки сообщений. В Интернете основными протоколами электронной почты являются протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простой протокол передачи почты) и протокол POP (Post Office Protocol — протокол почтового отделения). Они также используются и в локальных сетях, работающих под управлением операционной системы Unix. Этот стандарт обеспечивает быструю и надежную передачу сообщений, содержащих только символьную (текстовую) информацию. Для пересылки мультимедийной почты, то есть почты, содержащей присоединенные файлы со звуком или изображением, используется стандарт MIME (Multipurpose Internet Mail Extension — многоцелевое расширение почты Интернета). Служба каталогов обеспечивает хранение и корректировку учетных записей пользователей электронной почты, а также направление сообщения именно тому, кому оно направлено. Пользователю, который хочет отправлять и получать электронные письма, не нужно знать все тонкости и детали устройства и работы почтового сервера. Для получения письма пользователю достаточно по очень простым, описанным ниже правилам «заглянуть» в свой почтовый ящик, а для отправления письма ему нужно указать адрес получателя, ввести текст сообщения и с помощью специальной команды переслать его на почтовый сервер — все остальное дело сервера. В различных почтовых пакетах упомянутые операции выполняются по-разному. Пользователь готовит и посылает, а также читает пришедшие к нему сообщения, взаимодействуя только с клиентской частью программы электронной почты. Клиентская часть обеспечивает пользователя всеми необходимыми средствами для выполнения основных операций с сообщениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|