Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платежного требования в банк




Принципы осуществления и задачи бухгалтерского учета расчетных операций.

Система безналичных расчётов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчётов, указанных на рисунке.

 

 


 

 

 

 

 
 

 

 


 

       
 
 
   

 

 


 

 

       
 
 
   

 


 

 

Рисунок – Принципы безналичных расчетов

 

Следовательно, расчеты представляют собой действия, направленные на прекращение или из­менение возникшего обязательства, они являются важнейшим эле­ментом возмездных имущественных отношений, т.е. таких отношений, объектом которых становится имущество (материальные блага и имущественные права). Эти отношения в условиях развития рын­ка приобретают особое значение. Несвоевременно произведенные расчеты, неплатежи по принятым обязательствам тормозят развитие экономики страны, подрывают устойчивость хозяйственных связей между участниками, что не может не отра­зиться отрицательно на формировании доходной части государст­венного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Поэтому оптимальная организация расчетов имеет большое значе­ние для развития общества.

Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения регулирования макроэкономических процессов.

Можно выделить следующие принципы расчетов (рисунок).

Рисунок – Основные принципы расчетов

 

Между организациями расчеты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков, обслуживающих их.

Ввиду большого количества контрагентов, взаимодействующих с хозяйствующим субъектом, возникает необходимость ведения бухгалтерского учета расчетов на предприятии с их последующей группировкой (рисунок).

 

Рисунок – Бухгалтерский учет расчетных операций

 

Целью бухгалтерского учета расчетов является их своевременное и правильное отражение в учете и осуществление контроля за соблюдением сроков платежей. Исходя из этой цели определяются основные задачи бухгалтерского учета расчетных операций (рисунок).

 

Рисунок – Основные задачи бухгалтерского учета расчетных операций

 

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о результатах хозяйственной деятельности, но и о характере происходящих изменений в экономике организации. Однако следует отметить, что в результате осуществления расчетных операций может образоваться как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию (организации, учреждению) от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

Кредиторская задолженность в свою очередь представляет собой задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Кредиторская задолженность возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты.

 

Формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь: платежными требованиями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, банковскими пластиковыми карточками и др.

 

Чётко организованная система безналичных расчётов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях производственной и коммерческой деятельности. Совершенствование безналичных расчётов способствует лучшему использованию финансовых ресурсов организаций.

Безналичные расчеты наиболее часто используются в современной международной торговой практике, и имеют множество вариантов. Формы безналичных расчетов представлены на рисунке 1.3.

Безналичные расчеты – расчеты, которые проводятся без участия наличных денег, т.е. в сфере безналичного денежного оборота.

Таким образом, каждая организация должна для себя чётко определить выбор той или иной конкретной формы расчётов в целом и в зависимости от сложившейся ситуации во избежание возникновения просроченной задолженности, замедления оборачиваемости средств, уменьшения доходов и, в конечном счёте, прибыли. К безденежной форме расчетов относится только бартерные сделки. Все остальные расчеты относятся к денежной форме.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.

Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 14 июня 2010 г. № 132-З(статья236), под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Организация безналичных расчетов должна отвечать конкретным требованиям, которые обусловлены интересами развития экономики. Главная из них - обеспечивать своевременное получение каждым предприятием денежных средств за поставленную им продукцию и предоставленные услуги, чем способствовать ускорению оборота оборотных средств в расчетах.

Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота. Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

- характером хозяйственных связей между контрагентами;

- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки

- местонахождением сторон сделки

- способом транспортировки грузов

- финансовым положением юридических лиц.

 

 


Рисунок 1.3 – Формы безналичных расчетов

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций.

Платежные инструкции банков и их клиентов оформляются расчетными и иными документами, определенными Инструкцией о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66 (в редакции от 30.07.2009 № 127) и иными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций. Платежные инструкции при осуществлении кредитового перевода могут оформляться расчетными документами (платежным поручением, платежным требованием-поручением) или иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

 

 

Рассмотрим основные формы расчетов.

Расчеты платежными поручениями – это самая распространенная в настоящее время форма безналичных расчетов. Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежное поручение на бумажном носителе представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей.

Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается

Банк-отправитель при приеме от клиента платежного поручения должен проверить:

- заполнение реквизитов платежного поручения; подлинность и целостность платежного поручения, переданного в электронном виде;

- соответствие данных платежного поручения данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

- соответствие подписей и оттиска печати заявленным в банк образцам;

- наличие на счете (счетах) плательщика суммы денежных средств, необходимой для осуществления перевода, в том числе для уплаты вознаграждения (платы) за услуги банка в случае, если вознаграждение (плата) производится плательщиком;

Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в следующих случаях, если:

- в платежном поручении имеются исправления и подчистки;

- в платежном поручении не указаны обязательные реквизиты;

- подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не соответствуют заявленным в банк образцам;

- не представлены необходимые в соответствии с законодательством документы;

- данные платежного поручения не соответствуют данным документов, которые были представлены в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

- у плательщика отсутствуют правовые основания для осуществления кредитового перевода, если контроль со стороны банка-отправителя за правомерностью осуществления кредитового перевода установлен законодательными актами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь;

- чтение реквизитов платежного поручения вызывает затруднения.

Не принятое к исполнению платежное поручение не позднее банковского дня, следующего за днем его поступления в банк, возвращается банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного поручения причины возврата, заверенной подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя. При исполнении платежного поручения в полной сумме в день его поступления в банк на всех экземплярах платежного поручения проставляются подпись ответственного исполнителя, дата исполнения и штамп банка-отправителя. При этом дата приема платежного поручения к исполнению может не указываться.

После исполнения первый экземпляр платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного поручения направляется плательщику, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между плательщиком и банком-отправителем.

При поступлении платежного поручения после окончания банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

Поручением могут производиться:

- расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;

- расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);

-авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами).

Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рисунке 1.4.

3. списание денежных средств со счета плательщика

и переход их в банк - получатель

           
   
 
   
 
 


4. зачисление переведенных 2. Оформление платежного пору-

денежных средств на счет чения и предоставление

бенефициара и извещение его в банк для оплаты

его о переводе

 

1. отгрузка товара, оказание услуг,

возникновение обязательства

платежа по договору


Рисунок 1.4 -Порядок расчетовплатежным поручением

 

Расчеты платежными требованиями-поручениями являются относительно новой для экономики формой безналичных расчетов.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Представленное плательщику платежное требование-поручение должно содержать следующие обязательные реквизиты: наименование расчетного документа, дату и номер платежного требования-поручения, а также реквизиты в соответствии с требованиями описания полей "Сумма и валюта", "Плательщик", "Банк-получатель", "Бенефициар", "Назначение платежа".

Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними. Плательщик при согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение заполняет необходимые реквизиты данного расчетного документа в соответствии с описаниями полей.

Ответственность за достоверность информации, указанной в платежном требовании-поручении, несет плательщик.

Акцептованное плательщиком требование-поручение представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Плательщик имеет право отозвать (изменить) выданные банку платежные поручения (требования-поручения) до момента их исполнения или совершения банком фактических действий по их исполнению.

Зачисление банком-получателем денежных средств на счет бенефициара - юридического лица производится в соответствии с его номером счета, а на счет бенефициара - физического лица - в соответствии с номером счета, фамилией, именем, отчеством (при наличии), а также в соответствии с датой валютирования, указанными в платежном поручении (кредитовом авизо) банка-корреспондента

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта.

Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.

Для подтверждения зачисления денежных средств на счет бенефициара банк-получатель направляет бенефициару документ, предусмотренный условиями заключенного договора (платежное поручение банка-отправителя (банка-корреспондента) либо сформированный на его основании расчетный документ, мемориальный ордер, список, реестр).

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями – поручениями представлена на рисунке 1.5.

 

       
 
   
 


4. списание денежных средств со счета плательщика

и переход их в банк - получатель

           
   
 
   
 
 


5. зачисление переведенных 3. Акцепт суммы платежного тре-

денежных средств на счет бования – поручения и передача

бенефициара и извещение его в банк для исполнения

его о переводе

 

1.отгрузка товара, оказание услуг, возникновение обя-

зательства платежа по договору;

2. оформление платежного требования-поручения и

отсылка их плательщику


Рисунок 1.5 -Порядок расчетовплатежным требованием-поручением

 

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Платежное требование – является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Платежные требования применяются при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств, а при наличии международных договоров (соглашений) – и при осуществлении международных переводов.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.

Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях – по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

При приеме на инкассо платежного требования от клиента банк-получатель проверяет правильность оформления платежного требования в соответствии с установленным настоящей Инструкцией порядком (соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов).

Платежные требования не принимаются банком-отправителем, если:

- в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки;

- на платежном требовании на бумажном носителе отсутствует штамп банка-получателя;

- невозможно установить отправителя либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде;

- в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

- невозможно установить плательщика;

- отсутствует заявление на акцепт в банке-отправителе

- в заявлении на акцепт отсутствуют данные, указанные в платежном требовании

- в банке-отправителе имеется определение хозяйственного суда о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) либо информация о том, что плательщик находится в стадии ликвидации.

Принятые к исполнению платежные требования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика подлежат оплате банком-отправителем в полной сумме. После исполнения на всех экземплярах платежного требования (копии платежного требования) проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка. При этом дата приема платежного требования к исполнению может не указываться.

Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного требования направляется плательщику, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между плательщиком и банком-отправителем.

Принятые к исполнению платежные требования, для оплаты которых на счете плательщика денежных средств недостаточно, оплачиваются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах платежного требования ответственным исполнителем банка-отправителя первоначальная сумма зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой платежное требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя. На оборотной стороне всех экземпляров платежного требования делается запись о причине его неисполнения в полной сумме, все экземпляры платежного требования заверяются подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

Ответственность за достоверность указанной в заявлении информации несет физическое лицо – плательщик.

Списание средств в бесспорном порядке допускается со счетов плательщика, предназначенных для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться, в случае, если такое списание средств не противоречит режиму счета, установленному законодательными актами Республики Беларусь.

Случаи и порядок указания в платежных требованиях на взыскание платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды учетных номеров плательщиков определяются законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном требовании, несет взыскатель.

При приеме на инкассо платежные требования помимо проверки на предмет правильности их оформления в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией, дополнительно проверяются на предмет правомерности их выставления.

Платежное требование при безакцептной форме инкассо должно представляться в банк взыскателя с исполнительным документом. Исполнительные документы предъявляются в банк в пределах срока давности для предъявления исполнительных документов к исполнению. Сроки давности и порядок их исчисления устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Схема расчетов платежными требованиями с предварительным акцептом представлена на рисунке 1.6.

 

5. списание денежных средств со счета плательщика

и переход их в банк - получатель


1. 4. принятие платежного требования банком исп ол-

нителем на инкассо и передача его в банк - отправитель -

6. зачисление переведенных денежных 2. Передача средств на счет бенефициара и изве щение его о переводе заявления -

на предва-

- рительный акцепт

- (до поступления

платежного тре-

бования в банк -

отправитель)

 

3. представление бенифициаром

платежного требования в банк

 

1 отгрузка товара,оказание услуг, возникновение обя-

зательства платежа по договору

Рисунок 1.6 - Порядок расчетов платежным требованием с предварительным

Акцептом

Схема расчетов платежным требованием с последующим акцептом представлена на рисунке 1.7.

 

       
   
 


6. списание денежных средств со счета плательщика

и переход их в банк - получатель


2. 3. принятие платежного требования банком исп ол-

нителем на инкассо и передача его в банк - отправи-

7. зачисление переве- тель 5. передача

денных денежных заявления на

средств на счет бе- последующий

нефициара и изве- акцепт после

щение его о переводе проверки пла-

тельщиком в те-

чении установ- 4.Принятие платежного ленного срока требования банком – от- акцепта обосно-правителем к исполнению ванности требования

и передача его

плательщику для

акцепта

 

2. представление бенифициаром

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...