Тема «Публичное выступление как вид речевой деятельности»
Стр 1 из 2Следующая ⇒
План:
Существует мнение, что искусство говорить публично – талант, которым обладают избранные. Вместе с тем в последнее время растёт спрос на людей, умеющих самостоятельно излагать мысли, воздействуя при этом на окружающих. Требование «говорить хорошо» предъявляется не только к представителям средств массовой информации или сферы образования, но и ко всем людям, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с речевой коммуникацией. [Для справки: Речевая коммуникация (речевое общение) – специфическая форма осознанного, целенаправленного взаимодействия людей в процессе говорения / слушания и / или письма / чтения; осуществляется в процессе речевой деятельности (с помощью вербальных и невербальных средств); предполагает обмен информацией и установление эмоционального контакта. Цели речевой коммуникации: информирование, убеждение, развлечение, установление и поддержание контакта, выражение эмоций. Основное средство общения – вербальная речевая деятельность (от лат. verbum – слово), которая имеет 4 аспекта: говорение – слушание; письмо – чтение. В вербальной деятельности для выражения мысли важен выбор языковых (вербальных) средств: звуков, ударение частей слов (морфем), слов, синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений и их объединений). Невербальные средства общения – несловесные символы и знаки: мимика, взгляд, жесты, поза, движения тела. Сюда же относятся дополнительные средства общения: музыкальные сигналы, свист, дорожные знаки, запахи, украшения, цвет, цветы и т.д.]
В зависимости от сферы деятельности людей (бытовое общение – деловое общение) выделяют жанры речевого общения. Так, в деловом общении выделяют следующие жанры: деловая беседа, деловые переговоры, конференция, презентация, телефонный разговор, деловое письмо, спор, дискуссия, диспут, полемика, публичное выступление. Публичное выступление – жанр делового общения, который отличается монологичностью, тематической и стилистической организованностью, регламентированностью речи. Существуют различные классификации публичных выступлений. Для овладения искусством публичной речи целесообразно деление выступлений на виды по целевой установке говорящего. В зависимости отцели различают следующие виды публичных выступлений: 1. Информационное (дает новые знания). Это может быть инструктирование, объявление о предстоящем событии, научный или научно-популярный доклад, лекция и под. 2. Агитационное: А) воодушевляющее (вызывает потребность в действии); Б) убеждающее (склоняет слушателей к согласию с мнением оратора); В) призывающее (призывает к действию или прекращению действия). Типичные агитационные выступления – предвыборные речи, рекламные выступления, высказывания в научных или политических дискуссиях. 3. Развлекательное. Это, например, рассказ об интересном случае, анекдот, речь неофициальная речь на банкете. 4. Протокольно-этикетное (соблюдение ритуала). Общепринятый ритуал необходимо соблюдать в приветствии официальной делегации, вступительном слове перед мероприятием, в официальном «похвальном слове», поздравлении, тосте. Тематическая организация текста и регламентированность речи различны в разных видах публичных выступлений. По форме публичного выступления выделяют следующие разновидности: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Кратко охарактеризуем каждую разновидность с точки зрения содержания и временной длительности.
Доклад – подготовленное выступление на важную (общественно-значимую, обычно политическую, научную, производственную) тему. Имеет строгий план. Содержание: история проблемы, различные точки зрения, оценка разных подходов к проблеме. От 10-15 мин до 2-3 ч. Сообщение – подготовленное выступление по одному небольшому вопросу или по одному аспекту проблемы. Обычно несколько выступающих в своих частных сообщениях рассматривают разные стороны одной проблемы. Содержание: конкретная фактическая информация, наглядные примеры. 5-10 мин. Выступление – обычно подготовленное выступление (может быть импровизационным) при обсуждении заранее объявленного вопроса. Выступления обычно раскрывают разные точки зрения, дополняют друг друга. Содержание: раскрывает одну сторону проблемы (разные точки зрения). 3-5 мин. Лекция – подготовленное выступление (учебное, научно-популярное). Содержание: развернутое изложение научного вопроса специалистом. От 20-30 мин до 1,5 ч. Беседа – подготовленный диалог со слушателями. Предполагает вопросы слушателям, комментирование их ответов. Рекомендуется для небольшой (до 30 чел.) заинтересованной аудитории.
Успешность любого выступления обеспечивается работой оратора на каждом из этапов (фаз) публичной речи. Опишем фазы публичного выступления: 1) докоммуникативную; 2) коммуникативную; 3) посткоммуникативную. Докоммуникативная фаза – подготовка выступления. Она включает в себя 1) определение темы (определение степени общественной значимости темы, степени доступности темы для аудитории; наличия интереса аудитории); 2) подбор материала по теме и содержательную подготовку (зависит от коммуникативного типа аудитории, регламента речи, условий проведения выступления (время, место, степень добровольности слушателей); 3) содержательное оформление текста (последовательность материала, обнаружение пробелов или избыточности материала); 4) речевое оформление текста (композиция, художественное обогащение, стилистическая и нормативная правка); 5) определение стратегии и тактики исполнения речи (психологическая и физическая подготовка: определение риторической позиции, выработка уверенности в себе, репетиция и т.д.).
[Для справки: Риторическая позиция – роль, которую выбирает выступающий. Наиболее распространены риторические позиции: 1) информатора; 2) комментатора; 3) собеседника; 4) советчика; 5) эмоционального лидера; 6) наставника; 7) трибуна; 8) просителя. Выступления длительного характера предполагают изменение позиции по ходу речи.] Способы подготовки текста выступления могут быть различны: 1) экспромт – выступление без подготовки; 2) план-конспект – пункты плана выступления сопровождаются краткими формулировками основных мыслей; 3) текст, который во время выступления полностью прочитывается; 4) текст заученный и воспроизведённый по памяти, без опоры на записи. Выбор способа зависит от подготовленности оратора, в том числе психологической, и степени ответственности выступления.
Коммуникативная фаза – исполнение речи. 1) знакомство с аудиторией и / или приветствие (цель – установить контакт); 2) вступление (цель – пробудить интерес к теме, подготовить к восприятию темы, обосновать выбор темы); 3) основная часть – непрерывное чтение / живое общение (последовательное выдвижение тезисов, аргументирование, подведение слушателей к необходимым выводам); 4) заключение (цель – обобщить сказанное, подчеркнуть его значение, повысить интерес к предмету речи, поставить задачи, призвать к действиям); 5) ответы на вопросы / прощание.
Посткоммуникативная фаза – оценка успешности выступления. Этот этап необходим для подготовки к последующим выступлениям, поскольку предполагает разносторонний анализ и выявление удач и неполадок в ходе речи, степени её эффективности. Оценка может быть самостоятельной (в виде самоанализа) и / или экспертной (анализ посторонним лицом). Параметры оценки: 1) информативность; 2) соотношение известной и новой информации (1/4, 1/5); 3) занимательность; 4) прагматичность (практическая польза); 5) доступность изложения.
Для самооценки могут быть использованы вопросы, предлагаемые в пособии И. А. Стернина по практической риторике:
Автор пособия предлагает ответить на вопросы по десятибалльной шкале: да – 10; нет – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, ваше выступление неудачно. Следует проверить, за счёт чего получен низкий балл, и поработать над этим [Стернин 2006: 250]. Второй вид оценки обычно проводится как опрос аудитории или представителей аудитории (сплошной / выборочный) в письменной форме (в виде анкеты). В такой анкете возможны вопросы:
Рекомендуется сочетать самооценку и экспертную оценку.
Вопросы для анализа выступления учитывают различные факторы его эффективности, как вербальные, так и невербальные. Невербальные факторы внешности, взгляда и мимики, организации пространства, физического поведения, голоса (его силы, тона, а также темпа и интонации) описаны в многочисленных пособиях по риторике (ораторскому искусству) (см. список литературы). Учёт несловесных факторов помогает усилить речевое воздействие, так как облегчает установление и поддержание контакта с аудиторией. И невербальные, и вербальные факторы эффективности позволяют сформулировать основные правила, которые необходимо соблюдать при подготовке и осуществлении любой публичной речи в любом жанре. Общие требования к публичному выступлению: 1) решительное начало выступления; 2) драматизм; 3) сдержанная эмоциональность; 4) краткость; 5) диалогичность; 6) разговорность; 7) установление и поддержание контакта с аудиторией; 8) ясность главной мысли; 9) решительный конец выступления. Важность решительного начала выступления трудно переоценить: с первых слов следует заинтересовать, увлечь аудиторию. Поэтому первая фраза должна быть подготовлена заранее и выучена, она должна быть доступной для понимания слушателей, уверенной и достаточно эмоциональной.
Драматизм (напряжение) выступления заставляет слушателей следить за развитием мысли говорящего. Его можно достичь, сталкивая различные точки зрения, оспаривая авторитетное мнение, рассказывая о необычных фактах. Эмоциональность речи показывает аудитории заинтересованность оратора в теме выступления и вызывает в них эмоциональный отклик. Краткость связана с соблюдением регламента выступления и ожиданиями слушателей. Умение «в немногих словах сказать многое» считается признаком ума, вызывает доверие к информации. Диалогичность и разговорность речи являются стилистическими свойствами, обеспечивающими установление контакта с аудиторией, поскольку позволяют раскрепостить её, привлечь к размышлению над темой вступления. Эти признаки хорошей публичной речи превращают её в непринуждённую беседу. Понятность главной мысли реализуется в наличии четкой формулировки идеи выступления, вывода, переданного славами не менее двух раз в доступном виде. Заключительная фраза выступления сигнализирует о его окончании, поэтому должна быть краткой, понятной, произнесённой замедленно и многозначительно, более эмоционально, чем предшествующая фраза. Обычно в конце выступления делается вывод или формулируется призыв. Последние слова должны подсказать аудитории завершение выступления. Чтобы оказать нужное влияние на слушателей, необходимо владеть техникой устной речи (правильно и отчётливо произносить звуки, пользоваться разнообразием интонаций), а также сделать текст доступным для слухового восприятия (более диалогичным, разговорным, эмоциональным, выразительным, разнообразным). Превращение письменного текста в устный называется орализацией текста (от англ. oral – устный). Выступая перед более или менее многочисленной аудиторией, оратор старается произвести на аудиторию необходимое впечатление. При этом поневоле он сообщает о себе дополнительные сведения: компетентность в обсуждаемом вопросе, заинтересованность в деле, уровень образования и общей культуры, темперамент, характер и др. За короткое время публичный человек «рассказывает» о себе многое. Например: сильная личность, защитник интересов избирателей, опытный хозяйственник, авторитетный человек, решительный, знающий, справедливый, бескомпромиссный и т.д. То впечатление, которое человек создает своей речью, называют языковым паспортом. Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только начинает говорить. Если соблюдаются правила речевого этикета и культуры речи, языковой паспорт благоприятный, говорящий производит положительное впечатление на людей. Работа над полировкой языкового паспорта – трудная задача. Здесь важна и дикция, и энергетичность речи, и соблюдение требований этикета, и культура речи. Языковой паспорт может охарактеризовать любой слушатель. Ведь заметив речевые ошибки выступающего, сразу начинают ему меньше доверять. Речевые ошибки ставят под сомнение компетентность и образование говорящего, как это происходит в случае, рассказанном К. И Чуковским: «Летом я жила в Мисхоре. На морском берегу невдалеке от меня расположилась обнаженная красавица. Глядя на нее с восхищением, я невольно повторяла стихи: «Всё в ней гармония, всё диво…» каждая линия её прекрасного тела были так благородна, что нельзя было не вспомнить античную статую. Через 3 дня красавица заговорила со мной… Слова её были такие: – Ну и взопрела я на этом пляжу! Она сразу показалась мне уродиной».
С точки зрения речевого оформления публичного выступления можно говорить о коммуникативных качествах речи выступающего. Это правильность (владение нормами современного литературного языка), выразительность (благодаря чему осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории), доступность (обеспечивает адекватное понимание сказанного), точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением), уместность (соответствие условиям общения), чистота. Комплекс указанных признаков делает речь культурной. Культурная речь – речь, обладающая качествами, благодаря которым она оказывает наилучшее воздействие на адресата в конкретной речевой ситуации. В соответствии с этим культура речи – умение правильно и коммуникативно целесообразно пользоваться средствами языка (коммуникативно целесообразно – в соответствии с речевой ситуацией: степенью подготовленности слушателя или читателя, официальностью или неофициальностью общения, количеством участников общения, целью общения и др.). Правильность речи – соответствие речи нормам ЛЯ, коммуникативное качество, обеспечивающее единство говорящего и слушающего, их взаимопонимание. Языковая норма – правило использования языкового средства в зависимости от речевой ситуации, принятое в определенный период развития языка. Типы норм: А) неграмматические: акцентологические (нормы ударения: красИвее); орфоэпические (нормы произношения звуков и их сочетаний: [ дэтэктиф ], ску[ шн ]ый); лексические (нормы выбора слов в соответствии с их значением и стилевой окраской: слово предоставляется куратору / отчет представьте на электронном носителе). Б) грамматические: морфологические (нормы выбора форм слов различных частей речи: тонкий тюль, известный доктор Максимова, выздоровеет, щиплет); синтаксические (нормы конструирования словосочетаний и предложений: вопреки правилам, соскучились по вас). Источниками норм являются научные исследования, анкетные и «живые» опросы, произведения художественной литературы, язык СМИ, разговорная речь. Признаки нормы: 1) устойчивость, консерватизм; 2) распространенность языкового явления; 3) авторитет источника. Чтобы языковое средство было признано нормативным, необходимо сочетание признаков. Так, например, в высшей степени могут быть распространены ошибки, причем они могут сохранять свою устойчивость на протяжении длительного периода, но нормой они не признаются (например: неправильное звОнит, разговорное употребление слова кофе как существительного среднего рода). Наконец, языковая практика достаточно авторитетного органа может оказаться далеко не идеальной. В современном русском языке существуют варианты нормы – формальные разновидности одной и той же языковой единицы, которые при тождестве значения различаются частичным несовпадением звучания. Вариантные языковые средства (слова, их формы и реже – словосочетания) должны обладать некоторым набором признаков: общим лексическим значением, единым грамматическим значением и тождеством структуры. Варианты могут различаться произношением: булочная – було[ш]ная, темп – т[э]мп, до[шть] – до[щ]; галоши – калоши, матрац – матрас (орфоэпические варианты); расположением ударения: далекО – далЁко, творОг – твОрог, кОмпас – компАс (профес .), договОр – дОговр (разг.); (акцентологические варианты); формообразовательными суффиксами: достигнул – достиг, намокнул – намок; окончаниями некоторых падежей: инженера – инженеры, пять килограмм – пять килограммов (морфологические варианты, на втором месте указаны варианты, свойственные грамотной речи ). Варианты могут быть равноправными (полными) и неравноправными (неполными). Полные варианты различаются только формальными показателями (произношением, ударением), неполные различаются еще и функционально (общеупотребительные и специально-профессиональные, общеупотребительные и внелитературные). Равноправные: порядо[чн]ый – порядо[шн]ый, ржАветь – ржавЕть. Неравноправные: Семантические: нескАзанная (фраза) – несказАнная (красота), двигают – движут. Такие варианты различаются лексическим значением. Хронологические: дАришь – дарИшь (устар.). Различаются временем употребления, один из них устаревший. Стилистические: кОмпас – компАс (спец.), добЫча – дОбыча (неправ.), сливо[чн]ый – сливо[шн]ый (доп. устар.), машут – махают (разг.). Различаются сферой употребления. Сведения о языковых нормах и их вариантах содержатся в словарях и справочниках русского литературного языка. Наиболее авторитетным остаётся Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – М.: Русский язык, 2001. Кроме того, в овладении языковыми нормами помогают справочные издания под редакцией Д.Э. Розенталя: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Рольф, 2001. (и другие издания). Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с. (и другие издания).
К сожалению, публичные высказывания многих современников далеки не только от риторического идеала, но и от необходимого уровня владения языковыми средствами родного языка. Изучение выступлений политиков и чиновников, а также журналистских текстов конца 20-ого – первого десятилетия 21-ого века позволило лингвистам говорить о тенденциях публичной речи (заметим, что действие этих тенденций в той или иной мере наблюдается и в настоящее время).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|