Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многословие: слово-пустышка, паразит




«Она <…> потребовала улучшить состояние дел по соблюдению финансовой дисциплины практически во всех администрациях сельских поселений». «Парень типа лежал на полу». «Сегодня каждый школьник обязан сдавать ЕГЭ». «Я достаточно хорошо отношусь к нашему городу»). Кроме указанных, к словам-паразитам относятся употребленные без семантической нагрузки (не в своём значении) слова и сочетания «как бы, скажем так, будем так говорить, по большому счету».

Речевая недостаточность, создающая двусмысленность высказывания, искажение его смысла

Пришло коллективное письмо от родителей детского сада «Чебурашка». Требуются расклейщики газет Ленина, Луначарского

Среди грамматических ошибок к массовым относятся:

1) недопустимые конструкции с деепричастиями («Готовясь к этой встрече, мне показалось…»; «Почему, имея эти данные, не были приняты меры?» на месте правильных «Когда я готовился к этой встрече / во время подготовки к этой встрече…»; «Почему, имея эти данные, вы не приняли меры?»);

2) использование конструкции «о том, что» вместо «то, что», «в том что» и под. («мы прогнозируем о том, что…»; «конференция показала о том, что…»; «допущена ошибка о том, что…»; «было понято о том, что …»);

3) отсутствие склонения или ошибочное склонение числительных («двести пятьдесят трём участникам вручены награды»; «в двухтысячно третьем году»; «во всех четырехсот семидесяти томах этого дела» вместо правильного «двумстам пятидесяти трём», «в две тысячи третьем году»; «во всех четырехстах семидесяти»).

[Для справки:

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов имеет стилистические и семантические ограничения.

Деепричастия и особенно деепричастные обороты – характерная черта официально-делового и научного стилей.

Деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила является грубой речевой ошибкой: Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.

Деепричастия не следует использовать:

а) в безличных предложениях (неправильно: Принимая заказы на ремонт, должно быть ясно, что они будут выполнены в срок);

б) в страдательных конструкциях (неправильно: Приняв смену, дежурные направлены диспетчером на объекты; Приняв смену, дежурные направляются диспетчером на объекты);

в) в неопределенно-личных предложениях (неправильно: Через несколько дней, не успев освоиться на участке, ему предложили принять цех).]

 

Ещё одну разновидность распространённых ошибок составляют ошибки в ударении. Отдельные акцентологические нарушения повторяются постоянно, несмотря на то, что специалисты по культуре речи борются с ними десятилетиями. Эти слова в правильном произношении (договОр, квартАл, срЕдства, намЕрения, добЫча, газопровОд, принЯть и прИнял, принялА, начАть и нАчал, началА) следует запомнить, добавив в этот список группу причастий, произносимых часто с неправильным ударением на корне -нес- и корне -вед-, тогда как нормативное их звучание требует постановки ударения на суффиксе (проведЁнный, нанесЁнный) или на окончании (приведенЫ, возведенО, внесенА и т.п.).

Приведенные примеры ошибок показывают, что при отсутствии контроля за своей речью говорящий может обратить богатейшие средства экспрессивности и точности русского языка – фразеологизмы, синонимы, оттенки семантики слов, словообразовательные возможности – в орудие искажения смысла высказывания, разрушения имиджа выступающего.

 

Задания

Задание 1. Какие утверждения правильные? (да – нет)

  1. Ответ студента на занятии – убеждающее выступление.
  2. Тост – развлекательное выступление.
  3. Анекдот для публики – развлекательное выступление.
  4. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.
  5. Доклад – всегда подготовленное выступление.
  6. Сообщение – краткое неподготовленное выступление.
  7. Информационная речь – это лекция, рассказ преподавателя.
  8. Отчет Председателя Совета министров о работе правительства за год – сообщение.
  9. Обзор библиотекарем новых поступлений в студенческой группе – выступление.
  10. Рассказ попутчикам о себе (в поезде) –публичное выступление.

 

Задание 2. Какие утверждения правильные? (да – нет)

  1. Первая фраза выступления должна быть подготовлена заранее.
  2. Содержание выступления должно быть построено на каком-либо конфликте, столкновении идей, точек зрения.
  3. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе выступления.
  4. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления.
  5. Оратор должен быть логичен и мало эмоционален в процессе выступления.
  6. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создаёт впечатление о его некомпетентности.
  7. Главную мысль надо сформулировать и повторить 2 – 3 раза.
  8. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.
  9. Заключительная фраза должна быть импровизационной.
  10. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.

 

Литература

  1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. – Казань, 1993.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001.
  5. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.
  6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989 (и др. годы издания).
  7. Культура русской речи: Учебник для вузов./ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998 (2004).
  8. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.
  9. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
  10. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...