Этапы и информационная составляющая УУ
Система управленческого учета предполагает выбор системы показателей, на основании которых происходит оценка результатов деятельности текущего состояния, планирования направлений развития. Можно выделить пять основных типов построения взаимосвязанных оценочных показателей для предприятия в целом и его подразделений:
Принципы формирования системы показателей, а также результаты конкретного выбора такой системы, регламентированной внутренними нормативными документами, определяют требования к структурированию учетных данных. Многогранность анализа и наличие связанных, но различных показателей определяют необходимость в многоаспектной системе управленческого учета, позволяющей оперативно настраиваться на регламентированные запросы пользователя.
Если под управленческим учетом понимать систему организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленную на решение конкретной управленческой задачи, тогда основываясь на этом определении, создание системы управленческого учета может быть представлено в виде трех этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.
Первый этап – формирование управленческого решения учетной задачи или анализ существующего решения. На этом этапе необходимо определить: • управленческую задачу и ее решение (управленческое); • данные, которые нужны для ее решения, система из сбора и правила документооборота; • результаты, которые планируется достичь, при этом назначаются ответственные за достижение указанных результатов и соответствующая система управленческой отчетности, планирования результатов деятельности. Приведенные задачи могут быть разбиты на отдельные стадии. Например, после определения необходимых учетных данных невозможно сразу изменить формы существующих документов так, чтобы обеспечить получение этих данных. Тогда определение системы документооборота для поддержки управленческой задачи может быть выделено в отдельный шаг, тесно связанный с анализом используемых программ, что не изменяет логику решения задачи в целом. Второй этап - увязка принятых решений с существующими управленческими решениями, учетной политикой и учетной бухгалтерской практикой и уже существующими учетными технологиями. Этот этап находится на стыке двух элементов системы управленческого учета - организации и сбора данных. С одной стороны, организация данных существующих систем учета может быть использована при формировании управленческого учета, с другой - требования управленческого учета могут привести к изменению в существующих структурных данных. Могут изменяться и требования к системе сбора данных, например, подвергнуться пересмотру периодичность, объем и адреса предоставления отчетных форм. На этом этапе следует согласовать полученные на первом этапе результаты с требованиями бухгалтерского, финансового и налогового учета.
Третий этап - внедрение учетных технологий. На этом этапе осуществляется реализация принятых решений. Важно поддержать процесс постановки управленческого учета организационно - административными мерами. Необходимо официально возложить ответственность за сбор и анализ данных на ответственных лиц и тем самым завершить формирование системы сбора управленческих данных, разработать должностные инструкции для исполнителей, утвердить формы документов и правила документооборота, что вместе с отчетным и аналитическими формами и образует систему агрегированных учетных данных.
Таким образом, система управленческого учета - это система управленческой отчетности, представляющей собой совокупность показателей оценки затрат, себестоимости и формирования финансовых результатов с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Роль ИнформациИ для УУ Постановка управленческого учета на предприятии обеспечивает наличие более эффективного контроля за его деятельностью. Это происходит за счет переноса акцентов на самоконтроль, т.е. на создание обратной связи внутри функций менеджера, чтобы он мог принимать меры по исправлению неудовлетворительной работы и предупреждению потерь. При этом управленческий учет строится таким образом, чтобы способствовать эффективному контролю со стороны руководства за объектами, деятельность которых ему подотчетна. Схема функционирования системы управленческого учета показана на Рисунке 1: Рисунок 1. Система функционирования управленческого учета.
Как видно из рисунка, в основе построения управленческого учета лежат три источника: организационная структура бизнеса в целом и отдельных его подразделений; описанная во внутренних документах технология ведения бизнеса; нормативно-справочная документация по учету (например, учетная политика предприятия, правила ведения учета конкретного вида деятельности). Большое влияние на управленческий учет оказывает обоснованная организация документооборота, т. е. последовательность прохождения документов (электронных или бумажных) от момента их создания до передачи в архив. Разработка графика документооборота является необходимым звеном процесса постановки управленческого учета на предприятии, т.к. именно через рациональную организацию документооборота в конечном итоге обеспечиваются четкость и оперативность обработки и движения документов, своевременность принятия управленческих решений.
Завершающим этапом процесса управленческого учета является формирование управленческой отчетности и выделение ключевых показателей деятельности отдельных подразделений. Управленческая отчетность представляет собой единую систему взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении предприятия, а также о результатах хозяйственной деятельности, составленную по установленным формам. Управленческая отчетность — это внутренняя отчетность, т. е. отчетность об условиях и результатах функционирования структурных подразделений предприятия, отдельных направлений его деятельности, а также о финансовых итогах работы на различных рынках. Экономическая информация
Экономические аспекты информации впервые исследовал нобелевский лауреат К. Эрроу. Он постулировал и обосновал тезис о том, что информация является товаром, имеющим стоимость. Под информацией, прежде всего, следует понимать меру снятия неопределенности у получателя, влияющую на результативность его дальнейшей деятельности Экономическая информация (англ. economic information) – сведения (факты, данные, характеризующие, что-либо, отчет с цифровыми данными), уменьшающие неопределенность, недостаток знаний, дополняющие представление о социально-экономических процессах как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере на всех уровнях и во всех органах. Экономическая информации отображает факты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. В качестве характеристик, позволяющих говорить об экономической сущности информации, выделяются следующие: · информация приобрела цену, стоимость и стала товаром, измеримым денежным эквивалентом;
· возникают и бурно развиваются нетоварные информационно-финансовые рынки, такие, как рынки фьючерсов (сделка на срок), страховые, инвестиционные и валютные рынки типа FOREX, где товаром является, по существу, информация (причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, стремительно растет и значительно превышает емкость товарных рын); · компьютерные сети (Internet про www2, про блоги) становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями и обеспечивают функционирование "телешопингов" и "телебанкингов" во всемирном масштабе; · растут нематериальные активы предприятий, в состав которых входят патенты на изобретения, лицензии, программные продукты и другие информационные материалы, имеющие в балансах организаций денежное выражение.
Экономическая информация исследуется в трех аспектах: синтаксическом; семантическом; прагматическом.
Ценность экономической информации определяется такой совокупностью ее свойств, как своевременность, достоверность, содержательность, удобство восприятия… Классификация экономической информации: 1. по изменяемости: • постоянная (условно-постоянная) • переменная 2. по насыщенности: • недостаточная • достаточная • избыточная 3. по отношению к предмету исследования: § основная § вспомогательная
· текстовая, · цифровая, · алфавитная, · алфавитно-цифровая, · графическая
· плановая, · нормативная, · учетная · и отчетная
10. по объему необходимых сведений для управления
§ комплексная § тематическая
Внутри этих классов делят информацию: 1. по признаку функции управления, результатом которой она является (учетная, отчетная, плановая, прогнозная, нормативная, финансовая и т.п.); 2. по месту возникновения (входящая; сводная; исходящая); 3. по степени соответствия (достоверная, недостоверная, своевременная, несвоевременная, полезная, ложная, избыточная); 4. по отношению к процессам обработки и хранения (исходная (необработанная), промежуточная, результатная); 5. по степени стабильности (постоянная (условно-постоянная), переменная), 6. по степени охвата полноты данных (сплошная (полная), выборочная) Требования к организации информационного обеспечения анализа: § информация должна соответствовать потребностям анализа § объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования ресурсов § единство информации, поступающей из различных источников § оперативность информации § система информации должна быть рациональной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|