Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Примерная схема комплексного анализа проблемно- развивающего урока (схему можно использовать и для самоанализа): · готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); · внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку; · организационные действия учителя (при необходимости); · планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; · какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); · применение проблемных методов в учении школьников; · соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; · объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; · учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития; · подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; · постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; · владение учителем способами создания проблемных ситуаций; · соблюдение правил постановки учебной проблемы; · использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним; · соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; · формирование специальных и общих учебных умений учащихся; · наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; · умения учащихся осуществлять логические операции; · развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
· затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; · соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); · учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; · что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления. · общая результативность урока. Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока) Общие сведения: · школа, класс, дата проведения урока; · тема урока, задачи урока. Оборудование урока: · какие средства обучения использовал учитель; · подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4 · как подготовлена классная доска к уроку; Содержание урока: · соответствует ли содержание программе, задачам урока; · проведена ли его дидактическая обработка; · формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; · с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке; · как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; · какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались; · как осуществлялись межпредметные связи; · соблюдались ли внутрипредметные связи; · способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению. Тип и структура урока: · какой тип урока избран, его целесообразность; · место урока в системе уроков по данному разделу;
· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; · каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; · соответствие структуры урока данному типу; · как обеспечивалась целостность и завершенность урока. Реализация принципов обучения: · принцип направленности обучения на комплексное решение задач; · в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой; · как реализовывался принцип доступности обучения; · с какой целью использовался каждый вид наглядности; · как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков; · как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников; · в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; · какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); · как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; · как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению. Методы обучения: · в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока; · какой характер познавательной деятельности они обеспечивали; · какие методы способствовали активизации учения школьников; · как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся. · какова эффективность использованных методов и приемов обучения. Организация учебной работы на уроке: · как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; · как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; · осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся; · как организовывался контроль за деятельностью учащихся; · правильно ли оценивались знания и умения учащихся; · как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы); · какие приемы использовал учитель для организации учащихся; · как подводил итоги этапов и всего урока. Система работы учителя: · умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
· показ учащимся рациональных способов учебной работы; · определение объема учебного материала на урок; · поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность; · роль учителя в создании нужного психологического микроклимата. Система работы учащихся: · организованность и активность на разных этапах урока; · адекватность эмоционального отклика; · методы и приемы работы, уровень их сформированности; · отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; · уровень усвоения основных знаний и умений; · наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков. Общие результаты урока: · выполнение плана урока; · мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; · уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся: 1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания; 2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации; 3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое; · общая оценка результатов и эффективности урока; · рекомендации по улучшению качества урока.
1. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА Цели
Содержание
Преподавание
Учение
Контроль и оценка
2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ УРОКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|