Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)




Примерная схема комплексного анализа проблемно- развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа):

· готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

· внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

· организационные действия учителя (при необходимости);

· планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

· какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

· применение проблемных методов в учении школьников;

· соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

· объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

· учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;

· подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;

· постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

· владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

· соблюдение правил постановки учебной проблемы;

· использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;

· соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

· формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

· наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

· умения учащихся осуществлять логические операции;

· развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

· затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

· соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

· учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;

· что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.

· общая результативность урока.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

Общие сведения:

· школа, класс, дата проведения урока;

· тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

· какие средства обучения использовал учитель;

· подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

· как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

· соответствует ли содержание программе, задачам урока;

· проведена ли его дидактическая обработка;

· формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

· с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

· как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

· какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

· как осуществлялись межпредметные связи;

· соблюдались ли внутрипредметные связи;

· способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

· какой тип урока избран, его целесообразность;

· место урока в системе уроков по данному разделу;

· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

· каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

· соответствие структуры урока данному типу;

· как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

· принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

· в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

· как реализовывался принцип доступности обучения;

· с какой целью использовался каждый вид наглядности;

· как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

· как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

· в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

· какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

· как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

· как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

· в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

· какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

· какие методы способствовали активизации учения школьников;

· как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

· какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

· как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

· как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

· осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

· как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

· правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

· как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

· какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

· как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

· умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

· показ учащимся рациональных способов учебной работы;

· определение объема учебного материала на урок;

· поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

· роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

· организованность и активность на разных этапах урока;

· адекватность эмоционального отклика;

· методы и приемы работы, уровень их сформированности;

· отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

· уровень усвоения основных знаний и умений;

· наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

· выполнение плана урока;

· мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

· уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

· общая оценка результатов и эффективности урока;

· рекомендации по улучшению качества урока.

 

 

1. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Цели

Обучающие                    
Развивающие  
Воспитательные  

Содержание

Объем и структура материала  
Актуализация опорных ЗУН  
Изложение нового  
Закрепление  

Преподавание

Проблемность  
Доступность  
Наглядность и ТСО  
Межпредметные, межкур-совые связи  
Инд. и дифференц. подходы  

Учение

Работа в зоне ближайшего развития ученика  
Самостоятельность  
Творчество, поиск  
Активность  
Общеучебные умения  

Контроль и оценка

Проверка дом. задания  
Текущая обратная связь  
Оценивание  
Подведение итогов  
Качество ЗУН учашихся  
Уровень владения способами умственной деятельности  

 

 

2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ УРОКА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...