Руководство к лабораторной работе №8
«Изучение способа интерпретации результатов эгоскопических методик исследования (на примере теста Томаса)» 1. Цель работы: изучение способа интерпретации результатов эгоскопических методик на примере теста стиля поведения в конфликтной ситуации Томаса. Задачи 1. Изучить способ интерпретации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик. 2. Приобрести практические навыки интерпретации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик. Теоретическое введение Для использования комплекса «Эгоскоп» в практической деятельности необходимо знание используемых психологических методик и опыт интерпритации пиктополиграфических данных. Данная лабораторная работа направленна на получения опыта интерпретации данных на примере методики Томаса, реализованной в комплексе «Эгоскоп». Методика американского социального психолога К.Томаса (1973) предназначена для определения типических способов реагирования на конфликтные ситуации [5]. С ее помощью можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе. Склонен ли он стремиться к компромиссам и избегать конфликтов или, наоборот, идет на их обострение. Впервые эта методика была адаптирована и применена в России Н.В. Гришиной в ее кандидатской диссертации [6]. Тест Томаса строится на основе двумерной модели поведения человека в конфликтных ситуациях, измерениями которой являются напористость и кооперация. Шкала напористости отражает степень важности для человека достижения своих целей в совместной работе, а шкала кооперации показывает важность для человека интересов других участников совместной деятельности. В соответствии с этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы поведения человека в конфликтной ситуации (рис. 12):
1. Конкуренция (соревнование) – соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше. 2. Приспособление – противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше. 3. Компромисс – готовность к взаимным уступкам. В этом случае обе стороны отказываются от части своих интересов для достижения определенных общих целей. 4. Избегание – отсутствие стремления, как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей. При таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха. 5. Сотрудничество – кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта. В этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.
Рис. 12. Типы поведения в конфликтной ситуации в методике Томаса В тесте описывается каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Каждый ответ оценивается в 1 балл, который присваивается выбранному смысловому кластеру. Результаты теста представлены в виде диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения. Инструкция и таблица со сформированными предъявляемыми парами утверждений приведена в приложении 1.
Используемое оборудование Для проведения исследования используется комплекс «Эгоскоп» и набор электродов (табл. 1). При необходимости следует использовать комплект дополнительных датчиков. Порядок интерпритации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик Общие положения После проведения методики на комплексе «Эгоскоп» результаты исследования сохраняются в заранее определенную директорию на жестком диске ПК. Полученные результаты исследования представляют собой: 1) стандартные бальные значения прохождения теста, диаграммы и краткую (автоматически сформированную) интерпретацию полученных тестовых баллов; 2) профиль смысло-эмоциональной значимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|