Тест Томаса для оценки поведения в конфликтных ситуациях
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Инструкция: «Вам предлагается опросник, составленный из утверждений, которые вам будут предъявляться парами. Внимательно читайте оба утверждения каждой пары и выбирайте то из них, которое больше соответствует Вашему поведению. Выбирая ответ представляйте себе типичные, чаще всего встречающиеся ситуации, и выбирайте тот ответ, который первым пришел вам в голову, а не тот, к которому вы пришли после долгого обдумывания. Поэтому не тратьте время на долгие размышления. Здесь нет «хороших» или «плохих» вариантов. Вы можете выбрать любой ответ из двух, какой к вам больше подходит. Но свой выбор нужно сделать обязательно, не оставляя пропущенных вопросов».
Таблица 2. Принадлежность каждого утверждения к типу ОСК.
Каждый ответ оценивается в один балл, который присваивается выбранному ОСК. Результаты теста представлены в виде столбчатой диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения.
Примеры протоколов (отчетов) по тесту Томаса Пример 1. Испытуемый: М.С.П., 17 лет, муж., студент 1-го курса ТТИ ЮФУ. База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ. Дата исследования: 20.11.2010, время: 10:52. Ситуация исследования: учебный процесс. Методика: тест Томаса. Направлен на определение типических способов реагирования в конфликтной ситуации, а также в групповой, командной работе. Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Результаты и их анализ В ходе исследования были получены результаты, которыепредставлены на рисунках 1 и 2. Анализ результатов На рисунке 1 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество (10 баллов из 12) и компромисс (9 баллов из 12). Наименее выражен способ реагирования «Избегание.
Рисунок 2. Профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ) по тесту Томаса Полученный профиль СЭЗ дает возможность проанализировать пиктополиграфические результаты испытуемого. Проведем анализ полученного профиля СЭЗ (рис.2) по отдельным кластерам, то есть применяемым стратегиям поведения. Наиболее значимая или актуальная стратегия поведения для испытуемого на момент обследования является «Соперничество», причем со знаком «минус». На уровне вектора X, который отражает когнитивный аспект, испытуемый испытывает относительно «Соперничества» сомнения и отношение негативно. Эмоциональное отношение (вектор Y) говорит о неприятии. По вектору Z, реакция не значима и неуверенная, что говорит о неготовности или нежелании действовать в данном направлении, сомнении в её эффективности. Интегральный показатель (XYZ) лишь подтверждает неприятие данной стратегии поведения испытуемым. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, можно сказать о неадекватности восприятия неосознаваемых и осознаваемых представлениях по поводу проявления данной стратегии в своем поведении, мыслях, эмоциональных проявлениях.
Наименее значимая или неактуальная стратегия поведения – «Избегание». Здесь реакции не только не достоверны, но и имеют разнонаправленный характер. Самой конструктивной стратегией поведения является «Сотрудничество». Реакции испытуемого по всем трем векторам на данный вид стратегии носят слабовыраженный характер, односторонне направлены. Однако, интегральный показатель приобретает значимость (p<0,05). Это может говорить о том, что у испытуемого есть представления о данной стратегии поведения. Можно сделать предположение (из наблюдений экспериментатора), что актуальность данной стратегии поведения ушла на второй план, в силу ситуации, которая являлась учебной. Несколько человек, в том числе и испытуемый стремились во чтобы то ни стало пройти тест на эгоскопе. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, есть тенденции к адекватности восприятия своих мыслей, эмоциональных переживаний и их проявлений в поведении относительно данной стратегии поведения, а именно «Сотрудничество». Что касается стратегии поведения «Компромисс», то реакции испытуемого говорят о какие-то представления о ней имеются (вектор Х), однако ни эмоционального отношения, ни готовности действовать в данном направлении не наблюдаются (Другие реакции незначимы. Кроме того, все реакции носят разнонаправленный характер). Пиктополиграфические и психологические результаты носят противоречивый характер. «Приспособление». Хоть и реакции по векторам X и Y незначимы, их левосторонность в сочетании со значимой, правосторонней реакцией по вектору Z, говорит о том, что испытуемый с нежеланием приспосабливается при работе в команде. Либо жертвует своими интересами, чтобы избежать конфликта.
Выводы Таким образом, учитывая условия проведения эксперимента, можно предположить, что поведение испытуемого в групповой команде или конфликтной ситуации будет носить скорее сотруднический характер с элементами приспособления. Также, испытуемый будет стараться избегать соперничества. Пример 2. Испытуемый: Ч.М.Д., 29 лет, жен., магистрант 1-го курса ТТИ ЮФУ. База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ. Методика: тест Томаса. Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Выявление, насколько человек может быть склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.
Результаты исследования можно посмотреть на рис. 1, 2 и 3. Протоколы исследования находятся в базе данных в компьютере в психологическом центре. Анализ результатов Рисунок 1. Гистограмма результатов прохождения теста Томаса На рисунке 1 видно, что ни один из способов реагирования в конфликтных ситуациях не является доминирующим. Из максимального количества баллов (12) по каждой шкале испытуемой удалось по трем шкалам набрать по 7 баллов – сотрудничество, избегание, приспособление, 5 баллов по шкале компромисса, 4 балла по шкале соперничества. Все способы реагирования выражено средне или слабо, что может быть объяснено либо смешанным стилем поведения в конфликтных ситуациях, либо Рисунок 2. Профиль СМК испытуемой ЧМД Количество одиночных смысловых кластеров совпадает с количеством шкал, т.е. способов реагирования в конфликтных ситуациях. Рассмотрим все по порядку. Избегание конфликтных ситуаций имеет значимые показатели по когнитивному (Х=15, при р‹0,05) и эмоциональному (У=-10, при р‹0,05) компонентам, а именно, испытуемая принимает идею избегания конфликтов на ментальном уровне, но эмоционально относится к этому негативно, при этом поступает соответственно этой идее (хоть показатель и незначим статистически) – избегает конфликтных ситуаций на уровне действий (Z=20, при Р›0,05). Вероятно в данной ситуации, испытуемый испытывает внутренние противоречия по поводу избегания: хорошо это или плохо? Либо испытуемый не осознает, что ему это не нравится, возможно, не хочет осознавать. Интересные пиктополиграфические результаты получились по результатам кластера «Сотрудничество». Испытуемый во всех отношения (Х, У, Z) относится негативно, при том, что показатели статистически значимые при р‹0,05.В связи с тем, что на протяжении всего теста выявился большой разброс значений, то можно предположить, что испытуемый еще не сформировал понятия о том, что такое сотрудничество в принципе, и как с ним обходиться. На примере кластера «Приспособление» можно увидеть, как проявились незначимые значения по всем трем векторам, при этом можно сказать, что, в целом, испытуемая еще не определилась для себя, с понятие приспособление. Зато эмоциональное отношение к компромиссу у испытуемой сформировано на высоком уровне значимости р‹0,001. При этом остается в раздумьях, что об этом думать и как действовать, возможно, что у испытуемой не сформировано понятие о компромиссе на ментальном и поведенческом уровне. О соперничестве испытуемая тоже немного задумывается, хотя эмоционально реагирует на него положительно и даже предпринимает в этой области действия, т.е. проявляет соперничество, хотя далеко не всегда. Рисунок 3. Интегральные показатели одиночных смысловых кластеров В итоге можно сказать, что испытуемая не совсем адекватно оценивает свои стили реагирования в конфликтной ситуации. Она полагает, что чаще проявляет себя сотрудничающим, избегающим, приспосабливающимся человеком (рис. 1). На самом деле не видит сотрудничества позитивным, не действует в соответствии с этими принципами, противоречиво относится к избеганию конфликтных ситуаций, хотя не осознает этого. Наблюдается также положительные тенденции к соперничеству и компромиссу (рис. 3). Наконец, хочется добавить, что реакции испытуемого на осознанном и неосознаваемом уровне неуверенные (большой разброс значений и низкие баллы при психологической диагностике). Поэтому сложно заявлять о каких-то четких, предпочитаемых способах реагирования в конфликтных ситуациях. Картавенко Михаил Валерьевич Чекина Анна Данииловна
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1, 2 Изучение устройства и принципов работы приборов, реализующих метод ГРВ
по курсу «Информатика и ЭВМ в психологии»
Для студентов, обучающихся по направлению 030300 – Психология и специальностям: 030301 – Психология, 080801 – Прикладная информатика в психологии
Ответственный за выпуск: Картавенко М.В. Редактор Корректор
Издательство Технологического института Южного федерального университета ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44
Типография Технологического института Южного федерального университета
[M1]В работе следует заменить слова – программа, ПО – на названия программы для Эгоскопа.
ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЕШЬ - ПОМЕТЬ ЦВЕТОМ!!! [M2]Подумай. Может быть это сделать как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички (с рис. 1), а в приложении расписать немного подробнее. [M3]А.В. все время на такое ругается, когда не понятно, что это такое. Расшифруй [M4]Аналогично [M5]Думаю этот пункт следует серьезно расширить (или сделать как приложение). Смотри как сделано по ЭЭГ. Иначе многое непонятно. и расписать немного подробнее. как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички, а в приложенн [M6]Нужно приложение, где это описано [M7]??? [HM8] В данном месте желательно подробнее.
Было бы удобно иметь приложение, в котором бы показывалось в виде набора действий, как надевать электроды. [HM9]Смотри. Не понятно, в каком окне это делать. Возможно, стоит после открытия процедуры написать про то, в какое мы окно переходим. А то есть смысловой разрыв.
Полностью переписать абзац и пункт. [HM10]Подробнее описать, что это такое, для чего это нужно? Что такое оптимальные параметры? Какие значение оптимальные, а какие нет??? [HM11]С описание как выйти в окно или поле, нужно и начинать описание программы. [HM12]Тут не хватает приложения с описанием одевания электродов [HM13]Пару предложение или подробное описание про ЭТО [HM14]Словами описать особенности оптимальных и неоптимальных сигналов [M15]??? [M16]??? [M17]Вопрос – где эта пиктограмма? В панели инструментов? В группе «ХХХ», расположенной в панели инструментов? [M18]Пункт не согласован. Я поправил. Просмотри еще раз, постарайся сделать пологичнее [M19]Например? [M20]Что за файл? Откуда [M21]Окна чего? Основного окна программы? Смотри самый первый комментарий [M22]Подробнее [M23]При помощи такого-то инструмента, с названием таким-то
А не с помощью пиктограммы [M24]Определиться по тексту с названием ПО [M25]Поправил. Попробовать описать проще [M26]Мне кажется, тут нужно больше подробностей. [M27]Как я и писал, это нужно описать [M28]И все. Возможно тут надо описать это более подробно. Указать везде пункты типового проведения, которые нужно смотреть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|