Понятие крупных предприятий в экономической теории
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Современную рыночную экономику отличает многообразие форм предприятий. Экономика любого государства представляет собой комплекс крупных, средних и малых предприятий. Наиболее выражены среди них крупные и малые экономические структуры, а средние занимают своего рода переходное положение. Количество тех или иных предприятий в разных областях экономической системы любого государства различно. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания разных типов компаний и использования ими своих конкурентных преимуществ. Малые и крупные фирмы отличаются между собой не только своим размером, но и взаимоотношениями в сфере рынка. Как правило, крупные предприятия существенно меньше подвержены влиянию разнообразных факторов рынка. Это происходит вследствие того, что данные элементы экономической системы имеют в своем распоряжении гораздо больший объем различных ресурсов, которые могут быть использованы для преодоления кризисных ситуаций, в случае их возникновения. Также у крупного бизнеса есть возможность оказывать на экономику государства довольно серьезное влияние в силу своего положения на рынке. Например, такой гигант, как российская компания «Норильский никель», при повышении или занижении цен приводит к изменениям в данной сфере не только на российском рынке, но и на международном уровне. Данные действия холдинга могут привести к началу монополизации на рынке никеля, тем самым подрывая одно из главных условий эффективного функционирования рыночной системы - честную конкуренцию. Именно по этой причине на государственном уровне проводятся специальные мероприятия по недопущения возникновения возможностей монополии у представителей крупного бизнеса.
Несмотря на это роль крупных предприятий в экономике России невозможно переоценить. На их долю приходится большая часть производства товаров, которые требуют инновационного подхода и современных достижений НИОКР в различных областях. Без крупного бизнеса невозможно существование авиационной и космической отраслей, широкий выпуск автомобилей, оборудования для сельского хозяйства и энергетики, добыча полезных ископаемых и судостроение. Поэтому и существует двоякое отношение государственных структур к крупному бизнеса. С одной стороны, крупные предприятия занимаются выпуском капиталоемких и наукоемких общественных благ, и государство, понимая это, оказывает им поддержку. Но, в то же время, со стороны властных структур периодически проводится антимонопольный контроль, что предотвращает возникновение различных монополий. Данная работа посвящена исследованию роли крупных компаний в рыночной экономике России, рассмотрению преимуществ, присущих им, анализу этапов становления и развития крупных фирм в изменяющихся условиях функционирования. Актуальность темы данной работы обусловлена прежде всего следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства.(Колодняя, 1998) Занимая небольшую долю в общей численности компаний (от 0,1% во Франции до 2% в США), они создают большую часть национального богатства страны (около 50% ВНП). В Российской Федерации крупный и средний бизнес также занимает главенствующее положение в экономике. На долю таких предприятий приходится примерно 80% валового внутреннего продукта. Данный факт, однако, по мнения некоторых экономических экспертов, нельзя отнести к достоинствам рынка России. «Это, скорее, еe нeдостаток, так как напрямую говорит о том, что малый бизнес находится только на начальном этапe своего развития и его доля на данный момент еще невелика. Таким образом, крупный бизнес в Рoссийской Федерации играет чрезвычайно важную роль.», - пишет экономический журналист. ("http://hingachuk.ru/", 2015)
Тем не менее, до недавнего времени в отечественной литературе неоправданно преувеличивалась роль крупных предприятий, якобы во всех случаях способных наиболее эффективно по сравнению с другими фирмами осуществлять производственную деятельность. С началом реформ время былого восхваления крупных предприятий в нашей стране сменилось крайне негативным отношением к ним, как к наследию советского периода. Российские крупные фирмы стали отождествляться с монополистами, а их деятельность восприниматься, в основном, в качестве тормоза процесса реформирования. Однако вскоре выяснилось, что именно крупная промышленность образует наиболее значимую часть экономического потенциала России, с утратой которого страна не сможет выйти из экономического кризиса и осуществлять дальнейший рост и развитие. Потому, по моему мнению, именно сейчас возникла необходимость выяснить истинное место крупных компаний в современной российской экономике, а также определить, насколько хорошо приспособлены крупные фирмы к конкретным условиям отечественного рынка. Как происходит их адаптация к изменившимся условиям деятельности? Необходимость ответа на поставленные выше вопросы предопределяет актуальность темы нашей курсовой работы.
КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ ПОНЯТИЕ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Благополучное существование рыночной экономики достигается благодаря успешному сочетанию предприятий различных величин и выполнению ими требуемой стратегии функционирования. Крупные фирмы обладают значительным производственным потенциалом и значительной силой в сфере современного бизнеса. Работая в отраслях массового производства, масштабные предприятия производят на рынок высококачественную продукцию по доступной потребителю цене.
Роль крупных предприятий для экономики страны оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и про- порции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом. Вопрос о природе крупных предприятий и капитала всегда относился к числу наиболее острых и сложных. Большинство представителей экономической мысли пытались найти законы происхождения и распределения общественного богатства. Это позволяет заметить, что теория капитала занимает центральное место в раз- витии экономических учений. Условия функционирования рыночной экономики, интеграционные процессы в мировой системе хозяйствования обусловили возникновение новых аспектов в понимании сущности используемых ранее понятий. Это обстоятельство привело к существенным коррективам методологии управления крупными предприятиями. Мы сейчас наблюдаем экономическую нестабильность предприятий, которая требует самостоятельности управленческого персонала, чтобы повысить ответственность руководителей предприятий за результаты экономической деятельности. Это даёт нам возможность повышения эффективности управления капиталом, который формирует понятие нашей курсовой работы. В современной всемирной экономической системе, крупные предприятия составляют небольшую долю в общей численности предприятий в экономике стран. Основное преимущество связано с получением экономии на масштабах производства. Благодаря возможности использовать ёмкость рынка, они сосредоточивают свои усилия на выпуске массовой профилирующей продукции. Именно в этом проявляются сильные стороны, имеющие преимущества перед другими, лидируют и предоставляют качественный доступный товар. Главным преимуществом крупных предприятий также являются большие финансовые ресурсы, позволяющие приобретать и использовать в производстве новейшее высокопроизводительное специализированное оборудование. Важность крупных предприятий в экономике страны не раз подчеркивалась в отечественной и зарубежной литературе. Многие авторы видят в интеграционных процессах, результатом которых становится образование крупной предпринимательской структуры, особую, значимую, роль. Так, процессы интеграционного взаимодействия рыбохозяйственных предпринимательских структур широко представлены в трудах О. Ворожбит, А. Латкина, О. Карасевой. (Карасева, 2009)
Знаменитым экономистом и историком экономической мысли, изучавшим роль и понятие крупных предприятий в экономике государства является Йозеф Шумпетер. Для изучения творчества экономиста в его честь было создано общество под названием «Международное общество Йозефа Шумпетера». Й. Шумпетер является автором книги «Капитализм, социализм и демократия» в трёх изданиях. В ней раскрывается точка зрения автора на все экономические вопросы, затрагивающие общество в целом. Следует отметить, что Й. Шумпетер писал её в годы Великой депрессии, то есть в период, когда «выживание» капитализма в его традиционной форме казалось многим сомнительным. Согласно его работам, главным критерием для принятия экономических решений является склонность к увеличению капитала и получению прибыли. Й. Шумпетер не связывал нежизнеспособность капитализма экономическими барьерами, в частности, с ограничением конкуренции и большой властью монополий. Наоборот, на теоретическом и на практическом уровне он доказал, что ограничение конкуренции, понимая её под статической моделью совершенной конкуренции, не может быть основным фактором замедления экономического роста. Й. Шумпетер говорит про преимущества крупных предприятий в монополистическом бизнесе над экономикой, близкой к модели совершенной конкуренции. Также, по мнению Й. Шумпетера крупные концерны – акционерные общества, крупные (масштабные) предприятия, являются основными двигателями «дегероизации». Основную роль технологического прогресса Й. Шумпетер представляет именно крупным предприятиям. Пытаясь развеять миф о пассивности монополий по отношению к инновациям, объясняя тем, что технологические инновации будут появляться на рынке олигополии и монополии, если доход от них будет достаточным для инвестирования и именно высокие цена на инновационный продукт помогут провести политику ускоренной амортизации технологического оборудования. Рыночная власть, созданная крупными организациями, даёт права не только назначать высокие цены, но и позволяет прогнозировать и планировать будущее. Следовательно, чем выше уровень рыночной власти компании, тем шире возможности осуществления стратегического плана развития предприятия. (Шумпетер, 1995)
Джон Кеннет Гелбрейт – знаменитый американский экономист, представитель институционального течения экономической мысли. Им было написано несколько известных работ, таких, например, как «Общество изобилия», в которой он документально подтверждал тенденцию свободно-рыночного капитализма и верил, что в планировании экономики должно участвовать государство.(Гэлбрейт, 1958) Также им была написана книга «Экономическая теория и цели общества». В ней Дж. Гелбрейт доказывал мотивацию крупных предприятий в постепенном отходе от влияния ведомственного управления, которыми управляет желание обезопаситься и расшириться, а не получение «огромной» выгоды от предприятия. Он ввёл такой термин, как техноструктура, подразумевая под ним учёных, специалистов, управляющих, технологов, конструкторов, обеспечивающих функционирование крупных предприятий. Также экономист утверждал, что экономическая власть принадлежит им, а не собственникам или акционерам. Главной силой крупной фирмы являются менеджеры-технологи, обладающие необходимой информацией и знаниями. Цели экономической деятельности модифицируются вследствие возрастания размеров корпораций и усилением власти инфраструктуры. Он подметил, что в промышленном обществе крупные корпорации составляют техноструктуру планирующей системы экономики сначала внутри государства, а после и в международном масштабе, тогда как более мелкие фирмы создают рыночную экономику. Тем самым планирующая система заставляет работать на себя рыночную экономику, порождая неравенство прибыли. В своих трудах Дж. Гелбрейт изучал, помимо этого, тенденции укрепления промышленного производства, развитие крупных корпораций, использующих новейшую технику в производстве. Он считал, что вершиной современного рынка являются крупные предприятия, производящие сложную технику: самолёты, автомобили, спутники и так далее. В свою очередь, развитие новой модели продукта требует научных исследований и конструкторских разработок, создания новых технологий, на это могут уйти годы. Поэтому, чтобы спрос на продукты производимые компанией рос, необходимо углублённое изучение рынка, цен на сырье и прогнозирование спроса. Всем этим должны заниматься специалисты, определяющие данные критерии. А в крупных корпорациях, в основном, владельцами выступают тысячи акционеров, которые не имеют возможности квалифицированно подойти к решению данного вопроса. По этой причине, спрос на услуги и товары сокращается. Подводя итог данного раздела следует, на наш взгляд, сделать вывод о том, что в истории экономической мысли вопрос о понятии и роли в экономической системе крупных фирм всегда был актуален и неоднозначен, вызывал большое количество дискуссий и разногласий. Крупные предприятия в экономике России, как мы заметим в последующих разделах, играют очень большую роль, а потому теоретическое объяснение и описание крупных фирм, данное в данном разделе, было для более полного и объективного исследования крайне необходимо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|