Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии идентификации крупных предприятий в экономике РФ




Крупные предприятия играют важную роль, которая определяется их вкладом как в формирование национальной экономики в целом, так и в формирование государственного бюджета. Поэтому крупные отечественные компании необходимо рассматривать как национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Национальное достояние определяется тем, что деятельность таких компаний имеет безусловное общегосударственное и международное значение, т.е. направлена не только на извлечение прибыли, используемой на развитие бизнеса, но и на социальные нужды государства, на создание ресурсо- и энергосберегающих технологий, на развитие инфраструктуры, на поддержку национального спорта, искусства, здравоохранения, образования и т. д., в ко- нечном итоге, на прогрессивное развитие государства и на обеспечение национальной безопасности.

Вся совокупность сфер влияния крупных предприятий на уровень социально-экономической жизни страны может быть рассмотрена как система, следовательно, такие предприятия логично называть системообразующими предприятиями, другими словами, это предприятия, формирующие ту или иную сферу своего функционирования. Таким образом, на наш взгляд, целесообразным будет дать объективную классификацию, и определить критерии идентификации и группировки национальных предприятий Российской Федерации.

Выделим следующие классификационные признаки предприятий:

1. организационно-правовая форма;

2. субъектность собственности;

3. доминирующий фактор (выбор осуществляется между трудовыми, материальными, сырьевыми, финансовыми, топливно-энергетическими ресурсами потребления);

4. устойчивость производственного процесса во времени;

5. состав типов продукции (степень диверсификации производства);

6. принадлежность капитала;

7. характер сочетания науки и производства;

8. стадийность производственного процесса;

9. концентрация производства (размер предприятия, его потенциал).

 

Наиболее полная классификация предприятий российской экономики предложена в работе С. Ягуткина,(М., 2011) где рассматривается широкий набор признаков классификации, что позволяет идентифицировать предприятия на основе ключевых признаков. Автор отмечает, что провести четкое разделение групп предприятий не представляется возможным, поскольку все они находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости (табл. 1).

Таблица 1. Классификация предприятий экономики

 

Признак Тип предприятия
   
1. Принадлежность к экономическому сектору Предприятие первичного, вторичного, тре- тичного или четвертичного сектора экономи- ки города, где первичный сектор экономики включает градообразующие и промышленные предприятия; вторичный состоит из предприятий жизнеобеспечения; третичный сформирован из предприятий, обслуживающих население; четвертичный представлен предприятиями связи, финансово-кредитными орагнизациями, банками, учреждениями органов законодательной и исполнительной власти, выполняющих административные функции
2. Функции в экономике Жизнеобеспечения, экономические, социальные, административные
3. Отрасль производства Предприятие отраслей группы А или группы Б
4. Масштабы производства Предприятие федерального, межрегионального, регионального или местного значения
5. Размер предприятий по численности работающих Гигант, крупное, среднее или малое

 

 
6. Производимый продукт Обособленный или сопряженный
7. По характеру выпускаемой продукции или услуг Промышленное, сельскохозяйственное, транс- портное, торговое и т.п.
8. Степень специализации производства Универсальное или специализированное
9. Тип производ-ственного процесса Массовое, серийное или единичное
10. Конкурентные преимущества (монопольная рента) Обладающее объективными или субъективными конкурентными преимуществами
11. Социальная политика Обеспечивающее занятость населения. Способствующее развитию социальной сферы города
12. Интеграционные связи Глобальное (международное) или межрегиональ- ное
13. Влияние на бюджет Бюджетообразующее или дотационное
14. Влияние на экологию Позитивное, экологически чистое или проблем- ное
15. Имидж предприятия Благоприятный, неблагоприятный, сформирован- ный, формируюшийся или негативный
16. Тенденции развития Устойчивое, инертное, сезонное («курортное»), негативное
17. Форма собственности Частная, муниципальная, федеральная, обще- ственных организаций, иностранных государств, смешанная
18. Взаимодействие с окружающей средой Открытое или закрытое

 

В данной классификации присутствуют все рассмотренные выше признаки. Группировки предприятий, например, по их влиянию на бюджет, имидж, экологию, позволяют расширить анализ, выделив специфические особенности развития.

Группировка предприятий по размеру позволяет оценить их вклад в развитие экономики, определяемый уровнем экономической деятельности. Так, вектор влияния малых предприятий складывается из следующих компонентов:

1. формирование экономической конъюнктуры. Например, малые предприятия создают необходимую атмосферу конкуренции, способны, обеспечивать высокую мобильность в условиях рынка, создать более глубо- кую специализацию и кооперацию, без которых невозможна их высокая эффективность;

2. создание конкурентной среды в отраслях и сферах деятельности. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться и поддерживать атмосферу здоровой конкуренции;

3. расширение экономического потенциала крупных предприятий. Заполняя сектора рынка, не охватываемые крупными субъектами, в союзе с крупным бизнесом малые предприятия получают значительную выгоду для себя и для рыночной экономики в целом.

Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и по мере возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно большому бизнесу.

Анализируя группу крупных предприятий, рассмотрим экономические выгоды, обусловленные их преимуществами. Так, они подразумевают:

· создание предпосылок и условий для масштабного внедрения инноваций;

· наличие мощного, концентрированного и централизованного капитала и других активов;

· низкие удельные капитальные вложения и издержки;

· высокую производительность труда за счет мощной сферы стимулирования и условно-постоянной части численности персонала;

· возможность получения эффекта масштаба (снижение себестоимости единицы продукции) и синергетического эффекта за счет интеграции активов и возможностей;

· возможность снижения себестоимости, увеличения прибыли, рентабельности производства, фондоотдачи и производительности труда.

Данные преимущества определяют роль крупных предприятий в национальной экономике, что позволяет отнести их к макроэкономически-значимым явлениям. Так, крупные компании могут поставлять товары и услуги большему числу субъектов, продавать свои продукты по более низким ценам, удовлетворяя все большее число потребителей.

Крайне важная роль крупных предприятий проявляется в том, что они создают дополнительные рабочие места, подчас формируя полноценную муниципальную инфраструктуру с социальными гарантиями и льготами, культурно-развлекательными, спортивными, медицинскими и образовательными учреждениями.

История развития крупных предприятий в России показывает, что отечественная промышленность развивалась в первую очередь как крупная. Такое положение сложилось еще в XIX в., в царской России. Для советской экономики была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной (по сравнению с развитыми рыночными экономиками) доле малых и средних предприятий. Уже в 1960 г. доля крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигала почти 16% и была в 5 с лишним раз выше, чем в ФРГ. К 1987 г. удельный вес крупных предприятий дошел до 29,5%, на которых было сосредоточено 85,1% всех занятых. В новой рыночной экономике России возникшие малые предприятия частично покрыли их дефицит. Поэтому доля крупных в общем числе предприятий резко упала (до 2,9% в 1996 г.). Но и до настоящего времени фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах(Юданов, 2011).

Несмотря на то что в экономической науке доказана необходимость в исследовании предприятий по их размеру и определено влияние каждой группы на социально-экономическое развитие страны, до сих пор не предложены критерии, которые позволяют группировать предприятия по их величине, т.е. остается спорным вопрос самого определения понятия «крупное предприятие».

А.В. Шубин рассматривает крупное предприятие как «фирму, производящую значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемую по объемным показателям – численности занятых, объему продаж, размеру активов» (Шубин, 2008).

Г.В. Шаров указывает(Шаров, 2009), что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо- и бюджетообразующие, наряду с отраслевыми комплексами, а также отдельные, предприятия, годовой оборот которых превышает 5 млрд руб., размер активов не менее 7 млрд руб., численность персонала свыше 1 тыс. чел. Главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой – подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску.

Таким образом, определение, предложенное Шаровым, более содержательно, поскольку включает количественные показатели критериев оценки предприятия. Однако и они подвергаются сомнению, поскольку в научной литературе можно встретить множество критериев и их различных показателей.

На основе нормативно-регулирующего критерия классификации предприятий по размеру в России установлены критерии оценки малых предприятий, что закреплено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О разви- тии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, установлены следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства:

· средняя численность работников за предшествующий календарный год: микропредприятия – численность занятых до 15 человек, малые пред- приятия – от 16 до 100 человек, средние – от 101 до 250 человек;

· суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превы- шать 25%;

· выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать для микропредприятий – 60 млн руб., для малых предприятий – 400 млн руб., для средних – 1 млрд руб.

Определим, что законодатель относит к крупным предприятиям всех прочих субъектов, численность занятых на которых свыше 250 чел, а выручка от реализации товара (услуг) свыше 1 млрд руб.

В законодательстве присутствует еще один документ – Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290 «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». В нем указаны подробные критерии отнесения предприятий к категории крупнейших в целях постановки на налоговый учет в специализированных межрегиональных инспекциях МНС России.

Кроме указанных условий отнесения предприятий к категории крупнейших в данном законодательном акте выделены критерии крупнейших предприятий по производству и обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне.

Для предприятий данного сектора рынка законодатель определил следующие критерии:

а) суммарный объем начисленных федеральных налогов;

б) суммарный объем производства;

в) суммарная производственная мощность.

Для организаций, осуществляющих поставки табачных изделий, присутствует еще один критерий – доля выручки от реализации табачных изделий, произведенных одной из организаций, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая превышает 30%.

Как видно, законодатель применяет единый, общий для всех отраслей критерий – объем начисленных федеральных налогов. К нему добавляются в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта различные финансовые показатели – объем доходов, величина активов, объем производства, производственные мощности.

В работе Н.А. Сафронова(Сафронов, 1998) указаны такие критерии выделения крупных предприятий, как:

а) численность работников, занятых на предприятии;

б) объем хозяйственного оборота предприятия, т.е. величина его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;

в) стоимость капитала предприятия.

А.Ю. Юданов указывает дополнительный критерий, который оценивает величину собственного капитала. Используя его, автор классифицирует предприятия на малые, средние, большие и крупные. Юданов аргументирует выделение данного критерия тем, что размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления.

С.М. Ягуткин указывает всего лишь на один критерий крупных предприятий – численность работающих. Исследуя вопросы градообразующих предприятий, он подчеркивает, что крупным градообразующим можно считать предприятие, обеспечивающее не менее 10% занятого и проживающего в городе трудоспособного населения.

Также исследования, посвященные идентификации крупных предприятий, позволили выявить, что в 2009 г. государство (РФ), проводя политику посткризисного восстановления экономики, определило список предприятий, которые нуждались в дополнительном государственном финансировании как представляющие определенную значимость для национальной экономики. Такие предприятия были определены государством как системообразующие. Однако продолжал оставаться нерешенным вопрос отбора предприятий в данную группу.

В процессе его обсуждения, премьер-министр России В. Путин определил два критерия:

а) предприятия, чей годовой оборот составлял не менее 15 млрд руб.;

б) предприятия, где осуществляют свою деятельность боль- шинство жителей муниципального образования (в абсолютном выражении предприятие должно иметь не менее 4000 рабочих мест). При этом опять так и остались невыясненными критерии отнесения предприятия к градообразующему.

Российские рейтинговые агентства формируют рейтинги крупных предприятий. Воспользуемся их подходом к выбору критериев отнесения предприятий к категории крупных.

Так, компания «Финанс» использует следующие показатели деятельности: выручка, операционная прибыль, собственный капитал.

РБК- Рейтинг при составлении рейтингов учитывает выручку, чистую прибыль, активы.

РА-Эксперт ведет рейтинг российских компаний по объему реализации продукции и рыночной стоимости.

Журнал «Коммерсант» формирует рейтинги компаний по их рыночной стоимости.

Консалтинговая компания «Энтер-Сервис» учитывает показатели объема реализации и прибыль компаний.

Федеральная служба государственной статистики составляет списки предприятий России по годовому обороту. (Коготов, 2014)

Таким образом, в современной науке и на практике используется единый подход к выделению крупных предприятий на основе ряда количественных показателей, которые, однако, различаются, что ставит под сомнение непосредственно метод отбора.

 

Рассматривая роль крупных предприятий в рамках системы национальной экономики, выделим следующие возможности их влияния на ее развитие:

· содействие реализации протекционистской политики, проводимой государством, путем сокращения (вплоть до полного отказа) импорта определенных категорий товаров;

· разработка эффективной инновационной политики путем наращивания инновационного и интеллектуального потенциала с целью получения нового или преобразования производимого продукта, совершенствование способов его производства, повышение его конкурентоспособности и удовлетворение потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах;

· формирование рабочих мест на рынке труда, сокращение безработицы, повышение уровня благосостояния граждан и качества их жизни;

· поддержка социальной инфраструктуры региона из собственных источников финансирования и из государственного бюджета;

· изменение социальных характеристик общества в регионе присутствия. Так, получаемые в результате производственно-хозяйственной деятельности крупных предприятий доходы направляются в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие наряду с накоплением капитала их текущее потребление.

· В зависимости от результата предприятие участвует в в социальных программах. Их можно условно разделить на две группы:

внутренние (оплата путевок в санатории, дома отдыха, средства на оказание помощи незащищенным слоям населения) и внешние (использование прибыли на благотворительные цели, оказание спонсорской помощи и др.) мероприятия социального характера;

· стимулирование социально-экономического развития региона за счет того, что наибольшая часть налоговых поступлений (до 60%) перечисляется именно градообразующими инфраструктурными предприятиями;

· подготовка и переподготовка кадров по новым профессиям, специальностям, повышение образовательного уровня и интеллектуального потенциала региона (человеческого капитала);

· обеспечение необходимого качества продукции, соответствующего росту конкурентоспособности;

· создание товаров и услуг, позволяющих увеличить жизненный цикл предприятия и стимулировать эффективность его производства.

Как видим, влияние данной группы предприятий весьма значимо, что актуализирует разработку для них стратегии развития с привлечением государства.

 


 


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Карасева, О. В. (2009). Интеграция – необходимое условие стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Приморья. Экономические науки, 240-246.

Коготов, В. (Апрель 2014 г.). КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Экономический журнал, 28.

Колодняя, Г. В. (1998). Роль крупных предприятий в рыночной экономике. Москва.

"http://hingachuk.ru/", Р. с. (16 06 2015 г.). Роль крупных предприятий в экономике России. Получено из http://hingachuk.ru/2015/06/rol-krupnyh-predprijatij-v-jekonomike-rossii/

Гэлбрейт, Д. К. (1958). "Общество изобилия" (The Affluent Society).

Райзберг Б.А., Л. Л. (1999). Современный экономический словарь (изд. 2-е издание). ИНФРА-М.

Сафронов, Н. (1998). Экономика предприятия. Москва: "Юрист".

Юданов, А. (2011). Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики.

М., Я. С. (2011). Современная классификация предприятий городской экономики.

Шаров, Г. (2009). Регулирование финансовой деятельности крупных предприятий.

Шубин, А. (2008). Взаимодействие малых и крупных предприятий.

Шумпетер, Й. (1995). Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. Экономика.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...