Образовательные технологии
Лекционные занятия по дисциплине проводятся с использованием мультимедийного оборудования, лабораторные занятия проводятся с использованием персональных компьютеров или подключенных к центральному серверу терминалов. При проведении лекционных занятий наряду с использованием презентаций по темам лекций демонстрируются также приемы работы с программным обеспечением компьютеров, иллюстрирующие как общие принципы функционирования, так и практически наиболее важные и интересные способы применения этого программного обеспечения, в том числе и связанные с разбором конкретных ситуаций его применения. При проведении лабораторных занятий студенты на персональных компьютерах или терминалах самостоятельно выполняют лабораторные работы, которые могут включать в себя как общие для всех студентов задания, так и индивидуальные задания. Выполнение этих заданий направлено на изучение возможностей программного обеспечения компьютеров и выполняется с его использованием. При проведении лекционных и лабораторных занятий возможно проведение экспресс-опросов студентов по тематике занятий. При проведении лабораторных занятий и при самостоятельной работе студентов возможно, кроме того, выполнение индивидуальных контрольных заданий и использование интернет-тренажеров. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ Самостоятельная работа студентов всех форм обучения предполагает изучение студентами того материала по содержанию дисциплины, который во время проведения аудиторных занятий не изучается или изучение которого носит обзорный характер. Тематика самостоятельной работы студентов определяется в зависимости от объема часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, а также может определяться направлением подготовки, и выполняется по всем лекционным темам настоящей программы, изучаемым студентами.
Студенты заочной формы обучения всех направлений подготовки, кроме того, должны выполнить контрольную работу по тематике, соответствующей темам лабораторных работ, выполняемых студентами тех же направлений подготовки очной формы обучения. 4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной Тема 1. Основные понятия и определения информатики. 1. Что понимается под «информацией»? 2. Назовите виды информации. 3. Назовите свойства информации. 4. Что понимается под информатизацией общества? 5. Дайте определение информатики. 6. Что является предметом информатики? 7. Назовите задачи информатики. 8. Каковы истоки и предпосылки возникновения информатики? 9. Назовите категории информатики. 10. Перечислите аксиомы информатики. Тема 2. Математические основы информатики. 1. Назовите основные способы измерения количества информации. 2. В чем состоит суть энтропийного подхода к измерению количества информации? 3. Перечислите основные классы алгоритмических моделей. 4. Сформулируйте правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. 5. Что такое машинное слово? 6. Как представляются целые числа в памяти компьютера? 7. Как представляются вещественные числа в памяти компьютера? 8. Как представляются символьные данные в памяти компьютера? Тема 3. Информационные ресурсы и информатизация общества. 1. Что понимается под информационной индустрией? 2. Что такое информационное общество? 3. Что включает в себя информационная культура? 4. Каково соотношение знаний и информационного ресурса?
5. Дайте определение категории «знание». 6. Назовите формы и виды информационных ресурсов. 7. Приведите примеры информационных продуктов и информационных услуг. Тема 4. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации. 1. Что такое восприятие информации? 2. Что такое сбор информации? 3. Что такое канал связи? 4. Перечислите основные этапы переработки информации в системах восприятия информации. 5. Опишите типичный процесс сбора информации. 6. Назовите основные элементы канала связи. 7. Опишите преимущества и недостатки централизованной формы обработки информации. 8. Опишите преимущества и недостатки децентрализованной формы обработки информации. 9. Опишите принципы технологии автоматизированной обработки информации. Тема 5. Технические и программные средства реализации информационных процессов. 1. Что понимается под информационной моделью ЭВМ? 2. Что такое вычислительная система? 3. Что такое компьютер? 4. Назовите принципы работы компьютера. 5. Как можно классифицировать компьютеры? 6. Что такое архитектура ЭВМ? 7. Что может входить в состав вычислительной системы? 8. Что понимается под аппаратным обеспечением? 9. Что может входить в состав базовой конфигурации ПК? 10. Что входит в состав программного обеспечения? 11. Что входит в состав системного программного обеспечения? 12. Что входит в состав прикладного программного обеспечения? Тема 6. Системное программное обеспечение персональных компьютеров. Назовите общие характеристики операционных систем. 1. Что такое пользовательский интерфейс операционной системы? 2. Что такое многозадачность? 3. Что такое файл? 4. Что такое папка? 5. Что такое файловый менеджер? 6. Как происходит хранение данных в вычислительной системе? Тема 7. Прикладное программное обеспечение персональных компьютеров. Компьютерная графика. 1. Что входит в состав прикладного программного обеспечения? 2. Какие программные системы относятся к интегрированным? 3. Что такое пакет прикладных программ? 4. Каково основное назначение инструментальных систем? 5. Какие существуют разновидности компьютерной графики в зависимости от способа формирования изображений? 6. Что изучает 3D-графика?
7. Какие форматы существуют для представления графических данных? Тема 8. Текстовый процессор Microsoft Word. 1. Какие существуют способы запуска программы Word? 2. Какие существуют способы для создания, открытия, сохранения, закрытия файла в окне Word? 3. Какими способами можно получить доступ к настройке панели инструментов? 4. Как получить доступ к справочной системе Word? 5. Какие существуют способы для выделения фрагментов текста? 6. Какие существуют способы для перемещения выделенных фрагментов текста? 7. Какие существуют способы для копирования выделенных фрагментов текста? 8. Как можно удалять выделенные фрагменты текста? 9. Какие действия можно выполнять при форматировании фрагментов текста? 10. Как можно выполнить поиск и замену заданного фрагмента текста (с возможным его форматированием)? 11. Какие действия можно выполнять при вставке в документ различных объектов? 12. Как можно проверить правописание в документе? 13. Как можно установить параметры страницы в документе? 14. Как выполнить предварительный просмотр документа? 15. Какими способами можно вставить в документ таблицу с заданным количеством строк и столбцов? 16. Как можно выполнять перемещение по ячейкам таблицы? 17. Как можно выделять ячейки, столбцы, строки таблицы? 18. Как можно вставлять строки и столбцы в таблицу и удалять их из нее? 19. Как можно менять ширину столбцов и высоту строк таблицы? 20. Как можно выполнить заливку ячейки таблицы заданным цветом? 21. Как можно изменять вид границ ячеек таблицы? 22. Как выполнить объединение ячеек таблицы? 23. Как можно изменять расположение текста внутри ячейки таблицы? Тема 9. Табличный процессор Microsoft Excel. 1. Как можно активизировать и как можно одновременно расположить на экране окна файлов Excel? 2. Какие существуют способы для выделения листов книги? 3. Какие существуют способы для перемещения выделенных листов? 4. Какие существуют способы для копирования выделенных листов? 5. Как можно удалять выделенные листы? 6. Какие существуют способы для выделения диапазонов ячеек листа?
7. Какие существуют способы для перемещения диапазонов? 8. Какие существуют способы для копирования диапазонов? 9. Какие существуют способы для вставки диапазонов, строк, столбцов? 10. Как можно удалять диапазоны, строки, столбцы? 11. Как выполняется ввод данных в текущую ячейку с использованием и без использования строки формул? 12. Как выполняются автозаполнение и копирование с использованием маркера заполнения? 13. Какие знаки действий и специальные символы используются при вводе формул? 14. Какие существуют способы ввода в формулу ссылок на адреса ячеек? 15. Какими способами можно копировать формулы? 16. Какими способами можно выполнять вставку функций в формулы? 17. Как можно изменять параметры диаграммы после ее построения? 18. Для каких целей и как используется условное форматирование? 19. Что такое список? 20. Какими способами можно выполнять сортировку списка? 21. Как отменить фильтрацию списка? 22. Как выглядит общая схема действий при записи последовательности выполняемых действий в виде макроса? Тема 10. Создание презентаций. 1. Для чего используют презентации? 2. Какие действия следует выполнить для создания презентации с использованием программы PowerPoint? 3. Как создать презентацию на основе шаблона? 4. Как изменить дизайн и структуру слайдов презентации? Тема 11. Базы и банки данных. 1. Дайте определение банка данных. 2. Дайте определение базы данных. 3. Из каких основных частей состоит банк данных? 4. Перечислите модели данных. 5. Что называется основным ключом записи? 6. Какова последовательность действий СУБД при работе с базой данных? 7. В чем смысл логической и физической независимости данных? 8. Каким образом может быть организован поиск в СУБД? 9. Какая база данных называется реляционной? Тема 12. Система управления базами данных Microsoft Access. 1. Из каких основных объектов состоит база данных? 2. Каковы особенности выполнения действий, связанных с сохранением информации, при работе с базами данных? 3. Какие существуют основные способы создания таблиц, форм, запросов, отчетов? 4. Какие объекты базы данных могут быть использованы для ввода данных? 5. Как создаются вычисляемые поля в запросах Access? 6. Как выполняется связывание таблиц в Access? Тема 13. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусственный интеллект. 1. Что такое модель? 2. В каких случаях следует создавать модель исследуемого объекта? 3. Перечислите этапы моделирования. 4. Какие модели относятся к предметным моделям? 5. Какие модели относятся к информационным моделям? 6. Что такое искусственный интеллект?
7. Перечислите основные направления исследований в области искусственного интеллекта. 8. Дайте определение экспертных систем. 9. Назовите основные проблемы создания систем знаний. 10. Перечислите основные требования к системам знаний. 11. Дайте краткую характеристику моделям представления знаний. Тема 14. Экспертные системы. 1. Каково назначение экспертных систем? 2. Как организованы экспертные системы? 3. В чем отличие экспертных систем от традиционных программ? 4. Из каких основных элементов состоит экспертная система? Тема 15. Элементы алгоритмизации и программирования. 1. Что такое алгоритм? 2. Перечислите правила построения алгоритмов на языке блок-схем. 3. Опишите базовые управляющие конструкции алгоритмов. 4. Перечислите основные методы современной технологии проектирования алгоритмов. 5. Опишите основные этапы обработки программ на языке программирования высокого уровня. 6. Опишите общую структуру программ на языке программирования высокого уровня. 7. Приведите классификацию типов данных в языке программирования высокого уровня. 8. Опишите организацию записи операций и выражений на языке программирования высокого уровня. 9. Охарактеризуйте работу основных циклических конструкций в языке программирования высокого уровня. 10. Что такое процедура и что такое функция? 11. Опишите технологию создания оконного приложения с использованием визуальных компонентов. Тема 16. Вычислительные сети. 1. Каково назначение вычислительных сетей? 2. Дайте классификацию вычислительных сетей. 3. Как осуществляется передача данных в сетях ЭВМ? 4. Что такое коммутация каналов? 5. Как организуется обмен информацией в локальной вычислительной сети? 6. Какие существуют конфигурации локальных вычислительных сетей? 7. Каковы задачи службы безопасности вычислительных сетей? Тема 17. Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации. 1. Какие возможности предоставляют пользователям информационные сети? 2. Дайте характеристику основным ресурсам Интернет. 3. Раскройте понятие «протокол». 4. Объясните иерархию протоколов Интернет. 5. Что понимается под гипертекстовой технологией? 6. Как организована электронная почта? 7. Перечислите основные сервисы Интернет. 8. Опишите принцип адресации в Интернет. 9. Опишите возможности поиска информации в Интернет. 10. Опишите назначение HTML. 4.3. Методические рекомендации по организации Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий, например, контрольных работ для студентов заочной формы обучения, должны входить в эти задания как их составные части. Это во многом снимает организационные трудности при выполнении этих заданий и обеспечивает конкретность методических рекомендации. Результаты самостоятельной работы по дисциплине могут быть проверены на экзамене (зачете) при ответах на вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение. Для студентов заочной формы обучения отчет о выполнении контрольной работы может быть представлен в виде электронных документов или на бумажном носителе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|