Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный таможенный комитет




Понятие, правовой статус и структура таможенных органов

Субъектом права в любой отрасли права принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которым он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.

Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. К ним относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Таможенные органы РБ – это государственные органы, представляющие собой единую централизованную систему и регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти РБ. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РБ, законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в ст. 313 ТК РБ. Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация ВЭД, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что большинство министерств и ведомств передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов РБ.

Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

1. Таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело, действуя под общим руководством Президента РБ (ч.3 ст. 2 ТК).

2. Таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела (ст. ст. 315-317 ТК).

3. Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является исполнительно-распорядительной. В пределах своей компетенции они издают нормативные и иные правовые акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами. Одновременно таможенные органы в пределах своей компетенции сами непосредственно осуществляют конкретную функциональную деятельность по исполнению возложенных на них в установленном порядке обязанностей в сфере таможенного дела.

4. Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти. Положение о ГТК РБ утверждено Указом Президента РБ от 21.04.2008г. № 228. Создание и ликвидация таможен осуществляет ГТК РБ по согласованию с Президентом РБ (ч. 4 ст. 312 ТК). Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК (ч.4 ст.312 ТК).

5. Правительство РБ, если иное не определено Президентом РБ, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности (ч.4 ст.312 ТК). Правительство РБ устанавливает предельную численность центрального аппарата ГТК и фонд оплаты труда его работников. ГТК РБ утверждает типовую структуру, штатную численность структурных подразделений и фонд оплаты труда таможни и таможенного поста.

6. Финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета. Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак – эмблему таможенных органов (ч. 1 ст. 314 ТК), форму одежды, специальные персональные звания.

8. Таможенные органы действуют в пределах таможенной территории РБ.

На таможенной территории государство обладает исключительным правом на ведение таможенного дела (единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования ВЭД.

 

В соответствии с п. 1 ст. 312 ТК «Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни», т.е. с точки зрения масштабности территориальной деятельности система таможенных органов состоит из двух уровней. К первому уровню относится ГТК РБ, второе звено – таможни, осуществляющие свою деятельность на территории конкретного региона. Следует отметить, что границы функциональной деятельности таможен могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальными границами субъектов РБ (областей и г. Минска). В настоящее время ГТК РБ прорабатывается вопрос о реорганизации системы таможенных органов с установлением числа таможен по количеству областей.

Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. В качестве таковых они защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность РБ, права и законные интересы физических и юридических лиц. Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений. Так же можно сказать, что цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, уголовного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.

Государственный таможенный комитет

Как ранее отмечалось, общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ (ч.3 ст. 2 ТК). ГТК является республиканским органом государственного управления (органом исполнительной власти), осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом на всей территории РБ (ч. 3 ст. 2 ТК). ГТК обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РБ. Правовое положение ГТК РБ, его задачи и функции, права и обязанности, организационная структура определяются ТК РБ, «Положением о ГТК РБ», утвержденном Указом Президента РБ от 21.04. 2008 г., а также в другими нормативными актами. Выделим его наиболее значимые направления функциональной деятельности. ГТК:

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а также организации, подчиненные ГТК;

- осуществляет руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;

- организует работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, работниками организаций, подчиненных ГТК, обеспечивает решение этих задач во взаимодействии с иными правоохранительными органами;

- осуществляет в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство по делам об административных правонарушениях и в установленном порядке привлекает лиц к ответственности за совершение административных правонарушений;

- организует в пределах своей компетенции проведение таможенными органами таможенных проверок, утверждает методику проведения таможенных проверок и форму акта таможенной проверки;

- в пределах своей компетенции в установленном порядке заключает международные договоры межведомственного характера с соответствующими государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями, участвует в заключении иных международных договоров и осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела, а также обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;

- обеспечивает единообразное применение таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК, таможенного и иного законодательства;

- организует в пределах своей компетенции валютный контроль, контролирует работу таможен при осуществлении ими валютного контроля и др.

ГТК РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Таможни являются государственными органами, действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РБ (ч.4 ст. 312 ТК), в которых закреплена их структура, определены цели и задачи функциональной деятельности, обладают правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба РБ и со своим наименованием, финансируются за счет средств республиканского бюджета и иных, предусмотренных законодательством источников.

Структура таможен зависит от характера возложенных на них задач. Но, в целом в организационном отношении они построены на основании «Типового положения о таможне», утвержденном Приказом ГТК от 25. 08. 1999 г. № 378-од по типовой схеме, которые состоят из отделов: оперативные, кадров, технических средств таможенного контроля, связи и информационных технологий, бухгалтерского учета и контроля, контроля за доставкой товаров, обеспечения таможенных операций, по борьбе с контрабандой и АТП, таможенных расследований, организации таможенного контроля, таможенных платежей и др. ТК не выделяет в качестве самостоятельного системного звена таможенных органов таможенные посты, находящиеся в оперативном подчинении территориальной таможни и расположенные в регионе ее действия.

Таможня относится к правоохранительным органам РБ, является органом дознания по уголовным делам, отнесенным УПК РБ к их компетенции, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчинённости и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определённой компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с таможенными лабораториями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, вычислительными центрами и другими предприятиями, учреждениями, организациями, подведомственными ГТК. Основное назначение этих предприятий, учреждений и организаций, именуемых в общем виде организациями таможенной службы,  создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...