Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геокультура региона: теория вопроса




МОДУЛЬ 8.

ГЕОКУЛЬТУРА РЕГИОНА

Преамбула

Комплексная цель данного модуля рассмотреть понятие геокультуры и описать формирование геокультуры как «культуры культур» в Евразийском регионе.

Достижение этой цели осуществляется через понимание:

- Особенностей геокультуры народов Юга России.

- Специфики геокультуры народов Южного Кавказа.

- Специфики геокультуры Турции и Ирана.

 

Геокультура региона: теория вопроса

Геокультура – термин, введенный в общественные науки И. Валлерстайном. Понятие геокультуры рассматривается им в контексте своей мир-системной концепции и связанных с ней глобальных геополитических и геоэкономических проблем. Под геокультурой И. Валлерстайн понимает культурный способ организации мирового пространства, которым был и остается либерализм. Он использует понятие геокультуры в качестве синонима культурного давления индустриального Центра капиталистической мир-системы на ее аграрную периферию. Геокультура, по его мнению, имеет планетарный характер. При этом он подчеркивает, что расизм является постоянной изнанкой либерализма, и этот принцип дискриминации является фундаментальной чертой либеральной геокультуры. И.Валлерстайн отмечает подвижность этого критерия, в силу которой скандинавы, например, являющиеся сейчас естественной частью западного мира, в какое-то время могли рассматриваться жителями Западной Европы как варвары. Эта его мысль прекрасно отражает релятивность геокультуры как формы геополитического проектирования. По мнению И. Валлерстайна, на современном этапе необходимо особое внимание на трансформацию геокультуры в мире, на решение вопроса о векторе и целях этих изменений.

В настоящее время понятие «геокультуры» активно используется и в работах отечественных исследователей, иногда в трактовках, отличных от И. Валлерстайна. Так, с точки зрения Е. Островского, геокультурный подход представляет собой альтернативу геополитическому подходу. Он предполагает, что современные нации представляют собой сообщества людей, объединенных культурой и языком, а не общей территорией. В этом смысле границы языковых миров проходят не по территориям, а по людям. В зависимости от того, на каком языке человек говорит и думает, к этому миру он и принадлежит. Если для вас языком общения и мышления является русский язык, то вы принадлежите к русскому миру. Если человек говорит на разных языках, то это «пограничный человек», по нему проходит граница между этими языковыми мирами. Здесь граница может превращаться из линии разделения в линию объединения. Геокультурный взгляд — это взгляд, утверждающий, что народ и нация — это, прежде всего, язык и культура. Что именно язык и культура объединяют и разделяют людей, что русский — это тот, кто говорит на русском языке, точно так же как американец — это тот, кто говорит на американском языке, потому что американский язык и та культура, которую он в себе несет, очень сильно отличается от британского языка и британской культуры, что в современном мире ресурсы языка и культуры являются более важными, чем ресурсы территории.

В. Цымбурский считает, что при геокультурном конструировании пространства речь идет о геополитике, строящейся на культурных основаниях и критериях, т.е. на различении культурно «своих» и культурно «чужих», не политических «друзей» и «врагов», а именно культурно «своих» и культурно «чужих». В ряде случаев геокультура порождается какой-то конкретной цивилизацией. В то же время геокультуры могут и выходить за цивилизационные рамки, выступая как большое предложение со стороны цивилизации многоцивилизационному человечеству.

Б. Межуев и С. Градировский воспринимают геокультуру в более узком смысле. Геокультура — это культурные основания, обеспечивающие связность и легитимность имперских пространств, причем даже в постимперский период. Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира.

Д. Замятин утверждает, что геокультура не одна, следует говорить о многих геокультурах, или о множестве геокультур. Локальное пространство, регион, страна имеют свой геокультурный и одновременно образно-географический потенциал. Геокультурный потенциал измеряется мощью, силой проецируемых вовне специализированных географических образов, или геокультурных образов. Эти образы сосуществуют, переплетаются, взаимодействуют в различных пространствах. Геокультурный образ — это система наиболее мощных, ярких и масштабных геопространственных знаков, символов, характеристик, описывающая особенности развития и функционирования тех или иных культур и/или цивилизаций в глобальном контексте.

Проанализировав существующие подходы к рассмотрению геокультуры, можно выделить две магистральные точки зрения на описание геокультуры:

1. Можно интерпретировать геокультуру как «глобальную культуру», однородное образование. Такой подход подразумевает рассмотрение геокультуру как культуру западного типа, основанную на комплексе либеральных ценностей;

2. Можно интерпретировать геокультуру как «культуру культур», гетерогенный союз сосуществующих культур. Тогда необходимо описывать сосуществование и развитие всего множества культур, рассматривать «глобальное культурное наследие» как совокупность национальных и этнических культурных ценностей и образов, брать во внимание всю реальность со множеством социокультурных трансформаций, рассматривая долговременные культурные интеракции сосуществующих этносов.

Кроме этого, при анализе геокультуры региона, необходимо понимать что такое геокультурное пространство и геокультурный образ. Геокультурное пространство — система устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира. Культура в данном случае становится интересной как продукт образно-географических интерпретаций.

Геокультурные образы – система наиболее мощных, ярких и масштабных геопространственных знаков, символов, характеристик, описывающая особенности развития и функционирования тех или иных культур и/или цивилизаций в глобальном контексте. Геокультурные образы относятся по преимуществу к экзогенным образованиям, т.е. пограничным, формирующимся на стыке смежных географических образов. Так, например, в формировании геокультурного образа России приняли участие географические образы Восточной Европы, Евразии, Причерноморья, Прибалтики и Кавказа.

Иногда роль геокультуры, «излучающей» и распространяющей свои образы, выполняют крупные и мировые религии. Несомненными геокультурами являются ислам, буддизм, католичество, протестантизм. К геокультурам относится и большинство империй, формирующих свои культурные круги (геокультурные периферии). Например, в Средние века отчетливые геокультурные периферии были созданы Византийской империей и Арабским халифатом. «За спиной» подобных империй стоит, как правило, крупная цивилизация, которая порождает одну или несколько геокультур.

Процессы межкультурной и межцивилизационной адаптации происходили на протяжении всей истории цивилизаций. Их связь наиболее отчетливо проявляется во взаимодействии геополитических и геокультурных образов в определенном пространстве, которое подвержено цивилизационной турбулентности. Такое взаимодействие происходило в течение нескольких столетий в ходе расширения Российского государства (XVI—XIX вв.). Динамика геополитических образов России определялась не известным «маятником» «Европа—Азия» (Запад — Восток), а прежде всего экспансией самого образно-географического поля России, быстрым «захватом» все новых и новых потенциально ярких географических образов, которые опирались на вновь создаваемые механизмы межкультурной и межцивилизационной адаптации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...