Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение традиций иконописания в древней столице Сибири – Тобольске, при Духовной Семинарии.

 

В последнее десятилетие XX века в России повсеместно стали открываться духовные учебные заведения, в том числе и иконописные школы, что является свидетельством возрождения иконописной традиции, передающейся от мастера к ученику. С 1990 г. работает иконописная школа при Московской Духовной Академии и Семинарии (заведующий игумен Лука (Головсков)), продолжающая традиции монахини Иулиании (Соколовой).[182]

При Тобольской Духовной Семинарии с 1996 года открыто иконописное отделение. Преподают в нем выпускники Московской иконописной школы и Тобольской Духовной Семинарии (заведующий игумен Алипий (Князев)). Большое значение в обучении придается изучению древних икон, их реставрации, что воспитывает любовь и вкус к подлинно церковному творчеству. Обучение иконописи происходит чрез выполнение списков с древних икон. «Копируя икону, - писала монахиня Иулиания, - человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность того мира, узнавать истинность древнего образа, потому постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения».[183]

Конечно, иконописец не должен слепо копировать, а, изучая художественный язык иконы, почувствовать и «понять связь этого языка с вероучением, научиться мыслить в традиции».[184]

В древности мастера не писали копий – с чтимых икон делали списки, нередко повторявшие только иконографические особенности образа. Но сегодня, когда мир изменился и традиции утрачены, выполнение копий-списков просто необходимо.

Учащимися школы помимо отдельных икон был написан местный ряд икон в иконостас г. Улан-Удэ.

Ведутся работы по написанию иконостасов для Тобольско-Тюменской епархии в города: Мегион, Сургут, Ноябрьск, Муравленко, в поселок Пойково (илл. 96-103). Идет работа над росписью ризницы Софийско-Успенского собора (илл. 104), а также ведутся подготовительные работы по росписи придела Софийско-Успенского собора г. Тобольска.[185]

Иконописное отделение придерживается традиций Московской иконописной школы XIV-XV вв., но при этом учитываются и особенности сибирского иконописания.

Идет возрождение традиций сибирского иконного письма, заложенного нашими предками, проживавшими на обширных просторах Сибирской земли. Разрабатывается иконография новопрославленных святых.

Подводя итог, можно говорить если не о возрождении иконописи, то уж во всяком случае возвращении ее. «Задача иконописцев нового поколения, на наш взгляд, состоит в том, чтобы каждый из них нашел гармонию художественного творчества и строгого канона, человеческой свободы и божественного откровения, искусства и богословия, стремясь взойти на ту высоту, которой достигали в прошлом мастера великой традиции иконы».[186]


[1] ГТГ. Каталог икон. Под общ. ред. Брука Я.В., Иовлевой Л.И. М.,1995. С. 27.

[2] Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 36.

[3] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири// Сибирская икона. – Омск, 1999. С. 194.

[4] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольско-Тюменской епархии// О церковных древностях Сибири. – Тюмень, 2000. Т. 1. С. 87.

[5] Сибирская икона. С. 194.

[6] О своеобразии иконописи Западной Сибири. С. 194.

[7] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1967. С. 120- 121.

[8] Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи.// Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII – нач. XX в. – Новосибирск, 1985. С.161.

[9] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Зап. Сибири. // Сибирская икона. С. 195.

[10] Скопин В.В., Щепникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. – М., Искусство, 1982. С. 72-73.

[11] Сибирская икона. С. 195.

[12] Сибирская икона. С. 195.

[13] Сулоцкий А.И. О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. Т. 3. С. 88.

[14] Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи. Очерки по русской культуре XII –XVII вв. М., 1995. С. 63

[15] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997. С. 421.

[16] Гончарова Н.А. Губкин О.П. Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития. // Уральская икона. Екатеринбург, 1998. С. 7.

[17] Тактакшова Л. Государев мастер Истома Савин и его сыновья.// Юный художник. 1982. № 12. С. 36.

[18] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196.

[19] Волков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII в. М., 1967. С. 65.

[20] Покровский Н.В. Церковно-археологический музей СПбДА. 1879-1909. СПб., 1909. С. 20-21.

[21] Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи.// Буслаев Ф.И. О литературе: исследования, статьи. М., 1990. С. 360-361.

[22] Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. СПб., 1891. С. 486-488.

[23] Гнутова С.В. Кресты, иконы, складни. // Крест святой, надежда искупления моего. М., 2000. С. 10-11.

[24] Цит. по кн.: Гнутова С.В. Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни.// Крест святой, надежда искупления моего. М., 2000. С. 12.

[25] Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI- середине XVIII в.// Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., Наука, 1989. С. 307.

[26] Цит. по: Велижанина Н.Г. Иконописцы Тобольска в первой половине двадцатых годов XVII столетия: опыт реконструкции по документальным источникам.// Русские Сибири. Культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998. С. 161-175.

[27] Буцынский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский епископ Киприан.// Вера и разум. 1890. № 21.

[28] Тобольск. Материалы для истории города XVII-XVIII вв. М., 1885. С. 7.

[29] Оглобин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 3. М., 1900. С. 132.

[30] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196.

[31] Велижанина Н.Г. Иконостасы Тобольска в первой половине 20-х годов XVII столетия: опыт реконструкции по документальным источникам.// Русские в Сибири. Культура, обычаи, обряды. С. 161-162.

[32] Софронов В. Светочи земли Сибирской. Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 42.

[33] Сулоцкий А.И., прот. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 20.

[34] Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири в XVII – начале XIX вв. Новосибирск, 1974. С. 165.

[35] Там же. С. 164.

[36] ЦГАДА. Ф. 214, Оп. 3, Стб. 139, Лл. 259-264.

[37] Там же.

[38] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии.// О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. Т. 1. С. 90.

[39] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196.

[40] ЦГАДА. Ф. 214, Оп. 3, Д. 1058, № 394; Д. 256, Л. 1058.

[41] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… Т. 1. С. 94.

[42] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские губернские ведомости. 1871. № 17. С. 98.

[43] ГУТО ГА. Ф. 144, Оп. 1, Д. 10, Л. 29.

[44] Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1. С. 185.

[45] ГУТО ГА. Ф. 144, Оп. 1, Д. 10, Л. 31.

[46] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 197.

[47] Софронов В. Цит. соч. С. 74.

[48] Велижанина Н.Г. Цит. соч. С. 198.

[49] Цит. по: Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 34.

[50] Тобольск. Материалы для истории города XVII-XVIII вв. С. 6.

[51] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские Губернские Ведомости. 1871. № 17. С. 98.

[52] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские Губернские Ведомости. 1871. № 17. С. 98, 106.

[53] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон в Тобольской епархии.// О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. С. 101.

[54] Софронов В. Цит. соч. С. 164.

[55] Абрамов Н.А. Тобольские епархиальные ведомости. 1865. № 36. С. 27.

[56] Граматин А. Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 5. С. 113, № 13. С. 304.

[57] Русские православные обители. СПб., 1994. С. 699.

[58] Тобольская икона Божией Матери. Репринт. Тюмень. 1993.

[59] ГАТО. Ф. 47. Оп. 1. № 3843. Л. 5.

[60] Оглобин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 1. С. 359.

[61] ГАТО. Тюменского воеводства канцелярия. Ф. 47. Оп. 1. № 40. Л. 349.

[62] Цит. по: Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций Урало-Сибирского региона.// Сборник научных трудов Тюменского музея изобразительных искусств. Тюмень, 2002. Вып. 3. С. 52.

[63] Там же.

[64] Мануйлова И.А. Истоки формирования и основные особенности сибирской иконы.// Традиции и современность. Сборник статей Тюменского музея изобразительных искусств. Тюмень, 1998. С. 65.

[65] Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций Урало-Сибирского региона.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 54

[66] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… С. 93.

[67] Мануйлова И.А. Истоки формирования и основные особенности сибирской иконы.// Традиции и современность. Сборник статей ТМИИ. С. 65

[68] Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций… С. 54.

[69] Брук Я.В., Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. М., Красная площаль, 1995. Т. 1. С. 23.

[70] Казаринова Н.В. Народные Сибирские иконы.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 49.

[71] Неклепаев П.Я. Поверья и обычаи Сургутского края.// Записки Западно-Сибирского отдела императорского РГО. Омск, 1903. Кн. XXX. С. 34.

[72] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 26:1

[73] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 174:1

[74] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 97:2

[75] Тобольские губернские ведомости. 1871. № 17-18

[76] ГУТО ГА. 1776. Оп. 1 № 53, ГУТО ГА. 1784. Оп. 1. № 87

[77] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 198.

[78] Там же.

[79] Велижанина Н. Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 194.

[80] Казаринова Н.В. Народные сибирские иконы.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 50.

[81] Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 354-355.

[82] Вестник музея Невьянская икона. Екатеринбург, 2002. С. 16.

[83] Байдин В.И. Заметки об иконописцах-старообрядцах на горных заводах Урала в первой пол. – сер. XVIII в.// Вестник музея Невьянская икона. Вып. 1. 2002. С. 58.

[84] Гончарова Н.А., Губкин О.П., Рунева Т.А., Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития.// Уральская икона. Екатеринбург, 1998. С. 8.

[85] Боровик М.П. Подписные и датированные иконы в собрании музея «Невьянская икона» XVIII век.// Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 1. 2002. С. 19.

[86] Голынец Г.В. К истории уральской иконописи XVIII-XIX вв.: Невьянская школа.// Искусство. 1987. № 12. С. 62.

[87] Там же.

[88] Губкин О.П. Династии невьянских иконописцев Богатыревых и Чернобровиных.// Невьянская икона. С. 227.

[89] Там же.

[90] Губкин О.П. Династии невьянских иконописцев Богатыревых и Чернобровиных.// Невьянская икона. С. 230.

[91] ГАСО Ф. 6. Оп. 3. Д. 745. Л. 51, 62, 66 об.,73 об.

[92] ГАСО Ф. 24 Оп. 23. Д. 5671. Л. 229 об., 230 об., 307 об., 308.

[93] Губкин О.П. Цит. соч. С. 231.

[94] ГАСО Ф. 72. Оп. 1. Д. 690. Л. 48-50.

[95] ГАСО Ф. 72. Оп. 1. Д. 690. Л. 61.

[96] Мамин-Сибиряк Д.Н. Самоцветы.// Статьи и очерки. – Свердловск, 1947. С. 260.

[97] Столбиков В.И. Древлеправославные традиции.// Старообрядчество: история и культура. Сборник научных трудов. – Барнаул, 2002. Вып. 2. С. 57.

[98] Голынец Г.В. Невьянская иконопись: традиции Древней Руси и контекст нового времени.// Невьянская икона. С. 210.

[99] Такташова Л. Государев мастер Истома Савин и его сыновья.// Юный художник. 1982. № 12. С. 36.

[100] Голынец Г.В. К истории Уральской иконописи XVIII-XIX вв.: Невьянская школа.// Искусство. 1987. № 12. С. 65.

[101] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Иконописные традиции Зауралья.// Сибирская икона. С. 203.

[102] Там же. С. 203.

[103] Пашков А.А. Далматовский Успенский монастырь – центр иконописания в Зауралье XVIII в.// Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. – Курган, 1997. С. 7.

[104] Там же. С. 9.

[105] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 204.

[106] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205.

[107] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205.

[108] Там же.

[109] Зуева М.И. Шадринские иконописцы.// Шадринская старина: краеведческий альманах. – Шадринск, 1993. С. 67.

[110] Там же. С. 69.

[111] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205.

[112] Миненко Н.А., Федоров С.В. Город на Исети: страницы шадринской летописи.// Шадринск, 1997. С. 21.

[113] Там же. С. 23.

[114] Там же. С. 24.

[115] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 206.

[116] Там же.

[117] Там же.

[118] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 212.

[119] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213.

[120] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… С. 143-146.

[121] Сулоцкий А.И. Описание… С. 150.

[122] Там же. С. 150.

[123] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213

[124] Там же.

[125] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213.

[126] Сулоцкий А.И. Описание… С. 241-243.

[127] Евтихеева И.А. Чудотворные иконы Томской епархии.// Традиции и современность. Сборник научных статей ТМИИ, 1998. С. 67.

[128] Сулоцкий А.И. Описание… С. 251.

[129] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 214.

[130] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 215.

[131] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 215.

[132] Красноцветова А.С. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 216.

[133] Сперанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае. Барнаул., 1998. С. 52.

[134] Там же. С. 82-87.

[135] Там же. С. 216.

[136] Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 217.

[137] Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 217.

[138] Там же.

[139] Копылов А.Н. Русские на Енисее. – Новосибирск, 1976. С. 161.

[140] Копылов А.Н. Русские на Енисее. – Новосибирск, 1976. С. 164.

[141] Там же. С. 165.

[142] Сулоцкий А.И. Описание… С. 8.

[143] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 220.

[144] Велижанина Н.Г. К истории иконописания Западной Сибири.// Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 135.

[145] Там же. С. 136.

[146] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 221.

[147] ЦГАДА. Сибирский приказ. Ф. 214. Стб. 1317. Лл. 530-531.

[148] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 222.

[149] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 222.

[150] Там же.

[151] Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- нач. XIX вв. С. 164.

[152] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 223.

[153] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 224.

[154] Там же.

[155] Там же.

[156] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. – М., 1991. С. 4.

[157] Там же.

[158] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 224.

[159] Там же.

[160] Там же.

[161] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 225.

[162] Там же.

[163] Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., Искусство, 1981. С. 72.

[164] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 6-7.

[165] Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII-XVII вв. – М.,1995. С. 63-64.

[166] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 5.

[167] Там же. С. 4.

[168] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 226.

[169] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. М., 1993. С. 343.

[170] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 227.

[171] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. С. 342.

[172] Там же.

[173] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 228.

[174] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 229.

[175] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. С. 339, 341, 346-349.

[176] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 231.

[177] Там же.

[178] Там же.

[179] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 231.

[180] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 98-101.

[181] Васнецов В. Божественный смысл икон: о русской иконописи.// Православная икона. Канон и стиль. М., Паломник, 1998. С. 130-131.

[182] Лука, игумен (Головков). Икона XX века.// История иконописи. М. «АРТ-БМБ», 2002. С. 241.

[183] Иулиания, монахиня (М.Н. Соколова). Труд Иконописца. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1995. С. 37.

[184] Лука, игумен (Головков) Цит. соч. С. 241.

[185] Отчет о состоянии иконописного отделения.// Годовой отчет ТДС за 2001/2002 учебный год. С. 58.

[186] Лука, игумен (Головков). Цит. соч. С. 249.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...