Возрождение традиций иконописания в древней столице Сибири – Тобольске, при Духовной Семинарии.
В последнее десятилетие XX века в России повсеместно стали открываться духовные учебные заведения, в том числе и иконописные школы, что является свидетельством возрождения иконописной традиции, передающейся от мастера к ученику. С 1990 г. работает иконописная школа при Московской Духовной Академии и Семинарии (заведующий игумен Лука (Головсков)), продолжающая традиции монахини Иулиании (Соколовой).[182] При Тобольской Духовной Семинарии с 1996 года открыто иконописное отделение. Преподают в нем выпускники Московской иконописной школы и Тобольской Духовной Семинарии (заведующий игумен Алипий (Князев)). Большое значение в обучении придается изучению древних икон, их реставрации, что воспитывает любовь и вкус к подлинно церковному творчеству. Обучение иконописи происходит чрез выполнение списков с древних икон. «Копируя икону, - писала монахиня Иулиания, - человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность того мира, узнавать истинность древнего образа, потому постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения».[183] Конечно, иконописец не должен слепо копировать, а, изучая художественный язык иконы, почувствовать и «понять связь этого языка с вероучением, научиться мыслить в традиции».[184] В древности мастера не писали копий – с чтимых икон делали списки, нередко повторявшие только иконографические особенности образа. Но сегодня, когда мир изменился и традиции утрачены, выполнение копий-списков просто необходимо.
Учащимися школы помимо отдельных икон был написан местный ряд икон в иконостас г. Улан-Удэ. Ведутся работы по написанию иконостасов для Тобольско-Тюменской епархии в города: Мегион, Сургут, Ноябрьск, Муравленко, в поселок Пойково (илл. 96-103). Идет работа над росписью ризницы Софийско-Успенского собора (илл. 104), а также ведутся подготовительные работы по росписи придела Софийско-Успенского собора г. Тобольска.[185] Иконописное отделение придерживается традиций Московской иконописной школы XIV-XV вв., но при этом учитываются и особенности сибирского иконописания. Идет возрождение традиций сибирского иконного письма, заложенного нашими предками, проживавшими на обширных просторах Сибирской земли. Разрабатывается иконография новопрославленных святых. Подводя итог, можно говорить если не о возрождении иконописи, то уж во всяком случае возвращении ее. «Задача иконописцев нового поколения, на наш взгляд, состоит в том, чтобы каждый из них нашел гармонию художественного творчества и строгого канона, человеческой свободы и божественного откровения, искусства и богословия, стремясь взойти на ту высоту, которой достигали в прошлом мастера великой традиции иконы».[186] [1] ГТГ. Каталог икон. Под общ. ред. Брука Я.В., Иовлевой Л.И. М.,1995. С. 27. [2] Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 36. [3] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири// Сибирская икона. – Омск, 1999. С. 194. [4] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольско-Тюменской епархии// О церковных древностях Сибири. – Тюмень, 2000. Т. 1. С. 87. [5] Сибирская икона. С. 194. [6] О своеобразии иконописи Западной Сибири. С. 194. [7] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1967. С. 120- 121. [8] Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи.// Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII – нач. XX в. – Новосибирск, 1985. С.161.
[9] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Зап. Сибири. // Сибирская икона. С. 195. [10] Скопин В.В., Щепникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. – М., Искусство, 1982. С. 72-73. [11] Сибирская икона. С. 195. [12] Сибирская икона. С. 195. [13] Сулоцкий А.И. О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. Т. 3. С. 88. [14] Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи. Очерки по русской культуре XII –XVII вв. М., 1995. С. 63 [15] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997. С. 421. [16] Гончарова Н.А. Губкин О.П. Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития. // Уральская икона. Екатеринбург, 1998. С. 7. [17] Тактакшова Л. Государев мастер Истома Савин и его сыновья.// Юный художник. 1982. № 12. С. 36. [18] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196. [19] Волков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII в. М., 1967. С. 65. [20] Покровский Н.В. Церковно-археологический музей СПбДА. 1879-1909. СПб., 1909. С. 20-21. [21] Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи.// Буслаев Ф.И. О литературе: исследования, статьи. М., 1990. С. 360-361. [22] Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. СПб., 1891. С. 486-488. [23] Гнутова С.В. Кресты, иконы, складни. // Крест святой, надежда искупления моего. М., 2000. С. 10-11. [24] Цит. по кн.: Гнутова С.В. Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни.// Крест святой, надежда искупления моего. М., 2000. С. 12. [25] Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI- середине XVIII в.// Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., Наука, 1989. С. 307. [26] Цит. по: Велижанина Н.Г. Иконописцы Тобольска в первой половине двадцатых годов XVII столетия: опыт реконструкции по документальным источникам.// Русские Сибири. Культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998. С. 161-175. [27] Буцынский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский епископ Киприан.// Вера и разум. 1890. № 21. [28] Тобольск. Материалы для истории города XVII-XVIII вв. М., 1885. С. 7. [29] Оглобин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 3. М., 1900. С. 132. [30] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196. [31] Велижанина Н.Г. Иконостасы Тобольска в первой половине 20-х годов XVII столетия: опыт реконструкции по документальным источникам.// Русские в Сибири. Культура, обычаи, обряды. С. 161-162.
[32] Софронов В. Светочи земли Сибирской. Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 42. [33] Сулоцкий А.И., прот. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 20. [34] Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири в XVII – начале XIX вв. Новосибирск, 1974. С. 165. [35] Там же. С. 164. [36] ЦГАДА. Ф. 214, Оп. 3, Стб. 139, Лл. 259-264. [37] Там же. [38] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии.// О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. Т. 1. С. 90. [39] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 196. [40] ЦГАДА. Ф. 214, Оп. 3, Д. 1058, № 394; Д. 256, Л. 1058. [41] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… Т. 1. С. 94. [42] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские губернские ведомости. 1871. № 17. С. 98. [43] ГУТО ГА. Ф. 144, Оп. 1, Д. 10, Л. 29. [44] Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1. С. 185. [45] ГУТО ГА. Ф. 144, Оп. 1, Д. 10, Л. 31. [46] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 197. [47] Софронов В. Цит. соч. С. 74. [48] Велижанина Н.Г. Цит. соч. С. 198. [49] Цит. по: Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 34. [50] Тобольск. Материалы для истории города XVII-XVIII вв. С. 6. [51] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские Губернские Ведомости. 1871. № 17. С. 98. [52] Сулоцкий А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири.// Тобольские Губернские Ведомости. 1871. № 17. С. 98, 106. [53] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон в Тобольской епархии.// О церковных древностях Сибири. Тюмень, 2000. С. 101. [54] Софронов В. Цит. соч. С. 164. [55] Абрамов Н.А. Тобольские епархиальные ведомости. 1865. № 36. С. 27. [56] Граматин А. Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 5. С. 113, № 13. С. 304. [57] Русские православные обители. СПб., 1994. С. 699. [58] Тобольская икона Божией Матери. Репринт. Тюмень. 1993. [59] ГАТО. Ф. 47. Оп. 1. № 3843. Л. 5. [60] Оглобин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 1. С. 359. [61] ГАТО. Тюменского воеводства канцелярия. Ф. 47. Оп. 1. № 40. Л. 349. [62] Цит. по: Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций Урало-Сибирского региона.// Сборник научных трудов Тюменского музея изобразительных искусств. Тюмень, 2002. Вып. 3. С. 52.
[63] Там же. [64] Мануйлова И.А. Истоки формирования и основные особенности сибирской иконы.// Традиции и современность. Сборник статей Тюменского музея изобразительных искусств. Тюмень, 1998. С. 65. [65] Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций Урало-Сибирского региона.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 54 [66] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… С. 93. [67] Мануйлова И.А. Истоки формирования и основные особенности сибирской иконы.// Традиции и современность. Сборник статей ТМИИ. С. 65 [68] Мануйлова И.А. К вопросу о сложении иконописных традиций… С. 54. [69] Брук Я.В., Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. М., Красная площаль, 1995. Т. 1. С. 23. [70] Казаринова Н.В. Народные Сибирские иконы.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 49. [71] Неклепаев П.Я. Поверья и обычаи Сургутского края.// Записки Западно-Сибирского отдела императорского РГО. Омск, 1903. Кн. XXX. С. 34. [72] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 26:1 [73] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 174:1 [74] ГУТО ГА. 1781. Ф. 156. Оп. 1. Д. 97:2 [75] Тобольские губернские ведомости. 1871. № 17-18 [76] ГУТО ГА. 1776. Оп. 1 № 53, ГУТО ГА. 1784. Оп. 1. № 87 [77] Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 198. [78] Там же. [79] Велижанина Н. Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. С. 194. [80] Казаринова Н.В. Народные сибирские иконы.// Сборник научных трудов ТМИИ. 2002. Вып. 3. С. 50. [81] Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 354-355. [82] Вестник музея Невьянская икона. Екатеринбург, 2002. С. 16. [83] Байдин В.И. Заметки об иконописцах-старообрядцах на горных заводах Урала в первой пол. – сер. XVIII в.// Вестник музея Невьянская икона. Вып. 1. 2002. С. 58. [84] Гончарова Н.А., Губкин О.П., Рунева Т.А., Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития.// Уральская икона. Екатеринбург, 1998. С. 8. [85] Боровик М.П. Подписные и датированные иконы в собрании музея «Невьянская икона» XVIII век.// Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 1. 2002. С. 19. [86] Голынец Г.В. К истории уральской иконописи XVIII-XIX вв.: Невьянская школа.// Искусство. 1987. № 12. С. 62. [87] Там же. [88] Губкин О.П. Династии невьянских иконописцев Богатыревых и Чернобровиных.// Невьянская икона. С. 227. [89] Там же. [90] Губкин О.П. Династии невьянских иконописцев Богатыревых и Чернобровиных.// Невьянская икона. С. 230. [91] ГАСО Ф. 6. Оп. 3. Д. 745. Л. 51, 62, 66 об.,73 об. [92] ГАСО Ф. 24 Оп. 23. Д. 5671. Л. 229 об., 230 об., 307 об., 308. [93] Губкин О.П. Цит. соч. С. 231. [94] ГАСО Ф. 72. Оп. 1. Д. 690. Л. 48-50. [95] ГАСО Ф. 72. Оп. 1. Д. 690. Л. 61. [96] Мамин-Сибиряк Д.Н. Самоцветы.// Статьи и очерки. – Свердловск, 1947. С. 260.
[97] Столбиков В.И. Древлеправославные традиции.// Старообрядчество: история и культура. Сборник научных трудов. – Барнаул, 2002. Вып. 2. С. 57. [98] Голынец Г.В. Невьянская иконопись: традиции Древней Руси и контекст нового времени.// Невьянская икона. С. 210. [99] Такташова Л. Государев мастер Истома Савин и его сыновья.// Юный художник. 1982. № 12. С. 36. [100] Голынец Г.В. К истории Уральской иконописи XVIII-XIX вв.: Невьянская школа.// Искусство. 1987. № 12. С. 65. [101] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Иконописные традиции Зауралья.// Сибирская икона. С. 203. [102] Там же. С. 203. [103] Пашков А.А. Далматовский Успенский монастырь – центр иконописания в Зауралье XVIII в.// Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. – Курган, 1997. С. 7. [104] Там же. С. 9. [105] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 204. [106] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205. [107] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205. [108] Там же. [109] Зуева М.И. Шадринские иконописцы.// Шадринская старина: краеведческий альманах. – Шадринск, 1993. С. 67. [110] Там же. С. 69. [111] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 205. [112] Миненко Н.А., Федоров С.В. Город на Исети: страницы шадринской летописи.// Шадринск, 1997. С. 21. [113] Там же. С. 23. [114] Там же. С. 24. [115] Белобородов С.А., Гончарова Н.А. Цит. соч. С. 206. [116] Там же. [117] Там же. [118] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 212. [119] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213. [120] Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон… С. 143-146. [121] Сулоцкий А.И. Описание… С. 150. [122] Там же. С. 150. [123] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213 [124] Там же. [125] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 213. [126] Сулоцкий А.И. Описание… С. 241-243. [127] Евтихеева И.А. Чудотворные иконы Томской епархии.// Традиции и современность. Сборник научных статей ТМИИ, 1998. С. 67. [128] Сулоцкий А.И. Описание… С. 251. [129] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 214. [130] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 215. [131] Евтихеева И.А. Томская икона.// Сибирская икона. С. 215. [132] Красноцветова А.С. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 216. [133] Сперанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае. Барнаул., 1998. С. 52. [134] Там же. С. 82-87. [135] Там же. С. 216. [136] Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 217. [137] Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая.// Сибирская икона. С. 217. [138] Там же. [139] Копылов А.Н. Русские на Енисее. – Новосибирск, 1976. С. 161. [140] Копылов А.Н. Русские на Енисее. – Новосибирск, 1976. С. 164. [141] Там же. С. 165. [142] Сулоцкий А.И. Описание… С. 8. [143] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 220. [144] Велижанина Н.Г. К истории иконописания Западной Сибири.// Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 135. [145] Там же. С. 136. [146] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 221. [147] ЦГАДА. Сибирский приказ. Ф. 214. Стб. 1317. Лл. 530-531. [148] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 222. [149] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 222. [150] Там же. [151] Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- нач. XIX вв. С. 164. [152] Шаповалова Л.И. К истории иконописи в Приенисейском крае (Красноярск, Енисейск).// Сибирская икона. С. 223. [153] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 224. [154] Там же. [155] Там же. [156] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. – М., 1991. С. 4. [157] Там же. [158] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 224. [159] Там же. [160] Там же. [161] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 225. [162] Там же. [163] Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., Искусство, 1981. С. 72. [164] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 6-7. [165] Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII-XVII вв. – М.,1995. С. 63-64. [166] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 5. [167] Там же. С. 4. [168] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 226. [169] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. М., 1993. С. 343. [170] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 227. [171] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. С. 342. [172] Там же. [173] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 228. [174] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 229. [175] Крючкова Т.А. Иркутское барокко. С. 339, 341, 346-349. [176] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 231. [177] Там же. [178] Там же. [179] Крючкова Т.А. Иконы земли Иркутской.// Сибирская икона. С. 231. [180] Крючкова Т.А. Иркутские иконы: каталог. С. 98-101. [181] Васнецов В. Божественный смысл икон: о русской иконописи.// Православная икона. Канон и стиль. М., Паломник, 1998. С. 130-131. [182] Лука, игумен (Головков). Икона XX века.// История иконописи. М. «АРТ-БМБ», 2002. С. 241. [183] Иулиания, монахиня (М.Н. Соколова). Труд Иконописца. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1995. С. 37. [184] Лука, игумен (Головков) Цит. соч. С. 241. [185] Отчет о состоянии иконописного отделения.// Годовой отчет ТДС за 2001/2002 учебный год. С. 58. [186] Лука, игумен (Головков). Цит. соч. С. 249.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|