Глава I . Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса
Оглавление Введение Глава I. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса 1.1 Роль семьи в процессе социализации подростка 1.2 Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте 1.3 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков Глава II. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка 2.1 Организация и методы исследования 2.2 Результаты констатирующего исследования Глава III. Профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка 3.1 Организация и содержание профилактической работы 3.2 Выявление эффективности проведенной работы Заключение Психолого-педагогические рекомендации Список используемой литературы
Введение Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций. Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее. Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. Большинство российских семей уже почувствовали на себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей ощутили на себе влияние кризиса (58%). Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56 % наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. Более трети респондентов (35 процентов) сообщают, что рассчитывают на собственные силы. 18 % ищут поддержку у друзей, только 5 % - у государства, по 2 % - у коллег по работе или знакомых, соседей. В связи с вышеизложенной проблема исследования является актуальной. Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.
Объект исследования: процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса. Предмет исследования: стили родительских отношений, влияющие на формирование личности и поведения подростков. Гипотеза исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы: 1) социально - психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост; 2) арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности; 3) если работа будет проводиться системно, комплексно; 4) если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков. Задачи исследования: 1) теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования; 2) выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса; 3) разработать и апробировать профилактическую и коррекционную программу; 4) интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы. Методы исследования: 1) метод анализа научно-методической литературы; 2) эмпирические методы (Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)); 3) методы количественного и качественного анализа; 4) интерпретированные методы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость исследования особенностей влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами профилактическая программа будет способствовать сохранению и развитию психического здоровья, позволит сделать управляемым процесс формирования здоровой в психологическом отношении личности. Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, психолого-педагогических рекомендаций, приложений. Глава I. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|