Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление эффективности проведенной работы

 

Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.

Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года.

На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) на контрольном этапе исследования представлены в протоколе № 3.

 

Протокол № 3

ФИО Общая тревожность Школьная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность Магическая тревожная
1 Альберт А.А. 30б 14б
2 Дима А.П. 60б 14б 16б 17б 13б
3 Леонид А.Н. 28б 11б
4 Руслан З.Р. 61б 15б 13б 18б 15б
5 Олеся А.О. 68б 14б 15б 19б 20б
6 Альмир Г.Л. 47б 16б 15б 13б
7 Миляуша А.А. 70б 17б 25б 25б
8 Света Г.В. 71б 20б 26б 22б
9 Раиль В.И. 65б 21б 18б 15б 11б
10 Альбина К.Ч. 74б 20б 20б 18б 16б
11 Луиза И.Ю. 34б 13б
12 Динара У.Я. 78б 20б 18б 18б 22б
13 Артур Ш.Н. 49б 16б 15б 17б
14 Артур Р.З. 70б 24б 18б 15б 13б
15 Ильшат О.Д. 61б 16б 22б 18б
16 Роза Т.Э. 41б 10б 13б 10б
17 Ляйсан Б.В. 30б 12б
18 Лиля Ю.У. 87б 25б 32б 23б
19 Алина Н.М. 55б 18б 15б 15б
20 Эльвира П. 59б 20б 20б 15б
21 Наиль М.И. 46б 14б 13б 11б
22 Егор И.А. 56б 24б 14б 11б
23 Максим И.А. 61б 22б 16б 18б
24 Олег П.П. 81б 20б 18б 18б 25б
25 Кристина Е.В. 57б 18б 18б 17б

 

Сравнительные данные результатов исследования личной тревожности в группе после профилактики и коррекции представлены в протоколе № 4.


Протокол № 4

ФИО

Общая тревожность

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожная

до пос до пос до пос до пос до пос
1 Альберт 34б 30б 14б 14б
2 Дима 68б 60б 15б 14б 15б 16б 24б 17б 13б 13б
3 Леонид 34б 28б 13б 11б
4 Руслан 76б 61б 18б 15б 16б 13б 18б 18б 26б 15б
5 Олеся 82б 68б 18б 14б 18б 15б 19б 19б 25б 20б
6 Альмир 55б 47б 16б 16б 19б 15б 18б 13б
7 Миляуша 81б 70б 23б 17б 30б 25б 24б 25б
8 Света 71б 71б 20б 20б 26б 26б 22б 22б
9 Раиль 66б 65б 21б 21б 18б 18б 15б 15б 13б 11б
10 Альбина 75б 74б 20б 20б 20б 20б 20б 18б 16б 16б
11 Луиза 34б 34б 14б 13б
12 Динара 78б 78б 20б 20б 18б 18б 18б 18б 22б 22б
13 Артур 55б 49б 16б 16б 19б 15б 18б 17б
14 Артур 70б 70б 25б 24б 18б 18б 15б 15б 13б 13б
15 Ильшат 61б 61б 16б 16б 23б 22б 18б 18б
16 Роза 41б 41б 10б 10б 13б 13б 10б 10б
17 Ляйсан 33б 30б 11б 14б 12б
18 Лиля 89б 87б 26б 25б 33б 32б 25б 23б
19 Алина 60б 55б 18б 18б 18б 15б 15б 15б
20 Эльвира 64б 59б 22б 20б 23б 20б 15б 15б
21 Наиль 46б 46б 14б 14б 13б 13б 11б 11б
22 Егор 56б 56б 24б 24б 14б 14б 11б 11б
23 Максим 61б 61б 22б 22б 16б 16б 18б 18б
24 Олег 82б 81б 20б 20б 18б 18б 18б 18б 28б 25б
25 Кристина 58б 57б 18б 18б 19б 18б 18б 17б

 


Рис. 1. Уровень общей тревожности подростков до и после профилактического воздействия

Рис. 2. Уровень школьной тревожности подростков до и после профилактического воздействия


Рис. 3. Уровень самооценочной тревожности подростков до и после профилактического воздействия

 

Рис. 4. Уровень межличностной тревожности подростков до и после профилактического воздействия


Рис. 5. Уровень магической тревожности подростков до и после профилактического воздействия

 

Приведем качественный анализ результатов по методике рисуночный тест «Моя семья».

Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Леонид, Руслан светили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями.

Луиза, Роза считают себя самыми значительными в семье, т.к. нарисовали себя первыми. Высокий авторитет матери можно наблюдать в рисунках Олеси, Светланы, Раиля, Альбины, Эльвиры, Лилии, Альберта, Артура Р., Ляйсан, Алины т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая.

Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Лилии, Динары, т.к. отец изображен последним.

О конфликтной ситуации в семье, об эмоциональной разобщенности свидетельствуют рисунки Артура Ш., т.к. фигуры расположены далеко друг от друга.

Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Лилия, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи.

Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Альберта, а высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, Лилии, Артура Р. они очень близко изобразили себя к матери.

Артур Ш. считает себя отвергнутым, он отделил себя на рисунке значительным пространством от других членов семьи. Между мамой и папой изобразили себя Светлана, Лилия, Дима, Олеся, Альберт, Миляуша, Света ощущают себя нужными и необходимыми в семье.

Руслан не нарисовал младшего брата т.к. они являются источником дискомфорта, переживаний и мучений, тем самым он «устраняет» конкурента.

Артура Ш.постоянно подавляет старшая сестра, т.к. он ее не изобразил и на вопрос: «Где этот член семьи?» ответил, что она в институте.

Альмира нарисовали отцу только глаза, тем самым она осведомляет нас, что отец все время наблюдает и следит за ней, не допускает шалостей и баловства, он - источник конфликтных ситуаций для нее. Дима, Олеся, Миляуша, Света, Лилия, Эльвира, Раиль, Динара акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Также акцентируют внимание на своей голове и досконально вырисовывают все части лица Леонид и Альбина, что дает возможность говорить об любовании собою, либо они серьезно озабоченны своею внешностью. Теплыми ласковыми тонами рисовали Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Ляйсан, Луиза - любят свою семью. А холодными тонами рисовали Артур Ш., Руслан - конфликтные отношения между детьми и членами семьи.

Распознавание типов воспитания по рисункам

Луиза и Роза - кумиры в семье. В рисунках Димы, Ляйсан, Эльвиры проявляется гиперопека. Воспитание по типу «Золушки» - Артур Ш. Света, Лилия, Олеся, Дима, Альберт - воспитание «в культе болезни».

Приведем качественный анализ по методу «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

По данному методу выявилось следующее: у Альберта, Димы, Леонида, Олеси, Светы, Ильшата, Егора, Кристины, Лилии, Розы, Луизы, Руслана, Альмира, Максима, Олега, Миляуши, Раиля, Альбины, Динары, Алины, Эльвиры положительное отношение к отцу; у Артура Ш. выявилось безразличное отношение к отцу, а у Артура Р., Ляйсан, Наиля отрицательное отношение к отцу. Отношение к себе положительное у всех ребят, кроме Луизы, она относится к себе безразлично. Положительно относятся к нереализованным возможностям Кристина, Олег, Максим, Артур Р., безразличное отношение у Артура Ш., Динары, Луизы, Олеси, Руслана, Леонида, а отрицательное - у Егора, Наиля, Ильшата, Альберта, Димы, Альмира, Миляуши, Светы, Раиля, Альбины, Розы, Ляйсан, Лилии, Алины, Эльвиры. Отношение к подчиненным положительное у Альбины, Светы, Альмира, Олега, Альберта, Леонида, Олеси, Миляуши, Раиля, Луизы, Артура Ш., Ильшата, Ляйсан, Алины, Наиля, Максима, Кристины. Безразличное отношение к подчиненным у Егора, Эльвиры, Лилии, Розы, Артура Р., а отрицательное - у Динары, Руслана и Димы. У всех ребят отношение к будущему положительное, кроме Раиля, Альмира, они к будущему относятся безразлично, а Луиза относится к будущему отрицательно. Динара, Артур Р., Роза, Лилия, Эльвира, Егор, Олег, Дима положительно относятся к вышестоящим лицам, Раиль, Альберт, Леонид, Олеся, Луиза, Артур Ш., Ильшат, Ляйсан, Алина, Наиль, Максим, Кристина, Руслан, Альмир, Света безразлично относятся к вышестоящим лицам, а отрицательное отношение у Миляуши и Альбины. Почти все ребята относятся отрицательно к страхам и опасениям, кроме Лилии и Руслана, их отношение безразличное. Отношение к друзьям положительное у Розы, Егора, Альберта, Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Миляуши, Светы, Альбины, Раиля, Динары, Артура Ш., Олега, Максима, Наиля, Эльвиры, Лилии, Ляйсан, Ильшата и Артура Ш. Безразлично относятся к друзьям Луиза, Алина, Кристина. Кристина, Алина, Ляйсан, Раиль, Руслан, Олеся, Миляуша относятся к прошлому отрицательно, Роза, Альбина и Альберт относятся к своему прошлому безразлично, у остальных ребят отношение положительное. У всех ребят отношение к лицам противоположного пола положительное. Положительно к сексуальным отношениям относятся все ребята, кроме Эльвиры, Альбины, Раиля и Олеси, их отношение безразличное. Положительное отношение к семье у всех девушек. Из молодых людей положительно относятся к семье Альберт, Дима, Леонид, Руслан, Альмир, Егор, Наиль, Максим, Раиль. Отрицательно относятся Артур Ш., Ильшат. Безразлично - Олег. Положительно относятся к сотрудникам Дима, Ильшат, Артур Р., Руслан, Олеся, Альмир, Миляуша, Света, Раиль, Альбина, Роза, Ляйсан, Лилия, Алина, Эльвира, отрицательно - Наиль, Егор, Максим, Альберт, безразлично - Олег, Кристина, Леонид, Луиза, Динара, Артур Ш. Все ребята положительно относятся к матери. Отрицательное отношение к чувству вины у Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Ляйсан, Раиля, Динары, Олега, Максима, Наиля, Артура Р., Артура Ш. Безразличное отношение к чувству вины у Кристины, Эльвиры, Альберта, Луизы, Светы и Ильшата, положительное отношение у Луизы, Розы, Миляуши, Лилии, Егора и Алины.

Проведенное формирующее исследование подростков позволило сделать ряд выводов.

1.Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка.

2.Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года.

3.В программу вошли занятия - тренинги под названиями: «Зачем нужно знать себя?», Самооценка, «Ярмарка достоинств», Пойми меня, «Какой я», «В глубине души», «Прошлое, будущее, настоящее», Конфликт, «В море эмоций», «Чувство одиночества».

4.После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия.

Проведенное контрольное исследование подростков позволило сделать ряд других выводов.

1.Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.

2.На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

3.По результатам контрольного исследования можно сделать вывод: после проведения профилактической программы повторно использовались методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви, по их результатам выявилось, что уровень тревожности понизился, либо остался на том же уровне у некоторых ребят. Также у большинства подростков отношение к родным, к друзья улучшилось. Все это дает возможность говорить об эффективности разработанной нами профилактической программы

Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась.

 


Заключение

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка.

Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.

На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким.

Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию тревожности, развитию адекватного уровня самооценки и адекватного отношения к близким.

Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка.

Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года.

В программу вошли занятия - тренинги под названиями: «Зачем нужно знать себя?», Самооценка, «Ярмарка достоинств», Пойми меня, «Какой я», «В глубине души», «Прошлое, будущее, настоящее», Конфликт, «В море эмоций», «Чувство одиночества».

После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия.

Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.

На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

По результатам контрольного исследования можно сделать вывод: после проведения профилактической программы повторно использовались методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви, по их результатам выявилось, что уровень тревожности понизился, либо остался на том же уровне у некоторых ребят. Также у большинства подростков отношение к родным, к друзья улучшилось. Все это дает возможность говорить об эффективности разработанной нами профилактической программы

Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...