Примеры выполнения задач контрольной работы №3
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Пример 1. Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями y=x2, y=2-x. Р е ш е н и е. Плоская фигура D ограничена: слева и справа – прямыми х=-2 и х=1, снизу – параболой у=х2, сверху – прямой y =2- x (рис.5). Находим площадь: . Пример 2. Вычислить тройной интеграл , если область V ограничена поверхностями : z =1, : Р е ш е н и е. Область V, ограничена плоскостью (рис.6) и параболоидом вращения . Проекцией Dxy области V на плоскость Oхy является круг . Переходим к цилиндрическим координатам с пределами интегрирования , , , где - уравнение параболоида в цилиндрических координатах:
. Пример 3. Вычислить поток векторного поля через замкнутую поверхность S, образованную плоскостью z =1 и параболоидом (рис. 6). Р е ш е н и е. Поверхность S состоит из двух поверхностей: – части плоскости z =1 и – части параболоида . В силу этого поток через S равен сумме потоков вектора : где и - внешние нормали к плоскости и к параболоиду. Для поверхности z =1 в силу формулы (18) получим , и, значит, так как на поверхности имеем z =1. Найдем единичный вектор внешней нормали к поверхности : . Здесь в выражении для нормали выбран знак минус, так как угол γ между осью Oz и нормалью - острый. Вычислим поток через ; Таким образом, поток через поверхность σ равен Пример 4. Вычислить поверхностный интеграл , где - часть параболоида , отсекаемая плоскостью z=1 (рис.6). Р е ш е н и е. Так как поверхность однозначно проектируется на плоскость Oхy в область Dxy, то получаем:
Область Dxy есть круг . Поэтому в последнем интеграле переходим к полярным координатам (при этом , ): . Пример 5. Найти дивергенцию и ротор векторного поля . Р е ш е н и е. По формуле (15) получаем
. Ротор данного векторного поля находим по формуле (16): Пример 6. Вычислить циркуляцию векторного поля по контуру Г, образованному пересечением поверхностей , . Р е ш е н и е. Пересечением указанных поверхностей является окружность , (рис. 6). Направление обхода контура Г выбирается обычно так, чтобы ограниченная им область оставалась слева. Запишем параметрические уравнения контура Г: причем параметр t изменяется от 0 до 2 . По формуле (19) получаем: . Пример 7. Исследовать на сходимость ряд . Р е ш е н и е. Проверяем сходимость ряда по признаку Даламбера. Так как общий член ряда , то заменяя в выражении n -го члена n на n+1, находим . Затем ищем предел отношения последующего члена к предыдущему при : , Поскольку полученный предел равен единице, признак Даламбера не дает ответа на вопрос о сходимости ряда. Применим теперь признак сравнения в предельной форме. В качестве эталонного ряда выберем обобщенный гармонический ряд и в силу формулы (21) получим . Следовательно, исследуемый ряд является сходящимся, так как эталонный ряд сходится (р =2>1). Пример 8. Найти радиус и интервал сходимости ряда . Исследовать сходимость ряда на концах интервала сходимости. Р е ш е н и е. Радиус сходимости находим по формуле: . Интервал сходимости данного ряда определяется неравенством или . Исследуем концы интервала сходимости. При х=-2 получаем числовой знакочередующийся ряд: . Этот ряд расходится, так как не выполняется необходимый признак сходимости: . При x=4 получаем знакоположительный ряд , расходящийся, так как . Пример 9. Вычислить с точностью до . Р е ш е н и е. Используем разложение в ряд Маклорена: . Заменяя х на , имеем Подставляя это разложение в интеграл и интегрируя в указанных пределах, получаем
Четвертый член этого знакочередующегося сходящегося ряда меньше 0,001. Поэтому для вычисления приближенного значения интеграла с требуемой точностью достаточно ограничиться первыми тремя членами ряда:
Пример 10. Разложить функцию в ряд Фуье по косинусам Р е ш е н и е. Данная функция определена на полупериоде [0,2], т.е. l =2. Для разложения такой функции в ряд Фурье по косинусам ее следует продолжить на второй полупериод [-2,0) четным образом. Для четной функции коэффициенты , а коэффициенты вычисляются по формулам: , Так как , Искомое разложение функции в ряд Фурье по косинусам имеет вид .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|