Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления социально-экономической политики

Первые шаги Ширака – президента после победы в 1995 году весьма символичен. Он назначил премьер-министром одного из тех, кто обеспечил ему победу – Алена Тюппе. Многие посты министров стали называться по-иному. Например, возник пост министра по вопросам солидарности между поколениями, который заняла женщина «по профессии акушерка».

Для первого срока президента пятой Республики было характерно главное – устранение безработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависело дальнейшее благополучие всех французов.

Вопрос европейского строительства занимал среди французских приоритетов едва ли не важнейшее место. Не последнюю, а даже первостепенную роль играет настроение граждан в современном мире, поэтому необходимо рассматривать взгляды простых французов на проводимую политику государства под руководством Жака Ширака.

В течение нескольких лет общественное мнение Франции соглашалось с политикой ортодоксального монетаризма, доверие, сменяющим друг друга политикам, которые утверждали, что европейская интеграция и улучшение социального положения в стране, не только совместимы, но и дополняют друг друга. Однако, последнее время это доверие стало иссякать поскольку проводимая правительством политика интегрирование французской экономики в европейскую и мировую всё больше отдалялась от реализации таких целей, как повышение уровня занятости и борьба против социальной маргинализации отдельных категорий трудящихся. Когда же Ширак заявил, что отдаёт абсолютный приоритет политике создания единой валюты ЕС, которая требует сокращения дефицита госбюджета, то есть дополнительных изъятий из доходов трудящихся и пересмотра системы социальной защиты, работники, занятые на предприятиях, выступили в защиту своих социальных прав. Таким образом, подчинение экономической и социальной политики правительства целям валютной политики и повышения международной конкурентоспособности французской экономики вызвало озабоченность общественности и привело к социальным протестам, которые длительное время игнорировались властями.

Выступления населения Франции имели не только экономическую, но и социальную подоплёку: бастующие выражали тревогу в связи с тем, что национальное государство теряет способность защищать наёмных работников собственной страны и больше беспокоится о создании единой валютной системы ЕС и о повышении конкурентоспособности французской экономики на мировых рынках, чем о трудящихся.

В связи с этим дальнейшая политика, направленная на интеграцию, подверглась жестокому испытанию. И эта политика объединения ни где не вызывала такого резкого протеста как во Франции. Но всё-таки план реорганизации системы соцобеспечения в условиях интеграции остался в силе. Так, например, Ж. Ширак твёрдо поддерживал введение единой европейской валюты, как основу европейского строительства. Он не однократно призывал население к поддержке европейской конституции.

Один из наиболее значительных шагов Ширака состоит в принятии решения о проведении ядерных испытаний в Тихом океане.

На это решение бурно прореагировали в стране ив мире, хотя шаг президента вряд ли следует считать сенсацией: в последнее время шла активная работа по подготовке французского общественного мнения к такому развитию событий.

Социалисты – ведущая сила аппозиции – заявили о намерении добиваться отмены этого решения и начать сбор подписей под общенациональной петицией об отказе от ядерных испытаний. Правящее большинство, естественно, поддержало президента. Его сторонники называли действия Ширака «смелым шагом в интересах независимости Франции и безопасности французов». А лидер крайне правого Национального фронта Жан Мари Ле Пен выразил «полную поддержку правительству в данном вопросе».

Широкий отклик здесь получила и негативная политика в мире. Резкая критика прозвучала из стран азиатского – тихоокеанского региона. Австралия и Новая Зеландия вовсе прервали связи с Францией по военной линии. Сожаления по поводу возобновления испытаний прозвучали из Канады и США, России и Латинских стран. Благодаря всем своим действиям в военно-политической сфере Франция показала свою самостоятельность. Это выразилось также в расхождении взглядов пол некоторым вопросам с НАТО и США. А усилия мировых государств повлиять на прекращение возобновления ядерных испытаний, не имело существенного значения.

После подписания Маастрихтских соглашений, позиции Франции в Европе значительно усилились, так как Ж. Ширак перешёл к своеобразному наступлению в Европе с нескрываемой целью превращения в реального политического лидера ЕС.

Наиболее ярко эта претензия Парижа проявилась, вероятно, в военном вопросе вслед за санкционированием ядерных испытаний в Тихом океане. Ж. Ширак проводит военную реформу и возвращает Францию в военную организацию НАТО.

Военная реформа, развёрнутая Шираком, предусматривает полный отказ Франции от призывной системы, а также резкое уменьшение численности вооружённых сил за счёт сокращения тех её контингентов, которые дислоцированы в Европе. Французская армия приобретает характер воинской группировки, приспособленной, прежде всего к ведению боевых действий за пределами Европы. Увеличится манёвренность частей и их насыщенность соответствующей техникой, уменьшится значение танковых частей, увеличится роль танковой авиации.

Решение о профессионализации армии и прекращении призыва, принятое Шираком в феврале 1996 года было закреплено законом от 28 октября 1997 года. Место призывников в соответствии с планом военной реформы должны занять кадровые военные и добровольцы. Этот закон открыл новую страницу в истории вооружённых сил Франции.

Военная реформа во Франции является отражением новой геостратегической реальности. Конец холодной войны изменил соотношение сил: угроза прямой атаки на западноевропейских территориях уступило место риску возникновения многочисленных локальных конфликтов, требующих немедленное вмешательство.

Заметное стремление Франции захватить лидерство в процессе объединения Европы. Для достижения этой цели Франция резко уменьшила свою политическую и экономическую активность на Востоке, а также в Тропической Африке. Все эти действия были обусловлены, прежде всего, процессом европейской интеграции.

Главные изменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 года общеевропейскую Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:

1. Введение постов министра иностранных дел и президента ЕС.

2. Принятие ключевых решений в совете министров ЕС, не парализующих волю консенсусов.

3. Расширение полномочий Европарламента, который получает право утверждать ЕС.

4. Граждане ЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей.

По результатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали 54,87 % избирателей.

Страх избирателей подпитывался возможным присоединением Турции к ЕС, а также рядом экономических реформ. Самая не популярная их них реформа рынка услуг. Свободный рынок услуг, казался бы, улучшает перспективы найма на работу в самых благополучных странах ЕС для граждан из более бедных. Однако, подобная либерализация может привести к просто безработице среди граждан самых благополучных стран, то есть в той же Франции. В 2006 году безработица во Франции составляет 10,1 %. Не смотря на все усилия правительства, эти показатели не удалось снизить.

Таким образом, во время первого и второго срока во главе государства Жака Ширака его приоритетной политической линией являлось дальнейшее углубление процесса общеевропейской интеграции. Он проводил политику, направленную на учёт сложившегося положения в мире в результате крушения двухполюсной системы.

Но, что касается внутриполитической ситуации во Франции, то нельзя сказать, что она стабильная или спокойная. Массовые социальные волнения и протесты характерны и для Франции в 21 веке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...