CALS-структура виртуального предприятия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ CALS-система виртуального предприятия Весь ход создания товаров и услуг, процессов и среды их производства и эксплуатации все более напоминают компьютерные игры-стратегии, где, предваряя реальные процедуры овеществления, моделируется ВСЕ-ЧТО-НУЖНО. На смену традиционным придут виртуальные предприятия; не только ИТ-ресурсы, но и ресурсы промышленных предприятий станут «виртуальными», пойдут «в прокат», на аутсорсинг. Уровень технологичности предприятий будет определяться, в первую очередь, не их оснащенностью современными средствами производства, а способностью работать в той системе управления, которая обеспечивает открытое взаимодействие партнеров, моделирование бизнеса и реализацию прикладных технологий в единой электронной среде. Иначе говоря — способностью эффективно работать в системе управления виртуальным предприятием. Предстоящее десятилетие станет своеобразным рубежом для отечественной промышленности, после которого Россия или сможет стать высокотехнологичной страной, или безвозвратно скатится к производству ширпотреба и относительно несложных — для XXI века — комплектующих к зарубежным изделиям. Наши индустриальные консорциумы оказались в тяжелейшей ситуации, когда в условиях фактической смены промышленных технологий отраслевые системы управления, по сути, умерли, а входящие в них предприятия сохранили жесткие многоуровневые организационные структуры и функционально-ориентированные системы управления советских времен. Не меняя сущности проектов совместного создания и последующего сопровождения изделий, виртуальное предприятие (ВП) выдвигает перед своими участниками качественно иные цели и требования к процессам проектирования, производства, обслуживания и другим этапам жизненного цикла изделий, а главное — к модели взаимоотношений между предприятиями. Раньше отраслевые системы управления позволяли руководителю предприятия не задумываться об отношениях с коллегами, проводя самостоятельную техническую политику на своем предприятии. Теперь же бизнес требует от всех участников ВП выработки единой технологической политики, прежде всего, в части обработки совместно используемой информации и управления ею.
CALS-система Концепция CALS-системы, предлагаемая здесь в качестве альтернативы зарубежному пути развития CALS, исходит из невозможности его повторения отечественными предприятиями. В России отсутствует критическая масса ресурсов, технологий и специалистов, равно как и соответствующая бизнес-культура [1], синтезирующая этот потенциал в фирменные CALS-технологии — стратегические ноу-хау зарубежных промышленных гигантов. Несмотря на схожесть целей, реализации CALS-систем традиционных предприятий и предприятий виртуальных могут существенно различаться. В частности, такие отличия состоят в более высокой значимости ИТ-руководства в совместных проектах. Перед CALS-системой ВП стоят две основные задачи:
CALS-структура виртуального предприятия В ВП выделяют два уровня CALS-структур: CALS-центр каждого из предприятий и CALS-центр, играющий роль главного координатора совместных проектов. Обойтись одним лишь общим CALS-центром нельзя: CALS-центры нижнего уровня обеспечивают непосредственную реализацию технической политики на предприятиях, причем руководство этих CALS-центров входит в CALS-центр верхнего уровня. Этим создается тесная управляющая связь по всей вертикали ВП и снижается риск неучтенных противоречий между его участниками.
В составе CALS-центра каждого из предприятий выделяют два взаимосвязанных образования: центра прикладных технологий и бизнес-процессов, основу которого составляют руководители целевых проектов, начальники функциональных подразделений и эксперты в предметных областях (они являются главными постановщиками задач, идеологами и организаторами работ по своим направлениям) и центр анализа и управления технической информацией, основу которого составляют специалисты по CALS-технологиям (на начальном этапе их могут заменить «продвинутые» ИТ-специалисты). Работая совместно, участники этих центров образуют центр управления, обеспечивающий взаимопонимание в отношении целей и задач, выработку согласованных решений, удовлетворяющих и требованиям CALS, и требованиям целевых проектов и технологий, которые их авторы (руководители проектов, функциональных подразделений и ИТ-отделов) будут внедрять и в проектах, и своих подразделениях. Так формируется среда для перехода от функционально-ориентированного управления к управлению процессному. Особую роль играют главные информационные технологи. Их задача — совместно с главными технологами ВП и отдельных предприятий разработать и внедрить технологии обработки и применения технической и сопутствующей информации в определенной ИТ-инфраструктуре. До сих пор эта должность на подавляющем большинстве предприятий отсутствует, что крайне негативно сказывается на обработке и управлении технической информацией, являясь одной из главных причин лоскутного применения ИТ. В ВП главный информационный технолог может и должен решать свои задачи не только ИТ-средствами. Так, несогласованность в технологии работ конструкторских и производственных предприятий часто приводит к появлению двух разных электронных моделей одного и того же изделия. Управлять согласованным внесением изменений в эти модели с точки зрения законов ИТ часто просто не представляется возможным. Главный информационный технолог в таких случаях обязан настаивать на изменении технологии и организации конструкторско-технологических работ и на подключении технологов к ранним этапам конструирования изделия. Путем изменения целевой технологии методами, отличными от ИТ-методов, удается решить множество ИТ-проблем: уменьшить объемы данных, обеспечить их непротиворечивость, упростить синхронизацию моделей и т. д. Понятно, что статус главного информационного технолога в ВП должен быть не ниже, а то и выше статуса главных технологов отдельных предприятий в составе ВП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|