Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочная лексика в СМИ. Знаки-коннотации. Оценочная метафора и её воздействие в СМИ




Нужно дополнить.

 

 

4. Предмет оценки
Разговор о предмете оценки, на первый взгляд, кажется излишним. Ведь каждому понятно, что оценивать можно все, что угодно. Это могут быть природные и социальные явления, события, процессы, ситуации, люди, их поступки, действия, создаваемые ими шедевры и пр. С этим нельзя спорить. Но нельзя спорить и с тем, что каждый из предметов обладает своеобразием. И от того, как именно это своеобразие учтено автором в ходе оценки предмета (и принято ли оно вообще во внимание), во многом зависит ее точность и полнота.

Разумеется, невозможно говорить об особенностях каждого конкретного предмета, с которым может иметь дело журналист, а также давать совет, как поступить ему в том или ином случае, поскольку предметов таких бесконечное множество. Но вполне возможно обратить его внимание на то главное, что надо обязательно учитывать. Это — степень сложности оцениваемого предмета. В данном отношении все оцениваемые предметы условно можно разделить на «простые» и «сложные».

Простой предмет. К предметам этого ряда можно отнести типичные события, явления, поступки и пр., уже не раз подвергавшиеся оценке (пожар, наводнение, спасение человека или животного, спортивная победа или поражение, лотерейный выигрыш, новогодний праздник, холодная зима, теплое лето, пуск новой станции метро, обильный урожай зерновых и т.д.). Любой из подобных предметов может получить вполне четкую и понятную для аудитории оценку.

Сложный предмет. Предметы данного ряда включают в себя, во-первых, абсолютно новые, нетипичные на сегодня явления (вступление России в ВТО; гомогенные браки; установление контакта с инопланетянами и пр.). Во-вторых, — явления, феномены, отличающиеся исключительной сложностью (программа удвоения ВВП; реформа высшей школы; создание правового государства и пр.).

Одно дело, когда журналист оценивает простой предмет, и совсем другое, когда он рассуждает о предмете сложном. Иному автору кажется, что, поскольку его, например, печатают в газете, то именно ему и судить обо всем, что увидит или услышит. Разумеется, что журналист, «что-то» знает о многих явлениях. И ему нередко кажется такое «что-то» вполне достаточным, чтобы выносить свои оценки самым разным феноменам. При этом обычно совершается типичная ошибка, суть которой состоит в том, что, сумев оценить, скажем, один аспект предмета (порой достаточно квалифицированно), он переносит свой вердикт на оцениваемое явление в целом, то есть делает обобщение без достаточного основания. Еще одна ошибка совершается, когда он оценивает анализируемое явление по аналогии с каким-то иным, забыв, что аналогия часто — обычное угадывание, а не доказательство.

Вольное или невольное «интеллектуальное зазнайство» — признак неопытности автора. Профессионал никогда не возьмется лично оценивать явление из той сферы, которую он знает плохо, а обратится к специалисту.

Субъект оценки
В роли субъекта (автора) оценки может выступать как сам журналист, так и любой иной человек или группа лиц, приписывающих ценность обсуждаемому в публикации предмету.

Важно, чтобы, предположим, аудитория «АиФ» видела, кто именно говорит на ее страницах, например: «Я считаю, что правительство поступило очень хорошо, отменив льготы для всех, кто ими пользовался, кроме чиновников». Одно дело, если эти слова принадлежат, скажем, министру — аудитория в этом случае не изменит своего отношения к газете. Но совсем другое, если эту оценку высказывает сам журналист или редактор газеты — это обязательно приведет к тому, что часть читателей «АиФ» (прежде всего — простые пенсионеры) отвернутся от издания.

Журналисты, разумеется, это хорошо понимают. Поэтому те из них, кто, в силу ангажированности или по каким-то иным причинам, прибегает к непопулярным оценкам, вынуждены «затушевывать» их авторство. В результате, в прессе можно, например, прочитать такое:

«Уже многие согласны с тем, что Президент некорректно относится к олигархам…»; «Некоторые обоснованно говорят, что надо забыть о том, как проходила приватизация, — дело-то прошлое и полезное для будущего

 

«Существует очень полезное мнение о том, что российскую армию надо уменьшить раз в десять» и пр. Иногда журналист свою собственную оценку явления выдает за мнение какой-то конкретной социальной группы или даже общества. Во всех этих случаях, разумеется, мы имеем дело с обманом, с попыткой манипулирования сознанием аудитории.

 

5 Оценочный предикат в зоне неодобрительной оценки и средства его выражения в языке.
Предика́т — сказуемое суждения, то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте. Предикат находится с субъектом в предикативном отношении и показывает наличие (отсутствие) у предмета некоторого признака. Соответственно, оценочный предикат тот, в котором совмещаются специфические признаки оценочного отнесения не только «Хорошо—плохо», но и эмоциональное. Например, мне это неинтересно, вредно.
Классификация, предлагаемая Н. Д. Арутюновой:
а) эстетические оценки (некрасивый, уродливый):
б)инструментальные оценки:(кривой забор, плохая печень)
Группы оценочных значений:
Сенсорные оценки, включающие разряды — сенсорно-вкусовых (уродливый, щербатый, прогорклый) и психологических (неинтересный, банальный, скучный), а так же эмоциональные (унылый, грустный)
Сублимированные, разряды которых: эстетические (уродливый,страшный), т.е. синтез сенсорных и психологических и этические, подразумевающие нормы(аморальный, злой, незаконный).
Рациональные, включающие в себя утилитарные (вредный, неправильный)и телеологические (неудачнливый, невезучй)
Средства выражения в языке:
Прилагательные (указаны выше)
Наречия (предикаты логического вывода): неясно, непонятно, запутано, невозможно, невероятно, рано, недостаточно, неохота, лнень, неизвестно, невдомёк.

Как предикаты присоединяются:
1. Инф: инфинитив. Им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей
2. ПР: придаточное с союзом (что, как, чтобы, когда и др.). Плохо, что ты опоздал.
3 Анаф: Анафорическое средство (напр.: Это важно).

 

В разговорной речи есть чисто предикативные высказывания.
СО ЗНАКОМ +: Прелесть! Чудо! Восторг! Счастье! Радость!
СО ЗНАКОМ -: Абсурд! Бред! Ерунда! Дрянь!
Оценочных высказываний существует много, все они систематизированы. Они выступают как организаторы современ. публичной речи, которая активно влияет на русский литературный язык. В этой речи происходит "перестройка" личного речевого существования, обычного носителя русского языка и происходит "перезагрузка" языка на основе социально - значимой актуальной речи.


Нужно дополнить?

 

 

6. СМИ как основа новой литературной нормы, особенно в области лексики и синтаксиса
В настоящее время СМИ являются основой формирования новой литературной нормы, её формирование идёт по пути демократизации. Исчезает авторитарность.
Демократизация = свобода разговорной речи.
Средства используемые в современных публицистических текстах активно влияют на русский литературный язык. В этих текстах происходит перестройка личного речевого существования обычного носителя русского языка. Таким образовм происходит «перезагрузка» языка на основе социально-значимой актуальной речи.
Например, нанотехнологии — обрастает негативным смыслом. В современных газетах рекламу часто называют брехламой, репортера – трепартёром.
Оценочные слова, имея в себе воздействующую функцию, формируют отношение аудитории к предмету текста. В пространстве медийных текстов устных и письменных на различных уровнях реализуются особенности функции воздействия. При этом происходит смешение языкового авторитета писателя, речи с её художественной функцией. Растёт статус языка СМИ с его конструирующей оценочной функцией, т.е в постсоветском пространстве происходит аксиологизация языка и речи как отражения аксиологического менталитета общества.
Оценочная функция постепенно подчиняет себе все речевые процессы,а те, в свою очередь, языковые.
Языковые процессы:
Неологизация: съединоросить, объепутить, Лумумбарий, кремлядь
Жаргонизация: кидалы, общак, химия (парикмахерский жаргон), баранка (водитель)
Вульгаризации – нагинать, опускать
графическая гибридизация – выделение в слове графически какой-либо части с целью подчеркнуть её семантику ОПТИМАльное решение
амероглобализация в деривационных (словообразовательных) средствах:
е-правительство, е-автомобиль, мегауспешность.
Интертекстуальность: катастрофа погромного масштаба
разговорность в синтаксических средствах: следующая Курская, ваша собака какая парода?

 

 

7. Оценочная лексика в СМИ. Знаки-функции. Синонимы. Градация в положительной и отрицательной зоне.
При нем (ком??) оценочная семантика, положительная или отрицательная, присутствует в самой семантической структуре слова. Слова называются собстенно-оценочными и различаются только той или иной мерой интосификации или аффективности.
хорошо - очень хорошо (коммуникативный интосификатор) - великолепный - потрясающий (аффективная лексика)
плохой, нехороший - скверный, ужасный - весьма ужасный (коммуникативный интосификатор) - отвратительный, возмутительный - ошеломляющий, потрясающий (аффективная лексика)
Количество знаков-функции ограничено, и почти не растет, а меняется только состав аффектов.
Синонимы в оценке.
Синонимия широко употребляется в текстах для выражения оценки в виде эмоционально-оценочных синонимов.
Своеобразие эмоционально-оценочных синонимов состоит в том, что, отличаясь от нейтральных синонимов оттенком значения и сферой употребления, они открыто выражают отношение говорящего к обозначаемому лицу, предмету или явлению. Оценка эта бывает положительной или отрицательной, причем сопровождается, как правило, эмоциональной экспрессией. Например, ребенка можно торжественно назвать дитя, ласкательно мальчуган и мальчонка, презрительно мальчишка и молокосос, а также усилительно-презрительно щенок, сосунок, сопляк.
Градация – это стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Виды градации: возрастающая (климакс) и убывающая (антиклимакс).
Для оценочной шкалы характерна прежде всего градация положительных и отрицательных признаков, между которыми расположена нейтральная зона, которая не всегда находит обозначение в языке.
Антиклимакс: «Лидерам требовались хаос, анархия, жертвы и насилие» \
Климакс «Немного в Азии есть стран, которые могут похвастать таким относительно мирным развитием, без революционных бурь, без геноцида и войн всех
со всеми». (Обе цитаты «Тай Рак Тай» МИХАИЛ ВОЙТЕНКО 14 ИЮНЯ 2010 г.)

 

Оценочная лексика в СМИ (общие положения для 7-9)

Одной из особенностей российских СМИ стало нагнетание отрицательных эмоций. Критические (диструктивные тенденции) стали отражаться не только в объективной действительности но и в языке

Политический дискурс- это речь, погруженная в жизнь. Средством реализации общения политиков и народа является медиа-дискурс, или дискурс общения, среды. Современный дискурс использует: оценочное значение слов, универсальные высказывания, прецендентные тексты, правила этикета, стратегии вежливости
Возможны три направления изменения оценочного знака:
1) слово с оценочно нейтр значением может приобрести оценочный смысл: ботаник, редиска
2) слово с оценочн закрепл значением может потерять оцен знак: ястреб (агрессивн), добро (вещь)
3) энантиосемия: демократ, коммунист, мент
Экспрессивность слову придает внутр форма слова, т.е. образ, кот лег в основу наименования.Здесь обязательно присутствует мотивирующий эмоц-оцен отношение признак. В результате слово обладает семантич стерео-эффектом: политикан, сталинщина, литературщина, коняга, городишко

 


Дополнить бы про градацию из лекций

Оценочная лексика в СМИ. Знаки-коннотации. Оценочная метафора и её воздействие в СМИ

знак-коннотация -Это безоценочные слова, которые в контексте наполняются одобрительными или неодобрительными интонациями автора, отображая при этом энциклопедическую информацию, содержащуюся в слове; мифологическую информацию, связанную с сознанием нации; субективную, индивидуальную точку зрения говорящего на мир.
Теща — в оцночном смысле имеет семы «злая и сварливая».
Знаки-коннотации в публицистике реализуют метафорические значения основанные на пяти человеческих чувствах. Метафора построенная на чувственном восприятии играет в современном СМИ существенную роль в стратегии дискредитации.
Политический привкус
Громкий скандал, тихая война
Коннотация - тип лексической информации, сопутствующей значению слова. Иногда называется также (семантической) ассоциацией. Коннотация слова отражает такой признак обозначаемого им объекта, который, хотя и не составляет необходимого условия для применения данного слова, но устойчиво связан с обозначаемым объектом в сознании носителей языка. Коннотации воплощают принятую в данном языковом коллективе и закрепленную в культуре данного общества оценку обозначаемого словом предмета или факта действительности и отражают культурные традиции. Так, хитрость и коварство являются постоянными характеристиками лисы как персонажа сказок о животных в фольклоре многих народов.
Коннотации являются разновидностью связанной со словом, так называемой прагматической информации, поскольку отражают не сами предметы и явления действительного мира, а отношение к ним, определенный взгляд на них. В отличие от других видов прагматической информации, это отношение и взгляд принадлежат говорящему не как отдельной личности, а как представителю языкового сообщества.

Коннотации переносных значений:
Кляча — неодобрительная оценка лошади.
Лиса – хитрость, но не всегда, употребляя в отношении к к тому то мы подсознательно подразумеваем негатвиные качества. Осёл – тупость. Баран — упрямство. Пилить — раздражать,
значения производных слов:
ветреный в значении 'легкомысленный'), значения фразеологизмов (ср. как ветром сдуло, что означает быстрое исчезновение кого/чего-либо).

Метафоры
В страницах современных печатных изданий широкое распространение получают «военные», «медицинские», «траурные», «спортивные», «театральные», «кулинарные» оценочные метафоры.
политическая шарлотка, пьяные деньги, бетонная пустыня, культурное гетто

В каждой метафорической группе есть определенные метафоры, привязанные к той или иной тематике газетных текстов. Например, для текстов политической направленности в основном характерны «спортивные» (политический тяжеловес, нарастить бицепсы, бороться за призовые места)и «театральные» (мировая арена, сцена, закулиса политики) метафоры. К текстам на экономическую тему привязаны метафоры «военные» (атаки, штурма, наступления, взрыва, разрухи, культурное гетто) и «медицинские» (эпидемия, депрессия, реанимация). К газетным текстам, освещающим тему культуры, привязаны «кулинарные» (жирные куски, демократический пирог, олигархический привкус) метафоры.

Большинство метафор имеют негатичную или иронично-отрицательную оценочность.
Самую немногочисленную/ группу составляют метафоры с позитивной оценочностью: коллектив родился, победоносное шествие, вкусно подать, играть сочно, лакомое блюдо.
Отдельную группу составляют метафоры, занимающие на оценочной шкале срединное положение (т.е. нейтральное), не относящиеся напрямую к метафорам с негативной* или позитивной оценочностью: марафон, лекарство, обезболивающее, кровеносная система, самочувствие, вирус, сырой, сварить. Характер оценочности приведенных метафор раскрывается в рамках контекста.

 

Семантическая классификация метафор
• Медицинские метафоры: раковая опухоль преступности, хроническая безработица, здоровая
конкуренция, симптомы кризиса, сидеть на нефтяной игле.
• Спортивные метафоры: игроки на рынке, избирательная гонка, политическая арена, нефтяная
эстафета, финишная прямая.
• Финансовые метафоры: политический капитал, кредит доверия, ценовой скачок, извлекать
политические дивиденды.
• Строительные метафоры: прорабы перестройки, закладывать фундамент общего европейского
дома, сколачивать состояние, работать под крышей.
Театральные метафоры: марионеточный режим, югославский сценарий политического шоу,
закулисные игры, политический дебют / дуэт / трио.
• Метеорологические метафоры: дружеская атмосфера, политический климат, заморозить цены,
потопить финансовую систему.
• Технические метафоры: механизм урегулирования, перезагрузка отношений, финансовый выброс,
спустить на тормозах.
• Военные метафоры: штурм высот науки, боевой авангард рабочего класса, идеологический
фронт, армия безработных, арсенал средств, завоевание рынка.
Метафора может выполнять различные функции, среди которых выделяются следующие:
репрезентативная; информационная; орнаментальная; предсказательная; объяснительная; сберегающая
(экономия речевых усилий); образно-наглядная.

 

Оценочная лексика в СМИ (общие положения для 7-9)

Одной из особенностей российских СМИ стало нагнетание отрицательных эмоций. Критические (диструктивные тенденции) стали отражаться не только в объективной действительности но и в языке

Политический дискурс- это речь, погруженная в жизнь. Средством реализации общения политиков и народа является медиа-дискурс, или дискурс общения, среды. Современный дискурс использует: оценочное значение слов, универсальные высказывания, прецендентные тексты, правила этикета, стратегии вежливости
Возможны три направления изменения оценочного знака:
1) слово с оценочно нейтр значением может приобрести оценочный смысл: ботаник, редиска
2) слово с оценочн закрепл значением может потерять оцен знак: ястреб (агрессивн), добро (вещь)
3) энантиосемия: демократ, коммунист, мент
Экспрессивность слову придает внутр форма слова, т.е. образ, кот лег в основу наименования.Здесь обязательно присутствует мотивирующий эмоц-оцен отношение признак. В результате слово обладает семантич стерео-эффектом: политикан, сталинщина, литературщина, коняга, городишко

 

 

9. Оценочная лексика в СМИ, знаки-прагмемы, их войздействующая сила в положительной и отрицательной зоне.
Прагмема — слово, грамматическая форма, реже — синтаксическая конструкция с ярко выраженным (системным) прагматическим компонентом содержания. В отечественной лингвистике A.M. Пешковский первым обратил внимание на прагматический (коннотативныи) аспект содержания слова; много интересных наблюдений, касающихся прагматики слова, содержится в трудах В.В. Виноградова (хотя сама терминология современной лингвопрагматики там отсутствует и слово П. он не употребляет). Термин «П.» используется в трудах Ю.Д. Апресяна, М.Н. Эпштейна и др.

 

Знак-прагмема
Здесь оценочное значение не полностью покрывает значение слова, а встроено в его состав на уровне сказуемоо или предиката, т.е. гений - это человек, который обладает талантами.
профессионал или делитант
лентяй или трудоголик
Знаки-прагмемы - это слова, в которых склеены жестко связанные предметные или денотативные и понятийные или сигнефикативные значения. Они оценивают оценивают собственную предметностьи опредмечивают собствееную оценочность.
безысходная тоска - тоскливая безысходность. Это прием - хиазм
Убийца, вор, мерзавец, подлец.

Слова могут быть близки, даже тождественны по семантическому содержанию, но различаться прагматическим компонентом содержания. Так, слова лакей и слуга синонимичны в прямых значениях, но из-за различия в прагматике резко расходятся в переносных значениях: Окружить себя лакеями, но Слуга народа. Часто прагматически «расходятся» однокоренные слова с различными аффиксами: суд и судилище. Ср. также: офицеры — офицерство — офицерия — офицерье. Яркими П. являются слова офицерство и офицерье (именно поэтому по-русски нельзя сказать «умное честное благородное офицерье»).

Прагматические созначения слова неотъемлемы от идеологических систем. Ср.. «высокий ореол» слова «комиссар» у Б. Окуджавы {Какое б новое сраженье не покачнуло шар земной, я все равно паду на той, на той единственной, гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной) и пейоративную окраску в тексте М. Звездинского (А в комнатах наших сидят комиссары и девочек наших ведут в кабинет).

Слова нажива, карьера, барыш в течение XX в. дважды изменили прагматическое звучание. В начале века — это нейтральные слова с,нулевой прагматикой, затем (после 1917 г.) — яркие П. с отрицательной оценкой обозначаемого и, наконец, в наши дни эти слова вновь становятся нейтральными.

Прагматическое созначение может связывать не со всей лексемой, а только с отдельными грамматическими формами, которые используются в типовых конструкциях. Таково, например, множественное гиперболическое число в сочетании со словами какие там, эти, всякие, разные: Какие там еще театры! Яркими П. являются грамматические девиации (неправильности), например — склоняемые варианты несклоняемых слов. Так, В. Маяковский для выражения отрицательной экспрессии склоняет слово крупье: Человечки эти называются крупьями; один из крупей; глазки у крупъи.

признаки прагмемы (из лекции):
-автономность;
-вхождение в состав при определении законченного суждения;
-вхождение в целостную оценку ситуации

 

Оценочная лексика в СМИ (общие положения для 7-9)

Одной из особенностей российских СМИ стало нагнетание отрицательных эмоций. Критические (диструктивные тенденции) стали отражаться не только в объективной действительности но и в языке

Политический дискурс- это речь, погруженная в жизнь. Средством реализации общения политиков и народа является медиа-дискурс, или дискурс общения, среды. Современный дискурс использует: оценочное значение слов, универсальные высказывания, прецендентные тексты, правила этикета, стратегии вежливости
Возможны три направления изменения оценочного знака:
1) слово с оценочно нейтр значением может приобрести оценочный смысл: ботаник, редиска
2) слово с оценочн закрепл значением может потерять оцен знак: ястреб (агрессивн), добро (вещь)
3) энантиосемия: демократ, коммунист, мент
Экспрессивность слову придает внутр форма слова, т.е. образ, кот лег в основу наименования.Здесь обязательно присутствует мотивирующий эмоц-оцен отношение признак. В результате слово обладает семантич стерео-эффектом: политикан, сталинщина, литературщина, коняга, городишко

 

10. Оценочное преображение лексики в газетном тексте: позитив, негатив. На примере слов «элита», «власть»
Основные элементы понятийного смысла оценки в языковой картине мира соотносятся с ее семантической интерпретацией и выражаются языковыми средствами функционально -семантического поля оценки, которые объединяются в блоки и реализуют ценностное отношение говорящего.В этих блоках могут присутствовать оценочные слова.
Мерзкий->мерзавец->мерзко->мерзость. Подлый->подлец->подло->подлость->подлячить. От благородный ничего образовать нельзя!
Для выражения ценностного отношения говорящего формируется определенный контекст, который обязательно должен быть актуальным, зависеть от экстралингвистических факторов, должен отражать социентальное сознание говорящего - ориентироваться на целый социум.
В языке газеты в условиях такого трехчастного контекста слова начинают изменять свое предметное и понятийное значение. Модное в газетной лексике слово «элита», которое является носителем значения конца шкалы, начало изменять размеры своего словообразовательного гнезда в течение последних 5 лет, начало изменять оценочную(аксеологическую) сущность с помощью участия в разных оценочных высказываниях, а именно метафорических: «Элита-русская война.»; эксплицитно -негативных: «Наша коррумпированная (-) элита(+); даже абсурдных: «Элитный секонд-хенд». Кроме этих особенностей слово «элита» актуализировалось в дискурсе,(- в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности) далеком от его понятийной природы. Это слово в русском языке получает самую разную словообразовательную транспозицию.
Элита, элитный, элитарный, элитаризм, элитарность.- такая цепочка образовывалась раньше(советские годы)
Сегодня в языке СМИ преобладают слова, образующие след.цепь: элитизм, элитистский, элитология, псевдоэлита, квазиэлита, контрэлита, суперэлита, госэлита.
Главное значение отдается денотату(-обозначаемый предмет) предмета. Расширение семантической структуры слова за счет значения(семемы) – привилегированная группа лиц, верхушка. Внутри есть сема неравенства, выгоды, т.е происходит изменение семемы в постсоветский период. Частотность употребления слова «элита» резко усиливается. При этом наблюдается переход их 1 элемента шкалы на другой.
Потрясающе жутко страшно.
Путешествие слова из одной зоны шкалы в другую приводит к развитию внутренней энантиосемии. За словом закрепляется отрицательная негативная оценочная семантика в конкретных контекстах.(медийных). Элита: амфорная, неэффективная, несправедливая, самопровозглашенная, самозваная, антидемократическая, не любима народом и чужда ему, денежная, не значит элитная, теневая. Все эти контексты относятся как оценочное определение в основном к современной российской элите: новой, высшей, сегодняшней, властной, отечественной.
Пути преображения (развития нового оценочного содержания слова «элита») связано со следующими приемами:
1. Развитие оценочных коннотаций(добавочн) у внешне безоценочных контекстов. В территориально- географическом контексте в их градации. Элита: местная, российская, англо -германско- французская, китайская, национальная, транс-национальная, господствующая мировая глобальная национальная элита.
Элита: деловая, политическая, промышленная, финансовая, корпоративная, правящая, государственная.
2. Антитеза коммуникативного намерения одобрения/неодобрения, отрицание/похвала: элита-контрэлита, элита-общество, элита(каска)-масса(народ), политическая элита-народ.
Процесс актуализации оценочных значений происходит также с «модными» маркерами, такими публицистическими словами и выражениями, как власть, теневой, раскручивать, знаковая фигура, харизматический, идол толпы, дистанцироваться, позиционировать.

 

ДОПОЛНЕНИЕ

Модное слова «элита» явл.носителем значения конца шкалы, начало ищменять размеры своего словообразоват.гнезда в течение последних 5 лет, начало изменять свою аксиологическую сущность с помощью участия в разных оценочных высказываниях, а именно – метафорических – «элита больна», негативно эксплицидных – «наша коррумпированная элита» и даже абсурдных – «элитный секонд хенд». Кроме этих особенностей, слово «элита» начинает употребляться в несвойственном ему дискурсе, далеком от его понятийной природы. Слово «элита» в рус.яз.получает самую разную словообразовательную транспозицию:
- традиционная (элитный-элитарный-элитаризм-элитарность(избранность)
- современная словообразовательная цепочка (элитизм – элитический – элитология – всевдоэлита – квазиэлита – контрэлита – суперэлита – босэлита)
Стилевая окраска, составляющая в этих словах усиливает оценочный смысл.
Частотность употребления слова «элита» резко усиливается, при этом наблюдается перерождение его из одного элемента шкалы на другой.
Путешествие слова из одной зоны шкалы в другую приводит к развитию внутренней энантиосемии (противополож.значение).
За основу закрепилась отрицательная оценочная семантика в конкретных медийных контекстах.
Элита – неэффективная, аморфная, несправедливая, самопровозглашенная, самозванная, антидемократическая, не любима народом и чужда ему, денежная – не значит элитная, теневая.
Все эти контексты относятся как оценочные определения в основном к сочетанию «современная российская элита», «новая», «низшая», «сегодняшняя», «властная», «отечественная».
Пути преображения, т.е. развития нового оценочного содержания у слова «элита» связаны с целым рядом приемов:
- развитие оценочных коннотаций (добавочных значений) во внешне безоценочных конекстах. Например, в территориально-географическом контексте – элита местная, китайская, национальная итд
Процесс актуализации оценочного значения происходит с модными маркерами, такими словами и выражениями, как «власть» «теневой», «раскручивать», «харизматический», «в формате».


Не хватает про власть!!!!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...