Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк




Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

 

а б в
1. Центральное руко­водство требует, чтобы о всех делах доклады­вали именно ему. Старается все решать вместе с подчиненны­ми, единолично реша­ет только самые сроч­ные и оперативные во­просы. Некоторые важные де­ла решаются фактиче­ски без участия руко­водителя, его функции выполняют другие.
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит. Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет.
3. Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами. Руководителю безраз­лично, кто работает у него заместителем, по­мощником. Он добивается безот­казного исполнения и подчинения заместите­лей, помощников.
4. Его интересует толь­ко выполнение плана, а не отношение людей друг к другу. В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально. Решая производствен­ные задачи, старается создать хорошие отно­шения между людьми в коллективе.
5. Наверно, он консер­вативен, так как боит­ся нового. Инициатива подчинен­ных руководителем не принимается. Способствует тому, что­бы подчиненные рабо­тали самостоятельно.
6. На критику руко­водителя обычно не обижается, прислуши­вается к ней. Не любит, когда его критикуют и не стара­ется скрыть это. Критику выслушивает, даже собирается при­нять меры, но ничего не предпринимает.
7. Складывается впе­чатление, что руково­дитель боится отвечать за свои действия, же­лает уменьшить свою ответственность. Ответственность рас­пределяет между собой и подчиненными. Руководитель единолично принимаетреше­ния или отменяет их.
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю. Не допускает, чтобы подчиненные ему сове­товали, а тем более возражали.
9. Обычно советуется с заместителями и ниже­стоящими руководи­телями, но не с рядо­выми подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, гово­рит о положении дел в коллективе, о трудно­стях, которые предсто­ит преодолеть. Для выполнения ка- кой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих под­чиненных.
10. Всегда обращается к подчиненным веж­ливо, доброжелатель­но. В обращении с под­чиненными часто про­являет равнодушие. По отношению к под­чиненным бывает не­тактичным и даже гру­бым.
11. В критических си­туациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. В критических ситуа­циях руководитель, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо зна­ком. Если что-то не знает, то не боится этого пока­зать и обращается за помощью к другим. Он не может действо­вать сам, а ждет «под­талкивания» со сторо­ны.
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. Он требователен, но одновременно и спра­ведлив. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже при­дирчивым.
14. Контролируя ре­зультаты, всегда заме­чает положительную сторону, хвалит подчи­ненных. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллек­тива в целом. Контролирует работу от случая к случаю.
15. Руководитель уме­ет поддерживать дис­циплину и порядок. Часто делает подчинен­ным замечания, выго­воры. Не может влиять на дисциплину.
16. В присутствии ру­ководителя подчинен­ным все время прихо­дится работать в напря­жении. С руководителем рабо­тать интересно. Подчиненные предос­тавлены самим себе.

 

Ключ

а б в
  д к п
  д к п
  к п д
  д п к
  п д к
  к д п
  п к д
  к п д
  д к п
  к п д
  п д к
  д к п
  п к д
  к д п
  к д п
  д к п

 

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент – Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент – П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк

 

Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета, хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации.

Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными. Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник – подчиненный (НП). Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю. Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).

С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости:

  • компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19);
  • эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
  • требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).

Вопросы можно задавать устно или письменно в следующей последовательности:

1. Руководитель – отличный специалист.

2. У меня хорошие взаимоотношения с руководителем.

3. Руководитель – справедливый человек.

4. Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям.

5. Руководитель – чуткий человек.

6. Слово руководителя для меня – закон.

7. Руководитель умело организует мою деятельность.

8. Я вполне доволен руководителем.

9. Руководитель достаточно требователен ко мне.

10. Руководитель всегда может дать разумный совет. И Я полностью доверяю руководителю.

11. Оценка руководителя очень важна для меня.

12. Руководитель всегда инициативен и находчив.

13. Работать с руководителем – одно удовольствие.

14. Руководитель уделяет мне много внимания.

15. Руководитель знает мои способности и интересы.

16. Руководитель всегда понимает мое настроение.

17. Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет.

18. Руководитель зря не накажет.

19. Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами.

 

Интерпретация: Каждый ответ оценивается в один балл. Для руководителя интересен не только суммарный показатель, но и показатели по каждому параметру. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с руководителем, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...