Художественная культура первобытности.
Происхождение искусства. Культовые и магические корни первобытного искусства. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архетипические образы и символы первобытной культуры (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.) Архаические основы фольклора. Художественная культура Древнего мира. Древний Египет - культура, ориентированная на Вечность. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий). Литература Древней Индии «Ригведа», «Махабхарата», «Рамаяна». Роль мифа и ритуала в художественной культуре Китая. Музыка и литература древнего Китая. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке, Теночтитлан. Художественная культура Античности. Крито-микенская культура, (Кносский дворец). Гомеровская Греция. Искусство архаики – воплощение идеала калокагатии. Формирование ордерной системы в архитектуре. Художественные особенности греческой классики. Творчество Поликлета, Мирона, Фидия. Ансамбль афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, ритуального и театрального действия. Классическая трагедия, творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Алтарь Зевса в Пергаме. Слава и величие Рима - основная идея римского искусства. Римский скульптурный портрет – новое слово в изобразительном искусстве. Литература Рима, творчество Горация, Вергилия, Овидия.
Западноевропейское средневековье. Религиозный смысл средневекового искусства. Средневековый символизм. Романский стиль – художественное воплощение европейского средневековья. Базиликальный тип храма: основные особенности, строение (Собор в Шартре, Собор в Вормсе.) Готический собор как образ мира. Региональные художественные школы Западной Европы (Италия, Испания, Германия, Англия, Франция.) Куртуазная литература и рыцарский роман. Средневековая музыкальная культура (григорианский хорал, распев). Художественная культура Византии и Древней Руси. Синтез искусств в православном храме (на примере Софии Константинопольс-кой). Искусство Киевской Руси: соотношение византийских и древнерусских традиции. Древнерусский крестово-купольный храм. Основные школы древнерусского зодчества: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская (от Спасского собора Андроникова монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля: гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. «Богословие в красках» - специфика символического языка иконописи. Принцип построения иконостаса. Основные иконописные школы: владимиро-суздальская, новгородская, псковская, московская. Творчество Ф. Грека и А. Рублева.
Художественная культура Ближнего и Дальнего Востока. Мусульманский образ рая в комплексе Реджистана (Древний Самарканд). Средневековая арабская поэзия. Воплощение мифологических и религиозно - нравственных представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Традиционная китайская живопись. Сплав философии и мифологии в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Театральное искусство Китая и Японии.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идей гуманизма в художественной культуре Ренессанса. Творчество Леонардо, Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Идеи Реформации как духовная основа Северного Возрождения. Творчество Я. Ван Эйка, П.Брейгеля, А. Дюрера. Литература Возрождения: Данте, Петрарка, Рабле, Боккаччо, Лопе де Вега, Сервантес, Эразм Роттердамский. Театр В. Шекспира. Музыкальная культура Ренессанса: роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
Художественная культура Нового времени 7.1 Стиль барокко и классицизм в русском и европейском искусстве. Стили и направления в искусстве ХVIIв. - проблема многообразия и взаимовлияния. Трагизм и экзальтация, театральность и иллюзионизм как типологические черты стиля барокко. Архитектурные ансамбли Рима и интерьеры храмов работы Л. Бернини, барочные черты в живописи Рубенса. Творчество Веласкеса. Психологический реализм Рембрандта. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко ("Орфей" К. Монтеверди). Классицизм – культура нормы и идеала. Эстетика Н.Буало. Литература классицизма: Корнель, Расин. Ландшафтное искусство: дворцы и парки Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида. Русское барокко (Зимний дворец, Петергоф) и русский классицизм (Дворцовая площадь) в ансамблях Петербурга. Московская архитектура классицизма - работы Баженова, Казакова. Традиции классицизма в творчестве К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Искусство эпохи Просвещения. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше. Русское Просвещение: творчество Ломоносова, Радищева. Галантное искусство и стиль рококо. Сентиментализм в живописи и литературе. Зарождение критического реализма в живописи Хогарда. Музыкальная культура ХVIIIв. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт ("Дон Жуан"), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Художественные системы романтизма и реализма в культуре XIX в. Немецкие романтики – родоначальники нового художественного стиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|