Роль самооценки в учебной деятельности
Доминирующая роль в учебной деятельности в формировании самооценки определяется тем, что именно она (учебная деятельность) формирует предпосылки теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. К концу младшего школьного возраста способности школьника обусловливают возникновение самонаблюдения, к анализу и соотнесению предметной ситуации. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности. На наш взгляд, именно так, ориентируясь на оценки учителя, дети сами оценивают себя и своих товарищей. Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки. Умение контролировать свои действия и оценивать их является основой субъектности, поэтому формирование самооценки двигательных действий является актуальной проблемой процесса обучения на современном этапе [23]. Каким способом, какими педагогическими действиями можно организовать усвоение учениками способов поэлементного самоконтроля и самооценки выполненного физического действия? Деятельность по решению УЗ разбивается в технологической последовательности на семь основных этапов: 1. Постановка учебной задачи. Преобразование условий задачи на язык предмета. На лыжах можно передвигаться по воде, с горы, в гору. А как научиться передвигаться на лыжах по ровной местности? 2. Анализ ситуации. Выделение некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отражён в соответствующем теоретическом понятии. Речь идёт о целенаправленном преобразовании условий задачи, ориентированном на поиск, обнаружение и выделение вполне определённого отношения некоторого целостного объекта.
3. Конструирование способа (ов) решения задачи. Моделирование идеального образа. V = L x R, где V скорость, L длина шага, R – частота шагов. 4. Выявляются элементы, от которых зависит скорость передвижения. Выполняются разные варианты выполнения элементов, и экспериментальным методом выявляется самый из них эффективный. 5. Определение границ действия сконструированного способа. Бежать по ровной местности, небольшие подъёмы. В крутую гору таким способом не подняться. 6. Контроль за выполнением предыдущих действий. (Самоконтроль). 7. Оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи. (Самооценка).
Организация, методика и результаты исследования Организация и методика исследования
Умение контролировать свои действия и оценивать их является основой субъектности, поэтому формирование самооценки двигательных действий является актуальной проблемой процесса обучения на современном этапе. В связи с этим, целью нашего исследования явилось формирование самооценки элементов техники попеременного двухшажного хода. Методика формирования самооценки двигательного действия применялась ранее на уроках лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных игр [8, 25, 26], но в условиях проведения урока на открытом пространстве при низкой температуре она использовалась впервые. Необходимость постоянно поддерживать двигательный режим на уроке, сводя к минимуму хоть и педагогически оправданные, но всё же простои, послужили причиной того, что и сама методика претерпела изменения. Она стала более динамичной без потери эффективности. Экспериментальная работа проводилась во время педагогической практики на протяжении четырёх уроков с учениками четвёртых классов (17 человек – экспериментальная группа, 14 – контрольная).
В отличие от контрольной группы, ученики экспериментальной в совместной деятельности с учителем выявляли наиболее эффективные способы выполнения элементов. Пробовались разные варианты, которые сравнивались между собой по ощущениям («неудобно» или «так тяжело») или по времени прохождения отрезка 40 м на учебном круге. То есть, во втором случае ученики освоили ещё и способ выявления эффективных элементов – это эксперимент. Для найденных способов находились точки контроля (например, ноги согнуты так, что колени прикрывают переднюю часть стопы), которые и становились критериями при оценке и самооценке правильности выполнения элемента. Результатом решения учебной задачи «От чего зависит скорость передвижения на лыжах?» было выделение четырёх элементов: работа рук и ног, положение туловища и скользящий шаг. По этим критериям (четырёхбалльная шкала) производилась оценка и самооценка лыжного хода в целом. Диагностика сформированности самооценки проводилась на пятом по счёту уроке. Элементы целостного действия оценивались: «правильно» (1 балл) и «неправильно» (0 баллов). Принимая во внимание то, что ученикам младшего школьного возраста легче даётся оценивание другого, чем себя, то на первом этапе формирования самооценки вырабатывалась коллективная оценка действий отдельных учащихся. Отсутствие достоверных различий между коллективной оценкой и оценкой учителя техники скользящего шага в опытных группах указывает на то, что в оценочной деятельности ученики способны объективно оценить двигательное действие. (Это говорит ещё и о том, что ученики научились эффективно взаимодействовать в группе). Различия на высоком уровне значимости, являются показателем неумения объективно оценить правильность выполнения элемента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|