Влияние совместной учебной деятельности младших школьников при решении учебных задач на эффективность техники двигательных действий
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Из анализа литературы по проблеме теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и учебной в частности (В.В. Давыдов) следует, что первичной формой деятельности является коллективное или совместное выполнение. «В сущности, - писал А.Н. Леонтьев, - деятельность… предполагает не только действия только отдельно взятого человека, но действия его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность». На основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная деятельность многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной деятельности различны, хотя их строение имеет общие черты. Становление индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который следует называть интериоризацией (В.В. Давыдов). В связи с этим, решение учебной задачи у нас происходило в совместной деятельности. Совместные действия были на всех этапах решения задачи, кроме последнего, на котором ученик сам себе выставлял оценку. В итоге у нас появились следующие результаты. Результаты экспериментальной группы представлены на рис. 3, а контрольной – на рис. 4. Рис. 3. Результаты самооценки, коллективной оценки и оценки элементов двухшажного попеременного хода в экспериментальной группе.
На графике виден некоторый разброс в оценках участников решения учебной задачи. Но расчёт t-критерия Стьюдента показал, что на достоверно значимом уровне отличаются результаты у всех участников в оценке работы рук, остальные элементы были оценены объективно. Рис. 4. Результаты самооценки, коллективной оценки и оценки элементов двухшажного попеременного хода в контрольной группе.
В контрольной же группе все оценки отличаются друг от друга при оценивании работы рук. В остальных же элементах разница в коллективной оценке и самооценке не достоверна, но они значимо отличаются от оценки учителя. Результаты оценок техники попеременного двухшажного хода в опытных группах представлены на рис. 5. Рис. 5. Результаты оценок техники попеременного двухшажного хода в опытных группах.
При оценивании техники попеременного двухшажного хода значимо различимы результаты самооценки и оценки учителя в ЭГ. Между коллективной оценкой и самооценкой, и коллективной оценкой и оценкой учителя достоверно значимых различий не установлено. То есть, можно утверждать, что на данном этапе обучения (4 урока) в более сложном виде действия коллективный субъект деятельности более эффективен, чем её субъект. О потенциале коллективной деятельности можно судить и по результатам контрольной группы. Здесь коллективная оценка хоть и отличается от оценки учителя, но она отличается и от самооценки учащихся, то есть она более близка (хоть и далека всё-таки) к объективной оценке. Таким образом, совместная деятельность по решению учебной задачи эффективно влияет на формирование самооценки двигательных действий в экспериментальной группе.
На уроке «физическая культура» в системе развивающего обучения, ребёнок поставлен в ситуацию, когда он должен осуществить самостоятельный анализ предметного содержания. Он делит целое на составляющее и изучает свойства каждого компонента. Каждая такая операция превращается в самостоятельное действие. Далее ребёнок стремится найти оптимальный способ выполнения двигательного действия. А внесение коррективов и изменений способов выполнения при его анализе являются данные рефлексии. Из большого числа возможных изменений ребёнок выбирает лучший. В нашем случае, в ходе обучения имеет место и групповая рефлексия.
Выводы
1. Исследовательская деятельность по нахождению критериев оценки двигательного действия привела к осознанию ощущений при его выполнении и пониманию причин эффективности элементов. Данные действия явились причиной сформированности умения объективно оценивать свои действия, и к более качественному выполнению техники попеременного двухшажного хода по сравнению с контрольной группой. 2. На начальном этапе обучения в более сложном виде действия коллективный субъект деятельности более эффективен, чем её субъект. 3. Совместная деятельность по решению учебной задачи эффективно влияет на формирование самооценки двигательных действий в экспериментальной группе. Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1991. - № 7. - С. 37. 2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. 3. Давыдов В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна / В.В. Давыдов. // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 10-14. 4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с. 5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с. 6. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на IV Международном конгрессе по теории деятельности) / В.В. Давыдов // Развивающее образование. Том I. Диалог с В.В. Давыдовым – М.: АПК и ПРО, 2002. – С.24-35. 7. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. - метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. -–101 с. 8. Кадыков Б.Ф. Формирование двигательных навыков у школьников на уроке физической культуры: дисс.... канд. пед. наук. / Б.Ф. Кадыков. - Пермь, 2004. – 153 с.
9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». www.eidos/ru/news/compet/htm/e-mail: info@eidos/ru). 10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. – 2002. - № 1 (12). - с. 32-42. 11. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям / Е.А. Короткова, Н.А. Фомичёва // Там же. - 2005. - № 8. - С. 12-14. 12. Крупенин А.Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. - 480 с. 13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособ. / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с. 14. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №7. - C. 55-57. 15. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: учеб.-метод. пос. / М.Д. Кудрявцев. – М.: АПКиПРО, 2003. – 105 с. 16. Курысь В.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 9. – 57-60. 17. Леонов О.И. Чувство темпа у конькобежцев разной квалификации / О.И. Леонов // Познавательные процессы у спортсменов. – М.: 1972. – Т.1. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 19. Ломов Б.Ф. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельности / Б.Ф. Ломов, Б.Б. Косов, О.А. Конопкин // Познавательные процессы у спортсменов / под ред. Косова Б.Б.; ВНИИФК. – М.: 1976. 20. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П. Лукьяненко. - Советский спорт, 2005. – 256 с. 21. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.ru/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc.
22. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Там же. - 2004. - № 7.250 23. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с. 24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Народное образование, 1998. – 256 с.311 25. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. - 101 с. 26. Тихонов А.М. Метод учебных задач в подготовке учителей физической культуры / А.М. Тихонов, Т.С. Бойко // Здоровье и образование: матер. междунар. науч.-практ. конф. / Перм. мед. акад. – Пермь, 2006. – С. 198-204. 27. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 364 с. 28. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как собственный этап обновления содержания образования / И.Д. Фрумин // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: матер. 9-й науч.-практ. конф. - Красноярск, 2003. -С. 41-44. 29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. 30. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/. 31. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина-Давыдова / Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 85-93. 32. Чудинова Е.В. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): в 2-х частях / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с. 33. Шаулин В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры / В.Н. Шаулин // Физическая культура в школе. – 1994. - № 6. – С. 9-12. 34. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 157-167. 35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|