Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «бюджет» и «бюджетирование».




БЮДЖЕТЫ И ПРОЦЕСС ИХ СОСТАВЛЕНИЯ.

 

Бюджет организации – это финансовый план, определяющий в количественном выражении запланированные финансовые показатели результатов деятельности организации в будущем. Показатели бюджета основываются в первую очередь на данных о предполагаемых объемах продаж и производства.

Другими словами, бюджет организации – прогноз ее финансового состояния, в котором определяются суммы планируемых доходов и расходов организации на предстоящий период, а также ряд других важнейших финансовых и производственных показателей (например, предполагаемый объем заимствований и инвестиций).

Бюджет является основой внутреннего управления и контроля за финансами организации.

Бюджетирование – это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа бюджета.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – инструмент управления, предназначенный для оптимизации управленческих решений.

Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволяет решать проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности поступления денежных средств и их использования, определять объемы и сроки внешнего финансирования.

Бюджетирование может производиться в разрезе:

· организации в целом;

· отдельного структурного подразделения (цеха, отдела, участка т.д.);

· отдельных центров учета прибыли и (или) затрат;

· отдельных видов доходов и (или) расходов (бюджеты коммерческих расходов и продаж), отдельных контрактов или проектов.

Бюджетирование является основой:

· планирования и принятия управленческих решений в организации;

· оценки всех аспектов финансовой состоятельности организации;

· укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом.

При составлении бюджетов не существует жестких, нормативных правил, методов и процедур. Бюджетирование – это всегда простор для творчества, поскольку каждая организация уникальна и неповторима. При этом существует ряд общих правил и методов, которые широко применяются при составлении бюджетов.

 

Понятие «долгосрочное стратегическое планирование», «разработка программ развития».

 

Стратегический план развития представляет собой перечень стратегических целей организации и общих стратегий по их достижению. (Целью на перспективу может быть, например, захват 15% внутреннего российского рынка продаж шкафов и диванов).

Программа по выполнению стратегического плана – это комплекс мероприятий по реализации стратегических целей. Программа развития организации может предусматривать, например, расширение объемов производства продукции путем модернизации оборудования, покупку контрольных пакетов акций двух крупнейших российских производителей шкафов и диванов, и др. мероприятия.

В переводной литературе по управленческому учету разработка программ развития (англ. “programming”) часто переводится как «программирование», что вызывает некоторое удивление.

Бюджет является финансовым отражением планируемых мероприятий, который фокусируется на денежных показателях. Можно сказать, что бюджет является конкретным финансовым воплощением как стратегического плана, так и программы развития на ближайший период.

 

Взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетированием.

Система внутреннего бюджетирования любой организации должна исходить из того, какие стратегические цели данной организации призвано обеспечить бюджетирование.

Поэтому при постановке системы бюджетирования предстоит:

· сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели организации;

· выявить, с помощью каких показателей можно контролировать достижение этих целей;

· определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

Когда речь идет о главных целях организации, обычно принято оперировать таким понятиям, как миссия организации. Как правило, миссия организации формулируется в самом общем виде, в виде нефинансовых целей или финансовых целей, поставленных очень приблизительно.

Одна из задач бюджетирования – переложить обобщенные формулировки миссии организации на язык конкретных финансовых показателей, которые можно четко и легко рассчитать, а затем контролировать ход их выполнения.

Пример. Через цели организации к конкретным показателям бюджета и определению задач, обеспечивающих достижение главных целей организации.

 

 

Стратегические цели бизнеса Конкретные показатели бюджета на бюджетный период Конкретные задачи бюджетирования
Быстрый рост бизнеса Рост объемов продаж в сопоставимых ценах не менее чем на Х% Контроль за дебиторской задолженностью. Контроль за размером кредиторской задолженности и условиями привлечения заемных средств (т.е. за состоянием ликвидности организации)
Высокая прибыльность бизнеса Обеспечение чистой прибыли в размере Y% от выручки Установление нормативов затрат с целью контроля за ними и их сокращения. Определение оптимальных цен.
Быстрый рост стоимости бизнеса (увеличение капитализации) Увеличение стоимости чистых активов бизнеса на Z% Контроль за состоянием, структурой и эффективностью активов бизнеса. Сравнительный анализ динамики роста чистых активов по сегментам бизнеса.

Конечно, мы понимаем, что на практике финансовые цели взаимосвязаны. Так, быстрый рост стоимости организации связан с высоким уровнем прибыльности бизнеса. Для улучшения финансового состояния организации необходимо добиваться реализации одновременно несколько целей. Однако приоритеты в каждый конкретный период могут меняться, и соответственно изменяется важность задач, которые стоят перед системами бюджетирования организации.

Таким образом, бюджетирование имеет как общие аспекты для любой организации и любой сферы деятельности, так и специфические, в зависимости от текущих условий конкретного бизнеса. В зависимости от этих специфических целей необходимо выбрать определенный вид бюджета, определить технологию его составления, порядок утверждения, разработать бюджетные формы, рассчитать плановые показатели и т.д.

 

Назначение бюджетов.

1.Бюджеты являются основой планирования – важнейшей функции управления.

Планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, что, г де, когда и для кого организация будет производить и продавать, какие ресурсы и в каком объеме понадобятся для этого. Бюджетирование позволяет выразить планируемые показатели по выручке и затратам в стоимостном выражении, а также выявить возможные проблемы, связанные с наличием необходимых ресурсов в нужное время.

2. Бюджеты предоставляют руководству организации возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности.

3. Бюджеты являются основой для принятия решений об объемах финансирования организации из внутренних (за счет реинвестирования прибыли или расширения собственного капитала) и внешних (за счет привлеченных кредитов и займов) источников.

4. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием организации, избегать кризисных ситуаций, обусловленных нехваткой текущих денежных средств.

5. Составление бюджетов помогает установить нормативы затрат и нормы прибыльности (рентабельности и эффективности) в разрезе отдельных видов товаров и услуг и структурных подразделений организации.

6. Бюджеты являются основой финансовой дисциплины в смысле повышения ответственности руководителей различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями (если они могут контролировать данные затраты и изыскивать способы их уменьшения).

7. Бюджетирование является основой осмысленной реструктуризации организации, оптимизации его финансовой структуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...