Вспомогательные и специальные бюджеты.
Среди вспомогательных бюджетов наиболее важными являются план капитальных вложений и кредитный клан. План капитальных вложений (называемый также инвестиционным бюджетом) показывает распределение финансовых ресурсов на инвестиционные проекты капитального характера по бюджетным периодам. Кредитный план представляет собой документ, в котором отражается информация о привлечении и погашении кредитных и заемных средств с учетом выплат процентов по этим средствам. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например, налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т.п. Состав и форматы специальных бюджетов определяются в соответствии с решением бюджетного комитета исходя из того, какие именно составляющие доходов и расходов являются особо важными для управления финансами в данный бюджетный период.
Основные (сводные) бюджеты. Основные (сводные) бюджеты включают в себя: Бюджет доходов и расходов (называемый также бюджетом прибыли и убытков) является наиболее распространенным и наиболее привычным для понимания руководителями любого уровня управления. Назначение данного бюджета – показать запланированные доходы и расходы организации. Бюджет доходов и расходов составляется по методу начисления. Таким образом, бюджет доходов и расходов по своей структуре соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках, хотя может быть гораздо более детальным. Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Внутри бюджетного периода данный бюджет разбивается на кварталы (месяцы, декады).
Бюджет движения денежных средств является планом, отражающим все прогнозируемые поступления и расходования денежных средств организации. В отличии бюджета доходов и расходов, который составляется на основе метода начисления, бюджет движения денежных средств составляется по кассовому методу. Важность этого документа в бизнесе обусловлена тем, что он позволяет обеспечить денежную ликвидность предприятия, т.е. обеспечить сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия на предстоящий период. Бюджет движения денежных средств составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него (минимальный срок детализации – месяц). Расчетный баланс является третьей, последней составной частью основных (сводных) бюджетов. Расчетный баланс представляет собой прогноз активов, капитала и обязательств организации. Под активами понимается все имущество, которым располагает организация в данный момент (в том числе основные средства, материалы, дебиторская задолженность, денежные средства и т.д.). Величина собственных средств (капитала) показывает долю собственников (акционеров, пайщиков) в его активах. Размер обязательств отражает долю кредиторов и заимодавцев в активах организации. Расчетный баланс составляется на тот же период, что и другие основные бюджеты, и имеет как минимум поквартальную, а лучше – помесячную разбивку внутри бюджетного периода.
Бюджеты в современном деловом мире. В связи с возрастающими темпами технологических перемен и глобализацией современного бизнеса некоторые экономисты высказывают точку зрения, согласно которой бюджетирование может оказаться неэффективным. Небольшое, но постоянно растущее число организаций уже отказалось от применения традиционных бюджетов в качестве средства планирования и управления.
Недостатки традиционного процесса бюджетирования: · финансовые показатели бюджетов могут устареть (нередко еще до конца бюджетного периода); · нереалистичные бюджеты, составленные, как правило, методом «сверху вниз», сковывают инициативу менеджеров низшего и среднего звеньев, от работы которых в конечном счете зависит прибыль организации; · подготовка бюджетов отнимает массу времени у руководства. Бюджетирование всегда является длительным процессом, требующим значительного времени на согласование базовых показателей, их доработку, корректировку и взаимоувязку. · бюджеты основаны на финансовых показателях и не отражают нефинансовые показатели, такие как качество; · большинство бюджетов составляется инкрементным методом (данные за прошлый период плюс (минус) Х%). Данный подход может вызывать необоснованный рост затрат. Возможным путем решения вышеуказанных проблем являются разработка и применение усовершенствованных систем бюджетирования (например, бюджетирование по видам деятельности или применение гибких интегрированных систем планирования, учитывающие не только финансовые показатели, но и показатели качества, роста доли продуктов на рынке, степени удовлетворения клиентов продуктами организации). В отношении некоторых видов бюджетов также может быть применен метод бюджетирования с нуля.
Гибкие бюджеты. Понятие «гибкий бюджет» Гибкий бюджет по форме совпадает с обычным бюджетом, однако составляется в нескольких вариантах, отражающих различные объемы производственной деятельности организации. Пример на понятие гибкого бюджета. Организация в следующем году планирует произвести 100000 банок консервированной кукурузы. На изготовление одной банки требуется 0,15 машино-часа работы оборудования. Стоимость электроэнергия, потребляемой производственным оборудованием (является косвенным переменным расходом) составляет 0,5 рубля за 1 машино-час. Минимальный планируемый объем производства кукурузы составит 80000 банок, максимальный – 120000 банок.
Предположим, что организация фактически произвела 80000 банок кукурузы. Количество машино-часов работы оборудования составило 6000, сопутствующие расходы на электроэнергию были равны 6400 руб.
Если сравнить фактические расходы с запланированными в обычном бюджете, то возникает положительное отклонение – 1100 руб. (7500 – 6400). Данное отклонение означает прекрасную степень контроля над данным видом косвенных расходов. Но, при более внимательном рассмотрении сравниваемых данных становится очевидным, что они относятся к разным объемам выпуска продукции. Цифра 6400 относится к фактическому объему производства (80000 банок), а цифра 7500 – к запланированному объему в размере 100000 банок. Правильнее сравнивать фактические расходы и расходы, запланированные для производства одного и того же количества продукции. Эти данные можно получить из гибкого бюджета, в котором расходы электроэнергии на выпуск 80000 банок равны 6000 руб. Разница между плановыми и фактическими расходами (6000 – 6400) на один и тот же объем даст нам отрицательное отклонение в размере 400 руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|