Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ расходов бюджета РФ на социально-культурные мероприятия




 

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние - это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

В таблице 1 рассмотрим показатели расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия по данным Росстата за 2009-2011 годы.

 

Таблица 1. Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально - культурные мероприятия

Показатели, млрд. руб. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение 2011 г. в % к 2009 г.
Расходы государственного бюджета - всего 8479,6 10133,8 11245,9 132,6

в том числе:

на образование 1783,5 1893,9 2231,8 125,1
на культуру, кинематографию, средства массовой информации 324,4 353,4 405,9 125,1
на здравоохранение, физическую культуру и спорт 1653,0 1708,8 2096,0 126,8
на социальную политику 4718,8 6177,7 6512,2 138,0

 

Как видим положительная динамика расходов на социально-культурные мероприятия налицо. Однако по основным направлениям рост расходов ниже темпов роста расходов государственного бюджета в целом. Это свидетельствует о том, что у нашего государства имеются более важные направления расходования средств. Эти направления отвечают требованиям современного развития мировой экономики и соответствуют бюджетному Посланию Президента РФ.

Рост расходов государственного бюджета на социальную политику превышает рост расходов бюджета. Это также соответствует Бюджетному Посланию Президента РФ и вызвано плановым ростом пенсий, пособий и стипендий в 2010 и 2011 годах.

На рисунке 2 рассмотрим показатели динамики расходов на социально-культурные мероприятия. Наибольшие объёмы расходования бюджетных средств, связанных с социально-культурным развитием нашего общества направлены на реализацию социальной политики государства. Это обеспечивает постоянный рост всех видов социальных пособий, рост заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, стипендий и т.п.

Объёмы расходов на культуру, кинематографию, средства массовой информации выросли незначительно. Эти направления социального развития общества не рассматриваются Правительством РФ в настоящее время как особенно важные.

Поэтому значительный рост объёмов бюджетного финансирования характерен для наиболее приоритетных направлений: здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт.

 

Рисунок 2 - Динамика расходов государственного бюджета на социальную политику


В таблице 2 рассмотрим показатели структуры расходов государственного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия

 

Таблица 2 - Структура консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально- культурные мероприятия

Показатели % 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение 2011 г. к 2009 г.,+,-
Расходы государственного бюджета - всего 100,0 100,0 100,0 0

в том числе:

на образование 21,0 18,7 19,8 -1,2
на культуру, кинематографию, средства массовой информации 3,8 3,5 3,6 -0,2
на здравоохранение, физическую культуру и спорт 19,5 16,9 18,7 -0,8
на социальную политику 55,7 61,0 57,9 2,2

 

Анализ структуры расходов на социально- культурные мероприятия из консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов показал, что несмотря на общий рост этих расходов, увеличивается только доля затрат государства на социальную политику. Доля расходов на образование, культуру, кинематографию, средства массовой информации здравоохранение, физическую культуру и спорт снижается. Наибольшими темпами произошло снижение доли затрат на образование.

Анализ Послания Президента РФ Федеральному законодательному Собранию позволяет сделать следующие выводы по его содержанию. Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта.

Заслуживают особого внимания вопросы экологии, в том числе механизмы и правила финансирования природоохранных мероприятий. Они должны быть четкими и понятными, содержать экономические стимулы для осуществления этих мероприятий.

По мнению Президента РФ, меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества.

В 2012 году будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда.

Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах. Прежде всего, это касается заработной платы учителей и медицинских работников. Она должна существенно вырасти уже в ближайшие два года в соответствии с программами модернизации.

Ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными некоммерческими организациями. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.

В результате можно сказать, что воздействие бюджетной политики на экономику страны в целом и ее отдельные ее сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...