Перспективы бюджетной политики в области социально-экономического развития страны
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Перспективы развития состава и структуры федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации наиболее наглядно представлены в Бюджетном послании Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах» Обзор документа Бюджетного послания Президента РФ позволяет отметить следующие проблемы и задачи стоящие перед очередными государственными бюджетами и органами их составляющими. В Послании выделены 7 проблем. Первая - значительный ненефтегазовый дефицит. Вторая - структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Это выражается в недостатке финансирования инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки. Третья - низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Четвертая - зачастую эффективность бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему затраченных средств. Пятая - межбюджетные отношения не в полной мере настроены на стимулирование региональных и местных властей к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности; высока зависимость от финансовой помощи из других бюджетов. Шестая - бюджетная политика остается во многом неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий госорганов в этой сфере должным образом не раскрываются. Седьмая - постоянные фрагментарные изменения налогового законодательства. Постоянное ожидание таких поправок препятствует реализации долгосрочных инвестпроектов из-за низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
В связи с этим Президентом РФ в Послании определена задача бюджетной политики на 2013 г. и среднесрочную перспективу - кардинальное повышение качества стратегического управления экономикой и общественными финансами. Для этого, по мнению Президента РФ Путина В.В., следует исходить из 10 основных целей. Первая - бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической госполитики. Вторая - бюджет должен исполняться на базе госпрограмм. Третья - продуманность и обоснованность механизмов реализации и ресурсного обеспечения госпрограмм, их корреляция с долгосрочными целями социально-экономической политики государства. Четвертая - повышение качества предоставляемых населению муниципальных и госуслуг. Пятая - обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости. Шестая - установить параметры дальнейшего развития пенсионной системы, которые обеспечат ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. Седьмая - настроить налоговую систему на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности. Восьмая - реализация нового этапа развития межбюджетных отношений в виде расширения самостоятельности и ответственности регионов. Девятая - Правительство РФ должно обеспечить постоянный доступ России на долговые рынки на приемлемых условиях, снизить стоимость заимствований и расходы по долговым обязательствам, получить допдоходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Десятая - обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества. В результате можно сказать, что ключевые задачи нашей бюджетной политики - это, конечно, модернизация нашей страны, нашей экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития. В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста. Она должна быть основана на росте частной инициативы, на инновациях, причём не фрагментарных, образцово-показательных, а на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Заключение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Бюджет является основным финансовым документом государства. В бюджете составлена подробная роспись доходов и расходов государства. Соотношение между доходами и расходами приводит к появлению дефицита или профицита бюджета. Государственный бюджет является основным инструментом регулирования социально-экономических процессов в стране. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. Воздействие бюджетной политики на экономику страны в целом и ее отдельные ее сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов. Положительная динамика расходов на социально-культурные мероприятия налицо. Однако по основным направлениям рост расходов ниже темпов роста расходов государственного бюджета в целом. Это свидетельствует о том, что у нашего государства имеются более важные направления расходования средств. Эти направления отвечают требованиям современного развития мировой экономики и соответствуют бюджетному Посланию Президента РФ.
В целом расходы на национальную экономику выросли незначительно. Рост составил всего 0,4 % по отношению к уровню 2009 года. При этом в целом объём государственного бюджета РФ вырос на 24,6 %. Наиболее быстрыми темпами растут расходы бюджета РФ на прикладные научные исследования в области национальной экономики, связь, информацию, транспорт. Существенно выросли расходы бюджета на дорожное хозяйство. При этом бюджетное финансирование топливно-энергетического комплекса снизилось с 74,7 млрд. руб. в 2009 г до 55,4 млрд. руб. в 2011 г. Снижение составило 25,8 %. На сельское хозяйство и рыболовство бюджетное финансирование снизилось на 3,7 %, что составило (279,1 - 268,7) 10,4 млрд. руб. Бюджетное финансирование других вопросов в области национальной экономики снизилось с 1119,4 млрд. руб. до 814,0 млрд. руб., что составило 605,4 млрд. руб. или 27,3 %. Анализ финансирования национальной экономики показал, что бюджеты 2009 - 2011 гг. реализуют основные положения Бюджетного Послания Президента РФ, в которых социальная политика, наука, информатика и дороги представлены главными приоритетами национальной экономики. Перспективы развития состава и структуры федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации наиболее наглядно представлены в Бюджетном послании Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах». Ключевые задачи нашей бюджетной политики - это, конечно, модернизация нашей страны, нашей экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития. В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста. Она должна быть основана на росте частной инициативы, на инновациях, причём не фрагментарных, образцово-показательных, а на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) 3. Бюджетная политика и межбюджетные отношения: подходы и ориентиры (Выдержки из документа, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 6 июля 2012 г.) //Финансы №8-2012. С.8-12 4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах // Финансы № 7 2012. С. 3-5 . Алексеев В.Б., Алексеев Д.В., Гамзина-Блассер Е.В., и другие. Финансовое право Российской Федерации. Издательство: Волтерс Клувер, 2010 г. 304 с. . Афанасьев Мст.П., Кривогов И.В., Беленчук А.А.: Бюджет и бюджетная система. М.: Юрайт 2011. - 780 с. . Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов М.: ГУ ВШЭ, 200. - 440 с. . Беленчук А.А., Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система. М.: Юрайт 2012. - 777 с. . Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)М.: ЮстицИнформ, 2008. - 776 с. 10. Бюджетная система России./ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М. КноРус. 2012. - 458 с. 11. Бюджетное право: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 311 с. . Годин А.М. Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Издательский дом "Дашков и К", 2011. - 568 с. . Завьялов Д.Ю. Совершенствование формирования фондов финансовой поддержки: вариант решения // Финансы и кредит № 6 2012. С. 6-7 . Левда Н.М. / Постников В.П Сравнительная оценка рейтингов исполнения расходов бюджетных средств некоторых регионов Приволжского федерального округа // Финансы и кредит 31 (511) 2012 август С. 12-14 . Леонтьева А.Г., Хохлов А.Г. Стратегии преодоления бедности и повышения уровня жизни населения // Экономические науки. 2010. Т. 62. № 1. С. 118-124. . Логинов Е.Л. Новый формат объективной экономической реальности: мировая экономика в условиях посткапитализма //Финансы и кредит 31(511) - 2012 август С. 8-9 . Никитченко А.Н., Частные пенсионные фонды как ресурс развития финансового сектора России.) //Финансы №8-2012. С.2932 . Павлов П.В. Финансовое право. М.: Омега-Л, 2012. - 304 с. . Пшеничников А.А. Опыт поддержки института малого инновационного предпринимательства в развитых странах // Финансы и статистика № 6 2012 С.42-44 . Россия в цифрах. 2012. Краткий статистический сборник/ росстат - М.: Р 76. 2012. - 573 с. . Силуанов А.Г. Бюджет макроэкономической стабильности // Финансы № 12. 2011 С.3-5
. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. М.: Юриспруденция, 2010. - 112 с. . Сорокожердьев В.В., Гварлиани Т.Е., Игонина Л.Л., Хашева З.М. Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4. С. 152-157. . Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 263 с. . Эриашвили Н.Д., Древаль Л.Н.Финансовое право. Общая часть. М.: Закон и право, 2010. - 215 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|