Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит операций по списанию материальных ценностей




Обоснованность списания материальных ценностей в расход (отпуск в производство, реализация на сторону, безвозмездная передача и др.) выясняется по данным соответствующих первичных документов (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт и т.д.). Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. В учетной практике предприятие может придерживаться одного из следующих методов оценки производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии: по себестоимости каждой единицы ресурса, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО). Допускается применение одного из методов по конкретному наименованию запасов в течение отчетного года, что должно быть зафиксировано как элемент учетной политики.

 

35. Проверка расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью.

В своей хозяйственной деятельности все организации ведут расчеты с покупателями и поставщиками, заказчиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Отсюда целью аудита является проверка законности и своевременности их погашения, правильности учета, расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источниками информации проверки учета расчетных и кредитных операций являются: ББ; оборотные ведомости; карточки аналитического учета; данные инвентаризации; первичные документы; журнал-ордер №6, 8, 9, 11; ведомости №5, 7, 8, 9, 16.

Аудит расчетов должен включать проверку расчетов по следующим счетам:

· 60 – с поставщиками и подрядчиками;

· 61 – по авансам выданным;

· 62 – с покупателями и заказчиками;

· 63 – по претензиям;

· 64 – по авансам полученным;

· 71 – расчеты с подотчетными лицами;

· 73 – с персоналом по прочим операциям;

· 75 – с учредителями;

· 76 – с разными дебиторами и кредиторами и др. счетам, обслуживающим расчетные операции.

К методам проверки расчетных взаимоотношений относится сплошная и выборочная инвентаризация счетов.

В зависимости от количества участвующих в расчетах организаций, аудитор сам определяет, какой из приведенных методов ему применить. Приступая к проверке, необходимо выяснить, правильно ли отражены по соответствующим статьям баланса остатки задолженности, причины образования задолженности, давность ее образования, по чьей вине она допущена, реальность получения задолженности. Инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и др. дебиторами и кредиторами, а также с банками по ссудам, заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске исковой давности.

В процессе инвентаризации необходимо также установить:

1. тождественность расчетов с банками, подразделениями предприятия, состоящими на отдельных балансах, с налоговыми органами;

2. правильность и обоснованность числящихся на балансах сумм задолженностей по недостаткам и хищениям, и меры, принятые по взысканию этой задолженности;

3. правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей и депонентской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом. Анализ имеющихся на проверяемом предприятии материалов инвентаризации расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.

При проверке задолженности поставщикам и прочим кредиторам необходимо выяснить, не числятся ли на балансе суммы, по которым истек срок исковой давности, при этом особенно тщательно необходимо сопоставить факты, когда за счет невостребованной кредиторской задолженности погашается дебиторская задолженность, а полученные в счет дебиторской задолженности ценности присваиваются. Особенно тщательной проверке подвергаются спорные долги.

Спорной считается задолженность предприятий и организаций, если документ о ее взыскании передан на рассмотрение гражданского суда по физическим лицам или арбитражного суда по юридическим лицам. При этом к спорной задолженности не относится задолженность граждан по недостачам, растратам и хищениям, даже если она передана для взыскания в суд. Аудитор должен проверить, насколько обоснованно и законно списана дебиторская задолженность на убытки, установит, были ли привлечены к ответственности лица, по вине которых возникли эти убытки, правильно ли отражены в учете операции по списанию дебиторской задолженности.

 

36. Проверка правильности распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Аудитору следует внимательно проанализировать состав и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые учитываются соответственно на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Накопленные на данных счетах суммы могут списываться непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (метод формирования частичной себестоимости продукции) либо включаться в себестоимость продукции (метод формирования полной себестоимости продукции). В последнем случае, как правило, используются следующие базы для распределения накладных расходов:

• сумма прямых расходов материалов;

• сумма расходов на заработную плату;

• сумма прямых расходов материалов и на заработную плату;

• сумма всех прямых расходов.

Аудитор подтверждает также правильность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в соответствии с положениями учетной политики.

В первую очередь на основании первичных документов нужно проверить правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого персонала подразделений и предприятия в целом и начислений на нее, расходов на оплату информационных, консультативных и аудиторских услуг, компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях и т.п. Значительная доля перечисленных расходов приходится на оплату коммунальных услуг.

Изучая первичные документы и знакомясь с организацией на предприятии учета расхода тепловой, электрической энергии, аудитор должен установить обоснованность списания таких затрат на производственные и непроизводственные нужды. Оправданность включения расходов на оплату услуг консультантов и аудиторов, на участие работников предприятия в различных учебных семинарах в издержки устанавливается аудитором путем изучения содержания заключенных договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ и др.

В отличие от основных, накладные расходы не могут быть непосредственно отнесены в состав прямых затрат на производство продукции (работ, услуг). Они подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при помощи различных методов распределения.

По своей структуре накладные расходы делятся:

• на общепроизводственные, связанные с обслуживанием основного и вспомогательных производств организации;

• общехозяйственные, включающие управленческие и хозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом.

Аудитор при проверке должен учитывать, что по своему составу общепроизводственные расходы делятся:

• на расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования (амортизация оборудования, его ремонт, оплата труда рабочих, занятых обслуживанием оборудования, и др.);

• расходы на управление производством (содержание аппарата управления производственного подразделения, амортизация, содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, используемых для производственных нужд, обеспечение нормальных условий труда и др.).

Аудитор должен проверить, ведется ли аналитический учет общепроизводственных расходов по подразделениям (по цехам), а в их разрезе — по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов.

Общехозяйственные расходы — расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом. Такими расходами могут являться:• административно-управленческие расходы;• расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;• амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;• арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;• расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Также аудитор должен проверить, ведется ли аналитический учет общехозяйственных расходов, который должен строиться по группам, а внутри групп — по статьям, что позволяет осуществлять контроль исполнения сметы общехозяйственных расходов.

Кроме того, аудитору необходимо учитывать, что при отнесении общепроизводственных и общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг):

1) расходы, относимые в состав общепроизводственных и общехозяйственных, включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) того календарного периода (месяца, квартала), к которому они относятся, независимо от времени их возникновения;

2) затраты, произведенные в иностранной валюте и подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг), должны быть пересчитаны в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции.

При проверке правильности распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов аудитору необходимо:

• определить, между какими объектами (продукция, услуги, работы) распределяются общепроизводственные расходы;

• определить состав и сумму общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые подлежат распределению;

• проверить, распределяются ли общепроизводственные и общехозяйственные расходы в соответствии с базой распределения, утвержденной учетной политикой организации.

Общепринятыми показателями распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов являются:

— отработанные станкочасы;— человекочасы;— машинодни;— распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам;— заработная плата производственных рабочих.

При этом аудитор должен учитывать, что если организация является многопрофильной (осуществляет несколько основных видов деятельности), то распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов должно осуществляться пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...