Тема 5.1 Финансовая система. Управление финансами
Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Иначе, финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Состав финансовой системы: - Централизованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные финансы): бюджетная система, государственный кредит, государственное страхование; - Децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населения) - это финансы организаций различных организационно-правовых форм и различных форм собственности во всех сферах экономики, а также финансы домашних хозяйств. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: -федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; -бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; -местные бюджеты, в том числе: -бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
-бюджеты городских и сельских поселений. Государственные внебюджетные фонды - традиционно это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В настоящее время формируются следующие государственные социальные внебюджетные фонды: пенсионный (ПФР), социального страхования (ФСС), обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Государственный и муниципальный кредиты - денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий. Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов. Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп: с другими предприятиями и организациями; внутри предприятия; внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. Денежные фонды предприятий: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накопления; фонд потребления; валютный фонд; фонд для выплаты заработной платы; фонд для платежей в бюджет; другие фонды. Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) - это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Иначе – это совокупность форм управления социально-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются основой экономической жизни. Финансовый менеджмент (управление финансами) – форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов. Иначе – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности. Функции финансового менеджмента: - Воспроизводственная – заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала.
- Распределительная - тесно связана с воспроизводственной, та как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала. - Контрольная - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов и контроль за реализацией стратегии финансирования. Подсистемы финансового менеджмента: - Управляющая (субъект управления) – финансовые менеджерывырабатывают и реализуют цели финансового менеджмента, основная конечная цель – повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли; - Управляемая (объект управления) - денежный обороткакнепрерывный поток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективу. Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Бюджетирование (разработка системы бюджетов компании) - выраженная в стоимостных показателях программа действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Цель – обеспечить формирование эффективных, обоснованных затрат и определить качество результатов данных затрат. Финансовая дисциплина – четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределение и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления. Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.
Структура органов управления финансами: o Министерство финансов РФ – включает: - Федеральную налоговую службу (ФНС); - Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ФСФБН); - Федеральную службу страхового надзора (ФССН); - Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ); - Федеральное казначейство. o Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); o Федеральная таможенная служба (ФТС). Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за: - соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах - правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей - производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции - соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Осуществляет контроль и надзор: - за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; - за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; - за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Осуществляет контроль и надзор за: - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности; - обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика; - выдачей страховщиками банковских гарантий; - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства. Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверку полученной информации. Направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований. Разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации. Регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг); правила негосударственных пенсионных фондов; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг. Осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; Проводит проверки эмитентов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов. Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ). Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию. Финансовый контроль - система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства. Иначе - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов. Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов Объект финансового контроля - денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов по уровням и звеньям экономики страны, ее регионов. Задачи финансового контроля: обеспечение соблюдения налогового законодательства; правильности ведения бухучета, отражения валютных операций, составления и исполнения бюджета; эффективного использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и организаций; выявление резервов роста финансовых ресурсов. Функции финансового контроля: контроль источников поступления бюджетных ресурсов, расходования бюджетных ресурсов, за использованием средств внебюджетных фондов и счетов, за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках, за эффективным использованием государственной и муниципальной собственности, за эффективностью и законностью предоставления и использования налоговых льгот, государственных дотаций, пресечение финансовых злоупотреблений. Принципы финансового контроля: з аконность, ответственность, объективность, системность. Виды финансового контроля: - по субъектам контроля - общегосударственный (президентский, парламентский, исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный) и негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский); - по времени (срокам) проведения - предварительный, текущий, последующий; - по характеру материалов – документальный и фактический; - по методам проведения- проверка, обследование, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг), ревизия; - по форме проведения - обязательный по закону (внешний) и инициативный, по решению субъекта (внутренний) Приемы финансового контроля: - приемы фактического контроля - инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, устный опрос, обследование, контрольный запуск сырья. - приемы документального контроля - проверка документов; арифметическая (счетная) проверка; сопоставление документов; письменный запрос; экономический анализ. Этапы финансового контроля: п роверка согласованности показателей различных форм отчетности; сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухучета; проверка обоснованности учетных записей по первичным документам. Государственный финансовый контроль в РФ -государство является заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации Цель - установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства. Задачи: проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств; выявление резервов роста финансовых ресурсов государства; проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств; обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды; контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения; проверка выполнения международных финансовых обязательств государства; экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона. Объекты государственного финансового контроля - денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества. Принципы организации и осуществления государственного финансового контроля: разграничение функций и полномочий между органами финансового контроля РФ, регионов и муниципальных образований; независимость органов финансового контроля и их должностных лиц от проверяемых ими организаций и защищенность от постороннего влияния; скоординированность действий органов финансового контроля с целью исключения дублирования в их деятельности. Ревизия - один из важнейших методов государственного финансового контроля,представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: - организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; - организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, или фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; - объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; - организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены; - обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом. Аудиторские доказательства - информация, собранная аудитором в ходе проверки и являющаяся основанием для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения. Виды аудиторских доказательств - внешние - информация от третьей стороны в письменном виде - внутренние - информация от клиента в письменном или устном виде - смешанные - информация от клиента в любой форме, подтвержденная третьей стороной в письменном виде Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Варианты аудиторского заключения: без замечаний (безусловно положительное); с замечаниями (условно положительное); отрицательное; не составляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|