Образование КБАО и его значение.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Калмыков Созаев Тема: Кабардино-Балкария в период новой экономической политики (1921-1928 гг.) Национально-государственное строительство: создание ГАССР и образование КБАО. Восстановление народного хозяйства Кабардино-Балкарии в условиях НЭПа: трудности и итоги. Национально-государственное строительство. Образование КБАО и его значение. Первые месяцы после завершения Гражданской войны на Северном Кавказе власть осуществлялась временными чрезвычайными органами - ревкомами. Условия для передачи ее выборным советским органам сложились к середине лета 1920 года. С 10-го по 20 июля 1920 года были проведены выборы в сельские Советы, а съезд Советов, состоявшийся в Нальчике 25 июля, избрал окружной исполнительный комитет и делегатов на Терский областной съезд Советов. 31 июля 1920 года был издан приказ Нальчикского окружного исполнительного комитета о переходе всей власти в округе к исполкому. 1 августа окружной исполком приступил к исполнению своих обязанностей и на первом своем заседании избрал президиум окрисполкома в составе Б. Калмыкова (председатель), Ф. Фаддеева и А. Гемуева (товарищи председателя). Были утверждены заведующие отделами окрисполкома: внутренних дел - М. Лахши, земельного - З. Мидов, финансов - Б. Хуранов, народного образования - М. Энеев, здравоохранения - И. Абаев, продовольствия - Ю. Настуев и Д. Шекихачев, коммунального хозяйства - А. Кирочкин и др. В то же время при создании Горской АССР практически не прослеживается инициатива самих народов или хотя бы местных национальных руководителей. Поэтому освещение этого вопроса следует начать с истории «Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана».
С февраля 1917 г. для народов Северного Кавказа открылись определенные национальные перспективы. Представители этнических элит связывали с Февральской революцией свободу национального самоопределения народов Северного Кавказа. И они сделали попытку создания в регионе национально-государственного образования. Происходит жесткое отождествление национального вопроса с перспективами национально-государственного развития. Первый съезд объединенных горцев Северного Кавказа, проходивший с 1-10 мая 1917 г. во Владикавказе, ставил своей ближайшей задачей разработку и проведение в жизнь нового духовного и административного управления на выборных началах, а также широкого земского самоуправления и реформу местного суда, разработку статуса будущего автономно-федеративного устройства горцев Кавказа и их общественно-правовой жизни. На съезде была принята Конституция народов Северного Кавказа и Дагестана. Квинтэссенцией как Политической платформы и Программы, так и Конституции Союза явилась идея федеративного устройства демократической России. До революции большинство народов бывшей Российской империи не имели своей национальной государственности. Временное правительство, а потом и СНК РСФСР провозгласили право наций на самоопределение. Но этот принцип не был востребован историческим контекстом периода революций и гражданской войны. Стремление народов к независимости оказалось весьма слабо выраженным. Тем самым, попытки создания на обширной территории Кавказа единой независимой демократической Горской Республики в 1917-1919 гг. не удались. Однако лозунг о формировании республики горских народов был подхвачен советской властью, так как в начале 1919 г. Терская Республика также пала. Впервые со стороны центральной советской власти РСФСР идею создания Горской Республики выдвинул Чрезвычайный комиссар Юга России Г.К. Орджоникидзе в феврале 1919 г. на съезде ингушского народа в селе Базоркино, и она была встречена горцами с удовлетворением. Но события гражданской войны отодвинули решение этой задачи. Ровно через год, в феврале 1920 г., теперь уже С.М. Киров, представитель Кавказского бюро РКП(б), вернулся к вопросу о горской автономии.
Итак, мысль о создании Горской Республики первый раз возникла в острейший, момент борьбы с армией Деникина (февраль 1919 г.), когда территория бывшей Терской области была захвачена белым движением. Второй раз этот вопрос был поднят тоже в трудное время - в ходе борьбы за восстановление советской власти на местах. Партийно-советские работники региона связывали ее создание не с задачами экономического и культурного возрождения горских народов, а с соображениями военно-политического порядка, вытекавшими из внешне- и внутриполитической обстановки на Кавказе и в стране. Провозглашение Горской Республики тогда рассматривалось как средство привлечения на сторону советской власти широких масс горского населения. Но события развивались быстрее, чем это можно было предположить. К концу марта 1920 г. советская власть была восстановлена почти на всей территории Северного Кавказа. С изменением обстановки острота вопроса о Терской Республике, его актуальность ослабла и в смысле военно-политическом. Однако на этом этапе центр посчитал необходимым продолжить действия по созданию коллективной национальной государственности горских народов. Несомненно, в создании Горской Республики в начальный период немаловажную роль сыграл И. Сталин, возглавлявший в то время Наркомнац и имевший тесные связи с Кавказом. 29 октября 1920 г. Сталин изложил основные принципы образования Горской Республики в беседе с местными партийными и советскими работниками. В ней приняли участие около 50 человек, среди которых были известные к этому времени на Северном Кавказе местные революционеры В.М. Квиркелия, С. Танеев, С. Мамсуров, Н.Ф. Гикало, Т. Эльдерханов, И. Зязиков, Б. Калмыков и др. Решение вопроса затягивалось. Сталин говорил о необходимости создания двух автономных республик - Горской и Дагестанской. Но было непонятно, до каких пределов должна распространяться степень автономности. Многие партийные работники, в основном приезжие из центральных городов и областей, выступили против предоставления автономии горцам. Такую позицию они обосновывали отсутствием у народов Северного Кавказа развитой промышленности, достаточных культурных сил, подготовленных национальных кадров, сильнейшим влиянием исламской религии и т. д.
В данной ситуации СНК РСФСР проводил довольно гибкую политику, направленную на достижение политической стабильности в Северо-Кавказском регионе и вовлечение народов Северного Кавказа в общероссийскую орбиту. Горская Республика качественно отличалась от провозглашенной буржуазными лидерами и просуществовавшей довольно короткое время Горской Республики в 1918 г. Главное отличие состояло в том, что находившееся на левом берегу рек Малка и Терек казачье население бывшей Терской области не включалось в Горскую Республику, которая, таким образом, воспринималась действительно как государственность горских народов. Она не носила название, соответствующее преобладающей по численности нации. Такой подход к ее созданию объяснялся в первую очередь многонациональным составом населения. В то же время следует учитывать и чисто психологический фактор - все народы, которые должны были войти в республику, провозглашались равными, что было привлекательными. Для практического воплощения в жизнь решения об образовании государственности народов Северного Кавказа, 17 ноября 1920 г., во Владикавказе открылся съезд народов Терской области. На нем присутствовало около 500 делегатов, представлявших осетин, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, русских и другие народы области. С докладом «О советской автономии Терской области» выступил Сталин. Он отметил, что «правительством решено выделить большинство казаков в особую губернию, - и большую часть горцев в автономную Горскую Советскую Республику с тем, что автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот съезд и есть основа советской автономии».
Во Владикавказе И.В. Сталину задавали вопросы не только по проблеме автономии, но и о территориальных границах будущей республики. Сложность последней проблемы состояла в том, что на протяжении долгого времени кавказская администрация дореволюционной России в силу своей некомпетентности запутала границы между народами, в результате чего в регионе завязался тугой узел этнотерриториальных противоречий. В заключительном слове на съезде И.В. Сталин указал: «Границы республики в общем определяются: с севера Тереком, а в остальных направлениях - границами земель народов Терской области: чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, включая иногородних (т. е. переехавших сюда русских и украинцев) и казачьи станицы по ту сторону Терека. Это составит территорию Горской Республики и смежных губерний. Что касается детальных очертаний границ, то они должны быть определены комиссией из представителей Горской Республики и смежных губерний». Так были подготовлены известные постановления ВЦИК от 20 января 1921 г. об образовании Автономной Горской ССР. Согласно постановлению ВЦИК, Горская Республика была образована как часть РСФСР. Она включала в свой состав территорию, занимаемую кабардинцами, балкарцами, карачаевцами, чеченцами, ингушами, осетинами и живущими между ними русскими. Высшими органами государственной власти и государственного управления в ГАССР явились съезд Советов Горской Автономной Советской Социалистической Республики (законодательная власть), Центральный Исполнительный Комитет, Президиум ЦИК (высшая исполнительная власть), Совет Народных Комиссаров и Народные Комиссариаты (отраслевые органы) Горской АССР. В административно-территориальном отношении Горская АССР делилась на шесть округов: Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский и Карачаевский, столица Горской АССР - г. Владикавказ. Города Владикавказ и Грозный с нефтяными промыслами выделялись в отдельные административные единицы, подчиненные непосредственно ЦИК и СНК Горской АССР. Органами законодательной власти в округах являлись окружные съезды Советов рабочих, горских, красноармейских и казачьих депутатов, избиравшиеся в соответствии с общими принципами Конституции РСФСР 1918 года, т.е. избирательным правом пользовались только трудящиеся. Окружные исполнительные комитеты были ответственны перед окружным съездом Советов, а также непосредственно подотчетны ЦИКу и Совнаркому Горской АССР. Предметом деятельности окружных исполкомов и их отделов являлись вопросы хозяйственного и культурного развития чисто местного для данного округа значения.
Приоритетность общеполитических соображений при создании ГАССР признавалась впоследствии достаточно откровенно. В докладе о политическом и экономическом положении ГАССР на II Горской областной партийной конференции (август 1921 г.) отмечалось, что Горреспублика явилась не как исторически вполне обоснованная - и хозяйственно, и политически - единица (для этого она недостаточно была изучена), а как политически необходимый шаг, нужный в условиях борьбы за советскую власть. «Она сколочена из множества разноплеменных народностей», уровень экономического и культурного развития которых неодинаково. При создании ГАССР «не были достаточно продуманы и определены линии экономического тяготения определенных групп населения». Но сам факт пребывания Кабарды в составе такого рода коллективного автономного образования в конкретных исторических условиях того времени вновь открывал для нее перспективу масштабных территориальных потерь. Об этом свидетельствовал опыт Терской республики. Свидетельством возврата к опыту 1918 года в условиях 1920 года являлись действия органов власти региона, постановления которых пестрят теми же выражениями: «отмена аренды», «передать во временное пользование на текущий год» и т. д. Само провозглашение ГАССР вело к расчленению бывшего Нальчикского округа на три части, так как Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года предусматривалось образование в составе Горской АССР Кабардинского округа из северной части бывшего Нальчикского округа, Балкарского округа - из южной. Что касается его западной части, то она отходила Карачаевскому округу с обоснованием: «...в целях строго планомерного удовлетворения... нужд трудового населения Большого и Малого Карачая», что делалось бы за счет отчуждения кабардинских земель. Подотдел землеустройства Терского областного земельного отдела признавал, что причины обострения отношений между двумя округами связаны с отменой аренды и что спорная «земля... является достоянием кабардинцев». Но данное обстоятельство не считалось «существенным для разрешения вопроса в пользу кабардинцев». В этом вопросе Кабарда и Балкария выступали вместе, так как Нагорные пастбища, на которые претендовали карачаевцы, использовались и балкарскими скотоводами. 28 июля 1920 года в Нальчике состоялось совещание, обсуждавшее вопрос об отводе карачаевцам земель Нальчикского округа в границах от р. Малки до Пятигорского округа. В нем принимали участие и представители Балкарии. По мнению участников совещания, «было бы более справедливым наделить этими землями балкарцев». Учредительный съезд Советов Горской республики вынес резолюцию по земельному вопросу о необходимости скорейшего проведения уравнительного землепользования и обязал ЦИК и Наркомат земледелия Горской республики «в спешном порядке урегулировать земельные отношения между округами и народностями, входящими в состав ГАССР, на уравнительных началах». Вот иллюстрация того, что это все значило для Кабарды. На заседании комиссии ВЦИК по изучению вопроса о наделении землей безземельных и малоземельных горцев 7 марта 1921 года представитель Осетии В. А. Аликов заявил о необходимости выселения всей «так называемой Малой Кабарды» для удовлетворения земельной нужды Осетии. А 8 марта исполком Владикавказского (Осетинского) округа направил официальную докладную записку уполномоченному ВЦИК В.И. Невскому с предложением «освободить всю Малую Кабарду в пользу Осетинского округа», переселив все малокабардинские села на левый берег р. Терека. Все это вынудило Кабарду принять решение о выходе из только что созданной республики. Уже 31 марта 1921 года Г. Орджоникидзе сообщал С. Кирову: «Кабарда ребром ставит вопрос о выделении из республики». Тем не менее руководство Горской республики добилось отчуждения 135 937 дес. кабардинских земель в пользу соседей. Только с 1918 г. по 1921 гг. ее земельные угодья сократились на 1/3. Но некоторые из руководителей Горской АССР этим не удовлетворились, вновь поставив перед центральным советским правительством вопрос о проведении границ между Кабардой и ГАССР (Осетией и Ингушетией) по Тереку, т.е. о передаче ей всей территории Малой Кабарды в количестве около 70 000 дес. Таким образом, ГАССР с самого начала стало лихорадить в результате той политики, которую вело ее руководство в области административно-правового и особенно земельного вопросов. Поэтому поводу карачаевец Умар Алиев, принимавший непосредственное участие в национально-государственном строительстве на Северном Кавказе в 1918 - 1923 годы писал: «Попытка Горской республики, прежде всего, разрешить земельный голод горских народов одним лишь внутренним перекраиванием наличия горских земельных фондов с самого начала была обречена на неуспех. Единственные среди горских народов, более или менее обеспеченные землей, кабардинцы, прежде всего, не соглашались на урезку своей национальной территории, ибо это похоже было бы не на получение от революции, а потерю того, что имели они раньше. А на кабардинские земли со всех округов Осетии, Ингушетии, с одной стороны, Карачая, с другой стороны, направлялись взоры и видели только в урезке этих земель спасение положения. Не было принято своевременное разрешение земельного голода среди горских народов за счет расширения земельной площади вне пределов Горской республики. Благодаря всему этому из состава Горской республики первой выделилась Кабарда». Уже 21 мая 1921 года президиум Кабардинского окружного исполкома по докладу председателя исполкома Б.Э. Калмыкова принял следующее решение: «Ввиду отсутствия определенной экономической связи Кабарды с остальной частью ГАССР, поручить тов. Калмыкову поставить вопрос о выделении Кабарды в автономную область перед ГорЦИКом и Горсовнаркомом. В случае отклонения последними этого ходатайства вопрос перенести на обсуждение высших органов власти РСФСР». Для окончательного решения этого вопроса 10 июня 1921 г. был созван съезд народов Кабардинского округа. На съезде территориальный вопрос был главным в связи с претензиями Горской республики на часть территории Кабардинского округа. На нем выступили двадцать ораторов. Все они от имени делегировавших их сельских обществ заявили о желании выделения Кабарды из Горской республики в автономную область. Съезд, выражая «твердую неуклонную волю всех без исключения трудящихся Кабарды», имея в виду, что «ни одного голоса возражения не раздавалось» и «экономическое прикрепление Кабарды к ГССР гибельно отразится на восстановлении разрушенного крестьянского хозяйства Кабарды», постановил «просить высшие органы власти РСФСР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населения в Кабардинскую автономную область». Президиуму съезда и окружному исполнительному комитету Советов поручалось немедленно представить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГАССР. Кабардинцы поняли, что многонациональная автономия не отвечает их интересам. Поэтому они решили добиться прямого и самостоятельного, отдельно от других народов Северного Кавказа, вхождение в состав Российской Федерации. Полный текст решения съезда о воле кабардинского народа войти в состав РСФСР как национальная автономная область телеграммой был послан в Москву Председателю Совета народных комиссаров В.И. Ленину и Председателю ВЦИК РСФСР М.И. Калинину. В результате 1 сентября 1921 г. был издан декрет ВЦИК об образовании Кабардинской автономной области. Следующий этап в истории национально-государственного строительства кабардинского и балкарского народов связан с объединением Кабарды и Балкарии. После официального создания Кабардинской автономной области оставаться в составе Горской республики Балкария фактически не могла, так как она еще больше, чем Кабарда, была оторвана от нее. Отделенная от других соседей (Осетии, Карачая, Грузии) горными хребтами, Балкария имела выход на плоскость только через Кабарду. Выход Кабарды из Горской республики инициировал возникновение двух разновекторных тенденций. С одной стороны, тенденция, направленная на образование Балкарской автономной области, а с другой - объединение Балкарии с Кабардой в единую автономию. На протяжении некоторого времени оба варианта сосуществовали. Образование двух самостоятельных автономных областей - Кабардинской и Балкарской повлекло бы за собой сильное ухудшение территориальных отношений. Встал бы вопрос о границах между разными субъектами РСФСР со всеми вытекающими отсюда последствиями. Впервые о возможности объединения кабардинского и балкарского народов в рамках единой автономии заговорили в декабре 1921 г., но сам процесс завершился только на Учредительном съезде Советов Кабардино-Балкарской автономной области в декабре 1922 г. В ряду событий, составивших сущность указанного государственно-политического процесса, определяющее значение имеет постановление ВЦИК РСФСР о создании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области, которое было принято 16 января 1922 г. Проведение его в жизнь затянулось до конца 1922 г. Причиной послужили два положения. Во-первых, о разграничении Кабарды и Балкарии: «Точные границы объединенной Кабардино-Балкарской области и границы отдельно Кабарды и Балкарии устанавливаются специальной комиссией ВЦИК, который разрешает также все земельные вопросы между заинтересованными сторонами». Во-вторых, о порядке формирования областного исполкома: «Съезды советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый в отдельности, свои собственные исполкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объединенный Кабардино-Балкарский областной исполком, коему присваиваются права губернского исполкома». Кабардинская сторона не пожелала объединяться на условиях, зафиксированных в постановлении от 16 января 1922 г. Если бы центральная власть могла принудить Кабарду согласиться с этим постановлением, она бы это, несомненно, сделала. Комиссия ВЦИК по первому вопросу под председательством Дмитриева работала в условиях обострения территориальных споров Кабарды и Карачая. Это был не самый лучший фон, на котором могли разрешиться проблемы между Кабардой и Балкарией. Президиум ВЦИК 22 июня 1922 г. принял постановление, которое содержало решение проблемы этнотерриториального разграничения Кабарды и Балкарии. Постановление оставляло за Балкарией: все юртовые земли кабардинских населенных пунктов, «которые были добровольно предоставлены Кабардой в пользование Балкарии в период времени с 1918 по 1921 год включительно»; «бывше-владельческие земли Кабарды, находившиеся в фактическом пользовании Балкарии в 1918-1921 гг.»; все лесные поляны, предоставленные ей с 1889 г. и те, которые «были предоставлены полномочными органами в период времени с 1918 по 1921 год включительно». Постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г. специально затрагивало вопрос о хуторе Долинском, являвшемся также предметом спора между Кабардой и Балкарией. Хутор был признан «неотъемлемой частью г. Нальчика». В целом постановление было приемлемым для обеих сторон. Балкария получила кабардинские земли, на которые претендовала. Земли, которые Кабарда категорически отказалась в 1921 г. оставить Балкарскому округу ГАССР, она согласилась предоставить Балкарскому округу единой КБАО. Положительный момент для Кабарды состоял еще и в том, что ВЦИК этим же постановлением утвердил ее границы с Карачаем по реке Кич-Малке, то есть так, как хотела Кабарда. Это был важнейший правовой элемент институционализации Кабардино-Балкарской автономной области. Он сделал необратимым процесс формирования объединенной автономии кабардинского и балкарского народов. На такой платформе объединение стало возможным только после длительных и сложных переговоров сторон с участием представителей центра. Лишь только тогда были найдены взаимоприемлемые решения проблем. Кабарда согласилась на урезку своей территории в пользу Балкарии только на условиях совместной автономии, а что касается представительства в объединенных органах власти, то и здесь было достигнуто согласие, чтобы 1/3 составляли кабардинцы, 1/3 балкарцы, 1/3 русские и другие национальности. Таким образом, основным вопросом, предопределившим образование объединенной автономии кабардинского и балкарского народов, был земельный вопрос Балкарии, невозможность решения земельного вопроса балкарцев без прирезки кабардинских земель. Все материалы, подготовленные на разных уровнях власти и относящиеся к проблеме формирования КБАО, представленные как сторонниками, так и противниками образования объединенной автономии, свидетельствовали об этом. Даже важный вопрос о принципах формирования органов власти был отодвинут на задний план территориальным фактором. Имелась неразрывная связь между земельными уступками Кабарды и созданием единой КБАО. Поскольку без второго не могло быть первого, объединение с Кабардой отвечало жизненным интересам балкарского народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|