Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование КБАО и его значение.




Калмыков Созаев

Тема: Кабардино-Балкария в период новой экономической политики (1921-1928 гг.)

Национально-государственное строительство: создание ГАССР и образование КБАО.

Восстановление народного хозяйства Кабардино-Балкарии в условиях НЭПа: трудности и итоги.

Национально-государственное строительство.

Образование КБАО и его значение.

Первые месяцы после завершения Гражданской войны на Северном Кав­казе власть осуществлялась временными чрезвычайными органами - ревкомами. Условия для передачи ее выборным советским органам сложились к середине лета 1920 года. С 10-го по 20 июля 1920 года были проведены выборы в сельские Советы, а съезд Советов, состоявшийся в Нальчике 25 июля, из­брал окружной исполнительный комитет и делегатов на Терский областной съезд Советов.

31 июля 1920 года был издан приказ Нальчикского окружного исполнительного комитета о переходе всей власти в округе к исполкому. 1 августа окружной исполком приступил к исполнению своих обязанностей и на пер­вом своем заседании избрал президиум окрисполкома в составе Б. Калмыко­ва (председатель), Ф. Фаддеева и А. Гемуева (товарищи председателя). Были утверждены заведующие отделами окрисполкома: внутренних дел - М. Лахши, земельного - З. Мидов, финансов - Б. Хуранов, народного образова­ния - М. Энеев, здравоохранения - И. Абаев, продовольствия - Ю. Настуев и Д. Шекихачев, коммунального хозяйства - А. Кирочкин и др.

В то же время при создании Горской АССР практически не прослеживается инициатива самих народов или хотя бы местных национальных руководителей. Поэтому освещение этого вопроса следует начать с истории «Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана».

С февраля 1917 г. для народов Северного Кавказа открылись опреде­ленные национальные перспективы. Представители этнических элит связывали с Февральской революцией свободу националь­ного самоопределения народов Северного Кавказа. И они сдела­ли попытку создания в регионе национально-государственного образования. Происходит жесткое отождествление националь­ного вопроса с перспективами национально-государственного развития.

Первый съезд объединенных горцев Северного Кавказа, проходивший с 1-10 мая 1917 г. во Владикавказе, ставил своей ближайшей задачей разработку и проведение в жизнь но­вого духовного и административного управления на выборных началах, а также широкого земского самоуправления и реформу местного суда, разработку статуса будущего автономно-федеративного устройства горцев Кавказа и их общественно-правовой жизни. На съезде была принята Конституция народов Северного Кавказа и Дагестана. Квинтэссенцией как Политической плат­формы и Программы, так и Конституции Союза явилась идея федеративного устройства демократической России.

До революции большинство народов бывшей Российской им­перии не имели своей национальной государственности. Вре­менное правительство, а потом и СНК РСФСР провозгласили пра­во наций на самоопределение. Но этот принцип не был востре­бован историческим контекстом периода революций и граждан­ской войны. Стремление народов к независимости оказалось весьма слабо выраженным.

Тем самым, попытки создания на обширной территории Кав­каза единой независимой демократической Горской Республики в 1917-1919 гг. не удались. Однако лозунг о формировании республики горских народов был подхвачен советской властью, так как в начале 1919 г. Терская Республика также пала.

Впервые со стороны центральной советской власти РСФСР идею создания Горской Республики выдвинул Чрезвычайный комиссар Юга России Г.К. Орджоникидзе в феврале 1919 г. на съезде ингушского народа в селе Базоркино, и она была встречена горцами с удовлет­ворением. Но события гражданской войны отодвинули решение этой задачи. Ровно через год, в феврале 1920 г., теперь уже С.М. Киров, представитель Кавказского бюро РКП(б), вернулся к вопросу о горской автономии.

Итак, мысль о создании Горской Республики первый раз воз­никла в острейший, момент борьбы с армией Деникина (февраль 1919 г.), когда территория бывшей Терской области была захва­чена белым движением. Второй раз этот вопрос был поднят тоже в трудное время - в ходе борьбы за восстановление советской власти на местах. Партийно-советские работники региона связывали ее создание не с задачами экономического и культурного возрож­дения горских народов, а с соображениями военно-политичес­кого порядка, вытекавшими из внешне- и внутриполитической обстановки на Кавказе и в стране. Провозглашение Горской Рес­публики тогда рассматривалось как средство привлечения на сторону советской власти широких масс горского населения.

Но события развивались быстрее, чем это можно было пред­положить. К концу марта 1920 г. советская власть была восста­новлена почти на всей территории Северного Кавказа. С изме­нением обстановки острота вопроса о Терской Республике, его актуальность ослабла и в смысле военно-политическом.

Однако на этом этапе центр посчитал необходимым продол­жить действия по созданию коллективной национальной госу­дарственности горских народов. Несомненно, в создании Гор­ской Республики в начальный период немаловажную роль сыг­рал И. Сталин, возглавлявший в то время Наркомнац и имевший тесные связи с Кавказом. 29 октября 1920 г. Сталин изложил основные принципы образования Горской Республики в беседе с местными партийными и советскими работниками. В ней приняли участие около 50 человек, среди которых были известные к этому време­ни на Северном Кавказе местные революционеры В.М. Квиркелия, С. Танеев, С. Мамсуров, Н.Ф. Гикало, Т. Эльдерханов, И. Зязиков, Б. Калмыков и др.

Решение вопроса затягивалось. Сталин говорил о необходи­мости создания двух автономных республик - Горской и Дагес­танской. Но было непонятно, до каких пределов должна распространяться степень автономности. Многие партийные работники, в основном приезжие из центральных городов и областей, вы­ступили против предоставления автономии горцам. Такую пози­цию они обосновывали отсутствием у народов Северного Кавка­за развитой промышленности, достаточных культурных сил, подготовленных национальных кадров, сильнейшим влиянием исламской религии и т. д.

В данной ситуации СНК РСФСР проводил довольно гибкую поли­тику, направленную на достижение политической стабильности в Северо-Кавказском регионе и вовлечение народов Северного Кавказа в общероссийскую орбиту.

Горская Республика качественно отличалась от провозгла­шенной буржуазными лидерами и просуществовавшей довольно короткое время Гор­ской Республики в 1918 г. Главное отличие состояло в том, что находившееся на левом берегу рек Малка и Терек казачье насе­ление бывшей Терской области не включалось в Горскую Рес­публику, которая, таким образом, воспринималась действитель­но как государственность горских народов. Она не носила на­звание, соответствующее преобладающей по численности на­ции. Такой подход к ее созданию объяснялся в первую очередь многонациональным составом населения. В то же время следует учитывать и чисто психологический фактор - все народы, кото­рые должны были войти в республику, провозглашались равны­ми, что было привлекательными.

Для практического воплощения в жизнь решения об образо­вании государственности народов Северного Кавказа, 17 ноября 1920 г., во Владикавказе открылся съезд народов Терской области. На нем присутствовало около 500 делегатов, представлявших осетин, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, русских и другие народы области. С докладом «О советской автономии Терской области» выступил Сталин. Он отметил, что «правительством решено выделить боль­шинство казаков в особую губернию, - и большую часть горцев в автономную Горскую Советскую Республику с тем, что автоно­мия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот съезд и есть основа советской автономии».

Во Владикавказе И.В. Сталину задавали вопросы не только по проблеме автономии, но и о территориальных границах бу­дущей республики. Сложность последней проблемы состояла в том, что на протяжении долгого времени кавказская админист­рация дореволюционной России в силу своей некомпетентности запутала границы между народами, в результате чего в регионе завязался тугой узел этнотерриториальных противоречий. В заключительном слове на съезде И.В. Сталин указал: «Грани­цы республики в общем определяются: с севера Тереком, а в остальных направлениях - границами земель народов Терской области: чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, включая иногородних (т. е. переехавших сюда рус­ских и украинцев) и казачьи станицы по ту сторону Терека. Это составит территорию Горской Республики и смежных губерний. Что касается детальных очертаний границ, то они должны быть определены комиссией из представителей Горской Республики и смежных губерний».

Так были подготовлены известные постановления ВЦИК от 20 января 1921 г. об образовании Автономной Горской ССР.

Согласно постановлению ВЦИК, Горская Республика была об­разована как часть РСФСР. Она включала в свой состав террито­рию, занимаемую кабардинцами, балкарцами, карачаевцами, че­ченцами, ингушами, осетинами и живущими между ними рус­скими.

Высшими органами государственной власти и государственного управления в ГАССР явились съезд Советов Горской Автономной Советской Социалисти­ческой Республики (законодательная власть), Центральный Исполнительный Комитет, Президиум ЦИК (высшая исполнительная власть), Совет Народных Комиссаров и Народные Комиссариаты (отраслевые органы) Горской АССР.

В административно-территориальном отношении Горская АССР делилась на шесть округов: Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Бал­карский и Карачаевский, столица Горской АССР - г. Владикавказ. Города Владикавказ и Гроз­ный с нефтяными промыслами выделялись в отдельные административные единицы, подчиненные непосредственно ЦИК и СНК Горской АССР. Орга­нами законодательной власти в округах являлись окружные съезды Советов рабочих, горских, красноармейских и казачьих депутатов, избиравшиеся в соответствии с общими принципами Конституции РСФСР 1918 года, т.е. из­бирательным правом пользовались только трудящиеся. Окружные исполнительные комитеты были ответственны перед окружным съездом Советов, а также непосред­ственно подотчетны ЦИКу и Совнаркому Горской АССР. Предметом деятельности окружных исполкомов и их отделов являлись вопросы хозяйственного и культурного развития чисто местного для данного округа значения.

Приоритетность общеполитических соображений при создании ГАССР признавалась впоследствии достаточно откровенно. В докладе о политическом и экономическом положении ГАССР на II Горской областной партий­ной конференции (август 1921 г.) отмечалось, что Горреспублика явилась не как исторически вполне обоснованная - и хозяйственно, и политически - единица (для этого она недостаточно была изучена), а как политически необхо­димый шаг, нужный в условиях борьбы за советскую власть. «Она сколо­чена из множества разноплеменных народностей», уровень экономического и куль­турного развития которых неодинаково. При создании ГАССР «не были достаточно продуманы и определены линии экономического тяготения определенных групп населения».

Но сам факт пребывания Кабарды в составе такого рода коллективного автономного образования в конкретных исторических условиях того време­ни вновь открывал для нее перспективу масштабных территориальных по­терь. Об этом свидетельствовал опыт Терской республики. Свидетельством возврата к опыту 1918 года в условиях 1920 года являлись действия органов власти региона, постановления которых пестрят теми же выражениями: «от­мена аренды», «передать во временное пользование на текущий год» и т. д.

Само провозглашение ГАССР вело к расчленению бывшего Нальчикского округа на три части, так как Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года предус­матривалось образование в составе Горской АССР Кабардинского округа из северной части бывшего Нальчикского округа, Балкарского округа - из южной. Что касается его западной части, то она отходила Карачаевскому округу с обоснованием: «...в целях строго планомерного удовлетворения... нужд трудового населения Большого и Малого Карачая», что делалось бы за счет отчуждения кабардинских земель. Подотдел землеустройства Терского областного земельного отдела признавал, что причины обострения отноше­ний между двумя округами связаны с отменой аренды и что спорная «зем­ля... является достоянием кабардинцев». Но данное обстоятельство не счита­лось «существенным для разрешения вопроса в пользу кабардинцев».

В этом вопросе Кабарда и Балкария выступали вместе, так как Нагорные пастбища, на которые претендовали карачаевцы, использовались и балкарски­ми скотоводами. 28 июля 1920 года в Нальчике состоялось совещание, обсуж­давшее вопрос об отводе карачаевцам земель Нальчикского округа в границах от р. Малки до Пятигорского округа. В нем принимали участие и представи­тели Балкарии. По мнению участников совещания, «было бы более справед­ливым наделить этими землями балкарцев».

Учредительный съезд Советов Горской республики вынес резолюцию по земельному вопросу о необходимости скорейшего проведения уравнительно­го землепользования и обязал ЦИК и Наркомат земледелия Горской республи­ки «в спешном порядке урегулировать земельные отношения между округами и народностями, входящими в состав ГАССР, на уравнительных началах».

Вот иллюстрация того, что это все значило для Кабарды. На заседании ко­миссии ВЦИК по изучению вопроса о наделении землей безземельных и ма­лоземельных горцев 7 марта 1921 года представитель Осетии В. А. Аликов зая­вил о необходимости выселения всей «так называемой Малой Кабарды» для удовлетворения земельной нужды Осетии. А 8 марта исполком Владикавказ­ского (Осетинского) округа направил официальную докладную записку упол­номоченному ВЦИК В.И. Невскому с предложением «освободить всю Малую Кабарду в пользу Осетинского округа», переселив все малокабардинские села на левый берег р. Терека. Все это вынудило Кабарду принять решение о выходе из только что созданной республики. Уже 31 марта 1921 года Г. Орджоникидзе сооб­щал С. Кирову: «Кабарда ребром ставит вопрос о выделении из республики».

Тем не менее руководство Горской республики добилось отчуждения 135 937 дес. кабардинских земель в пользу соседей. Только с 1918 г. по 1921 гг. ее земельные угодья сократились на 1/3. Но некоторые из руководителей Горской АССР этим не удовлетворились, вновь поставив перед центральным советским правительством вопрос о проведении границ между Кабардой и ГАССР (Осетией и Ингушетией) по Тереку, т.е. о передаче ей всей территории Малой Кабарды в количестве около 70 000 дес.

Таким образом, ГАССР с самого начала стало лихорадить в результате той политики, которую вело ее руководство в области административно-право­вого и особенно земельного вопросов. Поэтому поводу карачаевец Умар Алиев, принимавший непосредственное участие в наци­онально-государственном строительстве на Северном Кавказе в 1918 - 1923 годы писал: «Попытка Горской республики, прежде всего, разрешить земель­ный голод горских народов одним лишь внутренним перекраиванием наличия горских земельных фондов с самого начала была обречена на неуспех. Един­ственные среди горских народов, более или менее обеспеченные землей, ка­бардинцы, прежде всего, не соглашались на урезку своей национальной терри­тории, ибо это похоже было бы не на получение от революции, а потерю того, что имели они раньше. А на кабардинские земли со всех округов Осетии, Ингу­шетии, с одной стороны, Карачая, с другой стороны, направлялись взоры и видели только в урезке этих земель спасение положения. Не было принято сво­евременное разрешение земельного голода среди горских народов за счет рас­ширения земельной площади вне пределов Горской республики. Благодаря все­му этому из состава Горской республики первой выделилась Кабарда».

Уже 21 мая 1921 года президиум Кабардинского окружного исполкома по докладу председателя исполкома Б.Э. Калмыкова принял следующее реше­ние: «Ввиду отсутствия определенной экономической связи Кабарды с ос­тальной частью ГАССР, поручить тов. Калмыкову поставить вопрос о выделе­нии Кабарды в автономную область перед ГорЦИКом и Горсовнаркомом. В случае отклонения последними этого ходатайства вопрос перенести на об­суждение высших органов власти РСФСР».

Для окончательного решения этого вопроса 10 июня 1921 г. был созван съезд народов Ка­бардинского округа. На съезде территориальный вопрос был главным в связи с претен­зиями Горской республики на часть территории Кабардинско­го округа. На нем выступили двадцать ораторов. Все они от имени делегировавших их сельских обществ заявили о желании вы­деления Кабарды из Горской ре­спублики в автономную область.

Съезд, выражая «твердую неуклонную волю всех без ис­ключения трудящихся Кабар­ды», имея в виду, что «ни одного голоса возражения не раздава­лось» и «экономическое прикре­пление Кабарды к ГССР гибель­но отразится на восстановлении разрушенного крестьянского хо­зяйства Кабарды», постановил «просить высшие органы власти РСФСР о выделении трудящих­ся Кабарды и находящегося сре­ди них иногороднего населения в Кабардинскую автономную область».

Президиуму съезда и окружно­му исполнительному комитету Советов поручалось немедленно представить обстоятельный до­клад по этому решению в выс­шие органы власти РСФСР и ГАССР.

Кабардинцы поняли, что многонациональная автономия не отвечает их интересам. Поэтому они решили добиться прямого и самостоятельного, отдельно от других народов Северного Кавказа, вхождение в состав Российской Федерации.

Полный текст решения съез­да о воле кабардинского народа войти в состав РСФСР как на­циональная автономная область телеграммой был послан в Мо­скву Председателю Совета на­родных комиссаров В.И. Ленину и Председателю ВЦИК РСФСР М.И. Калинину. В результате 1 сентября 1921 г. был издан декрет ВЦИК об об­разовании Кабардинской авто­номной области.

Следующий этап в истории национально-государственного строительства кабардинского и балкарского народов связан с объединением Кабарды и Балкарии. После официального создания Кабардинской автономной области оставаться в составе Горской республики Балкария фактически не могла, так как она еще больше, чем Кабарда, была ото­рвана от нее. Отделенная от других соседей (Осетии, Карачая, Грузии) горными хребтами, Бал­кария имела выход на плоскость только через Кабарду.

Выход Кабарды из Горской ре­спублики инициировал возник­новение двух разновекторных тенденций. С одной стороны, тенденция, направленная на об­разование Балкарской автоном­ной области, а с другой - объе­динение Балкарии с Кабардой в единую автономию. На протя­жении некоторого времени оба варианта сосуществовали.

Образование двух самостоя­тельных автономных областей - Кабардинской и Балкарской повлекло бы за собой сильное ухудшение территориальных отношений. Встал бы вопрос о границах между разными субъ­ектами РСФСР со всеми вытека­ющими отсюда последствиями.

Впервые о возможности объединения кабардинского и балкарского народов в рам­ках единой автономии загово­рили в декабре 1921 г., но сам процесс завершился только на Учредительном съезде Советов Кабардино-Балкарской автономной области в декабре 1922 г.

В ряду событий, составив­ших сущность указанного государственно-политического процесса, определяющее значе­ние имеет постановление ВЦИК РСФСР о создании объединен­ной Кабардино-Балкарской ав­тономной области, которое было принято 16 января 1922 г. Проведение его в жизнь затя­нулось до конца 1922 г. Причи­ной послужили два положения.

Во-первых, о разграничении Кабарды и Балкарии: «Точные границы объединенной Кабардино-Балкарской области и границы отдельно Кабарды и Балкарии устанавливаются специальной комиссией ВЦИК, который разрешает также все зе­мельные вопросы между заинте­ресованными сторонами».

Во-вторых, о порядке форми­рования областного исполко­ма: «Съезды советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый в отдель­ности, свои собственные ис­полкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объеди­ненный Кабардино-Балкарский областной исполком, коему при­сваиваются права губернского исполкома».

Кабардинская сторона не пожелала объединяться на условиях, зафиксированных в поста­новлении от 16 января 1922 г. Если бы центральная власть могла принудить Кабарду согла­ситься с этим постановлением, она бы это, несомненно, сделала.

Комиссия ВЦИК по первому вопросу под председательством Дмитриева работала в условиях обострения территориальных споров Кабарды и Карачая. Это был не самый лучший фон, на котором могли разрешиться про­блемы между Кабардой и Балкарией.

Президиум ВЦИК 22 июня 1922 г. принял постановление, которое содержало решение проблемы этнотерриториального разграничения Кабарды и Балкарии. Постановление оставляло за Балкарией: все юртовые зем­ли кабардинских населенных пунктов, «которые были добро­вольно предоставлены Кабардой в пользование Балкарии в период времени с 1918 по 1921 год включительно»; «бывше-владельческие земли Кабарды, находившиеся в фактическом пользовании Балкарии в 1918-1921 гг.»; все лесные поляны, предоставленные ей с 1889 г. и те, которые «были предоставле­ны полномочными органами в период времени с 1918 по 1921 год включительно».

Постановление ВЦИК от 22 июня 1922 г. специально затра­гивало вопрос о хуторе Долинском, являвшемся также пред­метом спора между Кабардой и Балкарией. Хутор был признан «неотъемлемой частью г. Нальчика».

В целом постановление было приемлемым для обеих сторон. Балкария получила кабардин­ские земли, на которые претен­довала. Земли, которые Кабарда категорически отказалась в 1921 г. оставить Балкарскому округу ГАССР, она согласилась предоставить Балкарскому окру­гу единой КБАО.

Положительный момент для Кабарды состоял еще и в том, что ВЦИК этим же постанов­лением утвердил ее границы с Карачаем по реке Кич-Малке, то есть так, как хотела Кабарда. Это был важнейший правовой элемент институционализации Кабардино-Балкарской автоном­ной области. Он сделал необра­тимым процесс формирования объединенной автономии кабар­динского и балкарского народов.

На такой платформе объединение стало возможным только после длительных и сложных переговоров сторон с участием представителей центра. Лишь только тогда были найдены взаимоприемлемые решения проблем. Кабарда согласилась на урезку своей территории в пользу Балкарии только на условиях совместной автономии, а что касается представительства в объединенных органах власти, то и здесь было достигнуто согласие, чтобы 1/3 составляли кабардинцы, 1/3 балкарцы, 1/3 русские и другие национальности.

Таким образом, основным вопросом, предо­пределившим образование объединенной автономии кабар­динского и балкарского народов, был земельный вопрос Балка­рии, невозможность решения зе­мельного вопроса балкарцев без прирезки кабардинских земель. Все материалы, подготовлен­ные на разных уровнях власти и относящиеся к проблеме форми­рования КБАО, представленные как сторонниками, так и против­никами образования объединен­ной автономии, свидетельство­вали об этом.

Даже важный вопрос о прин­ципах формирования органов власти был отодвинут на задний план территориальным факто­ром. Имелась неразрывная связь между земельными уступками Кабарды и созданием единой КБАО. Поскольку без второго не мог­ло быть первого, объединение с Кабардой отвечало жизненным интересам балкарского народа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...