Российского Дальнего Востока»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: реферативный семинар. Цель занятия: Дать характеристику эколого-демографическим проблемам Российского Дальнего Востока.
План проведения занятия: 1. Экологическая безопасность. Экологические проблемы РДВ. 2. Обеспеченность возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами на душу населения в Хабаровском крае. 3. Оценка качества природной и городской среды на РДВ. 4. Опасности загрязнения водоемов. 5. Оценка качества производственной среды промышленных объектов. 6. Демографические проблемы на РДВ. Методические указания студентам по изучению темы: Подготовить реферативное выступления по каждому вопросу. При ответах на вопрос необходимо дать развернутую характеристику эколого-демографических проблем на РДВ.
Тема №3: Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: практическое занятие. Цель занятия: Сформировать знания студентов об основных принципах, методах и средствах защиты от вредоносных факторов, реализации этих знаний в повседневной деятельности. План проведения занятия: Основные принципы защиты от вредоносных и опасных факторов Защита от химических и биологических негативных факторов (воздушная среда, водная среда, отходы) Защита от энергетических воздействий и физических полей (вибрация, шум, тепловое и ионизирующее излучения, системы под давлением) Электрический ток. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход поражения электрическим током. Виды электрических травм.
Средства защиты от поражения электрическим током. Техника безопасности при производстве различных работ, связанных с электротоком. Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: При подготовке к занятию необходимо привести конкретные примеры по технике безопасности при выполнении различных работ, связанных с электротоком. Тема №4: Организация охраны труда на производстве и обеспечение комфортных условий для деятельности человека Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: практическое занятие Цель занятия: На основе законодательства по охране труда уяснить основные понятия по организации труда, систему государственного надзора и контроля, за соблюдением законодательства по охране труда, систему стандартов. План проведения занятия: 1. Основные понятия и определения организации охраны труда. 2. Законодательство по охране труда. 3. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда. 4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии. 5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда. 6. Виды и условия трудовой деятельности. Организация рабочего места и рабочей зоны. Микроклимат помещений. Освещение и световая среда в помещении. Психологический климат и состояния, влияющие на безопасность. Методические указания студентам по изучению темы: формирование знаний и представлений об организации охраны труда на предприятии, умение владеть терминологией, знания законодательства по охране труда. Тема №5: Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: практическое занятие Цель занятия: На основе законодательства по труду ознакомиться с основными положениями в области расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязанностям должностных лиц при расследовании несчастных случаев.
План проведения занятия: 1. Классификация несчастных случаев. 2. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев. 3.Назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. 4. Обязанности должностных лиц при несчастных случаях. Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет проведен письменный опрос в форме тестирования студентов по данной теме, затем перейдем к обсуждению проблем, выносимых на семинар. Тема №6: Современные средства поражения и их краткая характеристика Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа Форма проведения занятия: реферативный семинар Цель занятия: Дать характеристику современным средствам поражения. План проведения занятия: 1. Современные региональные и глобальные конфликты, их природа и масштабы. 2. Оружие массового поражения и его краткая характеристика. 3. Ядерное оружие, виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва. 4. Химическое и биологическое оружие и их особенности. 5. Обычные средства поражения. Методические указания студентам по изучению темы: При ответах на вопрос необходимо дать развернутую характеристику: природа и масштабы конфликта, сравнительный анализ, конкретные цифры и факты по каждому виду оружия, поражающие действия, их отличительные особенности и т.д. Подготовить реферативное выступления на семинаре по каждому вопросу.
Тема № 7: Планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: практическое занятие Цель занятия: Приобрести практические навыки и умения по принятию решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
План проведения занятия:
Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет произведен письменный опрос студентов по выносимым проблемам, затем приступим к обсуждению вопросов для закрепления навыков и умений по организации работ при чрезвычайных ситуаций.
Тема №8: Подходы к управлению БЖД. Правовые основы управления БЖД
Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа. Форма проведения занятия: семинарское занятие. Цель занятия: Сформировать знания студентов в области управления БЖД, его правовой основы. План проведения занятия:
1. Подходы к управлению БЖД (системный, детерминистский, нормативный). 2. Правовые основы управления экологической безопасностью. 3. Правовые основы управления безопасностью труда. 4. Правовые основы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: Обратить внимание на изучение особенностей в области управления безопасности жизнедеятельности по указанным проблемам.
Список рекомендуемой литературы 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2005. – 606 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для средних проф.учеб. заведений/ Под ред. С.В.Белова, 5-е изд. Испр. И доп. - М.: Высш.школа, 2006. – 424 с. 3. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Учеб. Пос. для вузов. –М.: ИКФ «Каталог», 2003. –344с. 4. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть 1,2. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Маркетинг, 1999.- 303с. 6. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000. 7. Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000. 8. Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000. Дополнительная литература: 1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352с. 2. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. – М.: ООО «МультиМедиаТехнологии и дистанционное обучение», 2005. – 172с. 3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 г. – М.: Гос. Центр эколог. Программ, 2004г. – 144с. 4. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002. 5. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Гос.ун-т, 2001. – 204с. 6. Козьяков А.Ф. Приложение к журналу БЖД. 2005, №8. 7. Надежность технических систем и техногенный риск/Под ред. М.И.Фалеева. – М.:ЗАО ФИД «Деловой экспрерт», 2002. – 368с. 8. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации в 2001 г. и меры по их улучшению (Нац.докл.). – М.:ВЦОТ, 2002. – 11с. 9. Совершенствование системы охраны труда на основе концепции профессионального риска/Э.М.Соколов, В.В.Ветров, Е.И.Захаров, И,В.Панферова. – Тула: Тул.гос. ун-т, 1999. 10. Русак, О. Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. – СПб.: МАНЭБ, 1998 - 320с. 11. Мошкин, В., Лысаков, И. Средства самозащиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. -№10. –С.17-21.
Контроль знаний студентов
Вопросы входного контроля знаний студентов · Какие области знаний включает в себя наука БЖД? · Что изучает наука БЖД? · Назовите этапы образования в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране. · Чем занимается наука безопасность жизнедеятельности? · Чем отличается авария от катастрофы? · Что такое биосфера? · Что такое жизнедеятельность? · Что такое техносфера? · Что такое опасность? · Раскройте понятие чрезвычайная ситуация. · Классификация чрезвычайных ситуаций. · Цели, задачи науки ОБЖ. · Что такое среда обитания. · Назвать определения опасного и вредного производственного фактора. · Что такое РСЧС, ее цели и задачи. Год образования.
· Раскрыть определения: экология, ГО, охрана труда. · Что такое эргономика? Раскрыть виды эргономических показателей.
Текущий контроль
Задание №1. Когда была введена дисциплина «БЖД» в вузах страны?
А) 1988г. Б) 1994г. В) 1996г.
Задание № 2. Каковы цели и задачи науки «БЖД»? А) защитить жизнь и здоровье человеку Б) выработать рекомендации по уменьшению уровня опасности, угроз и рисков В) защитить население и территорию от ЧС
Задание №3. «Безопасность жизнедеятельности» - это наука о…. А о защите населения и территорий от ЧС Б) об экологической безопасности В) о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой
Задание №4. Укажите понятие, которое является базовым в науке БЖД?
А) жизнь и здоровье людей Б) опасности, угрозы и риски В) сохранение баланса между окружающей средой и жизнью человека
Задание №5. Дайте определение термину «опасность». А) это угроза для жизни и здоровья людей Б) это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям В) это стихийные бедствия, аварии и катастрофы
Задание №6. Дайте определение термину «биосфера».
А) всё живое на земле Б) область распространения жизни на земле, включающая литосферу, атмосферу гидросферу не затронутая деятельностью людей В) среда обитания, в которой взаимодействуют живые организмы
Задание №7. Дайте определение термину «техносфера». А) это часть биосферы, в прошлом преобразованная людьми в целях комфортного и безопасного проживания Б) производственная и бытовая среда, часть городской среды В) техническая и производственная среда, в которой осуществляет свою деятельность человек
Задание № 8. Выделите классы условий труда, которые относятся к безопасным: 1.вредные, экстремальные 2.опасные 3. оптимальные 4.допустимые А) 1, Б) 2, В) 3,4
Задание №9. Выберите норму легкой физической нагрузки для женщин:
А) 7 кг Б) 5 кг В) 3 кг
Задание № 10. Выберите норму тяжелой физической нагрузки для мужчин:
А) свыше 15 кг Б) свыше 30 кг В) свыше25 кг
Задание № 11. Наиболее сложной формой умственного труда является:
А) операторский Б) управленческий В) творческий
Задание №12. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается холодный период года:
А) ниже + 15 Б) ниже + 10 В) ниже + 5
Задание №13. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается теплый период года:
А) + 10 и выше Б) + 15 и выше В) + 5 и выше
Задание № 14. Выберите предельную температуру вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты:
А) + 100 Б) + 116 В) +125
Задание №15. Термин «эргономика» был предложен:
А) польским ученым В.Ястшембовским Б) русским ученым проф. Русак О.Н. В) американским ученым Ф.Тейлором
Задание №16. Объем производственных помещений на одного работника должен составлять (куб. м): А) не менее 13.2 Б) не менее 4.0 В) не менее 5.0
Задание №17. Вытяжная вентиляция должна превышать нагнетательную примерно на: А) 20% Б) 15% В) 30% Задание №18. Контрольные измерения освещенности должны проводится не реже: А) одного раза в три месяца Б) одного раза в 6 месяцев В) один раз в год
Задание №19. Нормальным естественным радиационным фоном считается:
А) 10-20 мкр/ч Б) 5-10 мкр/ч В) 20-30 мкр/ч
Задание № 20. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана с момента происшествия расследовать обстоятельства в течении: А) трех суток Б) пятнадцати суток В) десяти суток
Задание № 21. При временной нетрудоспособности, наступившей вследствие бытового несчастного случая, пособие выплачивается:
А) с шестого дня Б) не выплачивается В) с первого дня
Задание № 22. Размер пособия при временной нетрудоспособности зависит:
А) от стажа непрерывной работы Б) от стажа непрерывной работы и заболевания В) от размера заработной платы
Выходной контроль (вопросы к зачету) 1.Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Системы безопасности в РФ. 2.Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. 3.Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места. 4.Физиологическое действие метеорологических условий на человека. 5.Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. 6.Эргономика и инженерная психология. 7.Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Расчет параметров. 8.Освещение. Требование к освещению помещения и рабочих мест. Расчет параметров. 9. Правовые основы управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 10.Виды ответственности за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности. 11.Организация охраны труда. Основные понятия и определения. 12.Организация и функции служб охраны труда на предприятии. 13.Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда. 14.Факторы опасности природных рисков и методы защиты от них населения. 15. Экологическая безопасность. Эколого-демографические проблемы на РДВ. 16.Оценка качества природной и городской среды с точки зрения экологической безопасности. 17. Виды электрических травм. 18.Средства защиты от поражения электрическим током. 19.Индивидуальные защитные средства: основные и дополнительные. 20. Правовые основы управления безопасностью труда. 21.Техника безопасности как основной метод охраны труда. 22. Состояние охраны труда на производстве. 23.Причины травм и несчастных случаев на производстве. 24.Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. 25. Управление БЖД. Подходы к управлению БЖД (системный, детерминистский, нормативный). 26. Правовые основы управления экологической безопасностью. 27.Органы обеспечения безопасности: цели, задачи, структура. 28. РСЧС, ее роль, задачи и организационная структура. Режимы функционирования. 29. Гражданская оборона на объектах малого бизнеса. 30 Современные региональные и глобальные военные конфликты: природа и масштабы. 31. Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей. 32. Негативные факторы техносферы. 33. Основные концепции гражданской обороны: о теории гражданской защиты, о новых подходах к организации и ведению ГО. 34. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|