Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российского Дальнего Востока»




 

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: реферативный семинар.

Цель занятия: Дать характеристику эколого-демографическим проблемам Российского Дальнего Востока.

 

План проведения занятия:

1. Экологическая безопасность. Экологические проблемы РДВ.

2. Обеспеченность возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами на душу населения в Хабаровском крае.

3. Оценка качества природной и городской среды на РДВ.

4. Опасности загрязнения водоемов.

5. Оценка качества производственной среды промышленных объектов.

6. Демографические проблемы на РДВ.

Методические указания студентам по изучению темы: Подготовить реферативное выступления по каждому вопросу. При ответах на вопрос необходимо дать развернутую характеристику эколого-демографических проблем на РДВ.

 

Тема №3: Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

Цель занятия: Сформировать знания студентов об основных принципах, методах и средствах защиты от вредоносных факторов, реализации этих знаний в повседневной деятельности.

План проведения занятия:

Основные принципы защиты от вредоносных и опасных факторов

Защита от химических и биологических негативных факторов (воздушная среда, водная среда, отходы)

Защита от энергетических воздействий и физических полей (вибрация, шум, тепловое и ионизирующее излучения, системы под давлением)

Электрический ток. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход поражения электрическим током. Виды электрических травм.

Средства защиты от поражения электрическим током. Техника безопасности при производстве различных работ, связанных с электротоком.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: При подготовке к занятию необходимо привести конкретные примеры по технике безопасности при выполнении различных работ, связанных с электротоком.

Тема №4: Организация охраны труда на производстве и обеспечение комфортных условий для деятельности человека

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Цель занятия: На основе законодательства по охране труда уяснить основные понятия по организации труда, систему государственного надзора и контроля, за соблюдением законодательства по охране труда, систему стандартов.

План проведения занятия:

1. Основные понятия и определения организации охраны труда.

2. Законодательство по охране труда.

3. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда.

4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

6. Виды и условия трудовой деятельности. Организация рабочего места и рабочей зоны. Микроклимат помещений. Освещение и световая среда в помещении. Психологический климат и состояния, влияющие на безопасность.

Методические указания студентам по изучению темы: формирование знаний и представлений об организации охраны труда на предприятии, умение владеть терминологией, знания законодательства по охране труда.

Тема №5: Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Цель занятия: На основе законодательства по труду ознакомиться с основными положениями в области расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязанностям должностных лиц при расследовании несчастных случаев.

 

План проведения занятия:

1. Классификация несчастных случаев.

2. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев. 3.Назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

4. Обязанности должностных лиц при несчастных случаях.

Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет проведен письменный опрос в форме тестирования студентов по данной теме, затем перейдем к обсуждению проблем, выносимых на семинар.

Тема №6: Современные средства поражения и их краткая характеристика

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа

Форма проведения занятия: реферативный семинар

Цель занятия: Дать характеристику современным средствам поражения.

План проведения занятия:

1. Современные региональные и глобальные конфликты, их природа и масштабы.

2. Оружие массового поражения и его краткая характеристика.

3. Ядерное оружие, виды ядерных взрывов. Поражающие факторы

ядерного взрыва.

4. Химическое и биологическое оружие и их особенности.

5. Обычные средства поражения.

Методические указания студентам по изучению темы: При ответах на вопрос необходимо дать развернутую характеристику: природа и масштабы конфликта, сравнительный анализ, конкретные цифры и факты по каждому виду оружия, поражающие действия, их отличительные особенности и т.д. Подготовить реферативное выступления на семинаре по каждому вопросу.

 

Тема № 7: Планирование, организация и проведение спасательных

и других неотложных работ при ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Цель занятия: Приобрести практические навыки и умения по принятию решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

 

 

План проведения занятия:

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
  2. Основы организации спасательных и других неотложных работ и способы их ведения.
  3. Осуществление оповещение населения и приведение формирований в готовность.
  4. Действия формирований по сигналам ГО.
  5. Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  6. Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных работ.
  7. Определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет произведен письменный опрос студентов по выносимым проблемам, затем приступим к обсуждению вопросов для закрепления навыков и умений по организации работ при чрезвычайных ситуаций.

Тема №8: Подходы к управлению БЖД. Правовые основы управления БЖД

 

Количество часов, отведенных на изучение темы: 2 часа.

Форма проведения занятия: семинарское занятие.

Цель занятия: Сформировать знания студентов в области управления БЖД, его правовой основы.

План проведения занятия:

 

1. Подходы к управлению БЖД (системный, детерминистский, нормативный).

2. Правовые основы управления экологической безопасностью.

3. Правовые основы управления безопасностью труда.

4. Правовые основы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: Обратить внимание на изучение особенностей в области управления безопасности жизнедеятельности по указанным проблемам.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2005. – 606 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для средних проф.учеб. заведений/ Под ред. С.В.Белова, 5-е изд. Испр. И доп. - М.: Высш.школа, 2006. – 424 с.

3. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. Учеб. Пос. для вузов. –М.: ИКФ «Каталог», 2003. –344с.

4. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

5. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть 1,2. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Маркетинг, 1999.- 303с.

6. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000.

7. Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000.

8. Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000.

Дополнительная литература:

1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352с.

2. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. – М.: ООО «МультиМедиаТехнологии и дистанционное обучение», 2005. – 172с.

3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 г. – М.: Гос. Центр эколог. Программ, 2004г. – 144с.

4. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002.

5. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Гос.ун-т, 2001. – 204с.

6. Козьяков А.Ф. Приложение к журналу БЖД. 2005, №8.

7. Надежность технических систем и техногенный риск/Под ред. М.И.Фалеева. – М.:ЗАО ФИД «Деловой экспрерт», 2002. – 368с.

8. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации в 2001 г. и меры по их улучшению (Нац.докл.). – М.:ВЦОТ, 2002. – 11с.

9. Совершенствование системы охраны труда на основе концепции профессионального риска/Э.М.Соколов, В.В.Ветров, Е.И.Захаров, И,В.Панферова. – Тула: Тул.гос. ун-т, 1999.

10. Русак, О. Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. – СПб.: МАНЭБ, 1998 - 320с.

11. Мошкин, В., Лысаков, И. Средства самозащиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. -№10. –С.17-21.

 

Контроль знаний студентов

 

Вопросы входного контроля знаний студентов

· Какие области знаний включает в себя наука БЖД?

· Что изучает наука БЖД?

· Назовите этапы образования в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране.

· Чем занимается наука безопасность жизнедеятельности?

· Чем отличается авария от катастрофы?

· Что такое биосфера?

· Что такое жизнедеятельность?

· Что такое техносфера?

· Что такое опасность?

· Раскройте понятие чрезвычайная ситуация.

· Классификация чрезвычайных ситуаций.

· Цели, задачи науки ОБЖ.

· Что такое среда обитания.

· Назвать определения опасного и вредного производственного фактора.

· Что такое РСЧС, ее цели и задачи. Год образования.

· Раскрыть определения: экология, ГО, охрана труда.

· Что такое эргономика? Раскрыть виды эргономических показателей.

 

Текущий контроль

 

Задание №1. Когда была введена дисциплина «БЖД» в вузах страны?

 

А) 1988г.

Б) 1994г.

В) 1996г.

 

Задание № 2. Каковы цели и задачи науки «БЖД»?

А) защитить жизнь и здоровье человеку

Б) выработать рекомендации по уменьшению уровня опасности, угроз и рисков

В) защитить население и территорию от ЧС

 

Задание №3. «Безопасность жизнедеятельности» - это наука о….

А о защите населения и территорий от ЧС

Б) об экологической безопасности

В) о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой

 

Задание №4. Укажите понятие, которое является базовым в науке БЖД?

 

А) жизнь и здоровье людей

Б) опасности, угрозы и риски

В) сохранение баланса между окружающей средой и жизнью человека

 

Задание №5. Дайте определение термину «опасность».

А) это угроза для жизни и здоровья людей

Б) это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям

В) это стихийные бедствия, аварии и катастрофы

 

Задание №6. Дайте определение термину «биосфера».

 

А) всё живое на земле

Б) область распространения жизни на земле, включающая литосферу, атмосферу гидросферу не затронутая деятельностью людей

В) среда обитания, в которой взаимодействуют живые организмы

 

 

Задание №7. Дайте определение термину «техносфера».

А) это часть биосферы, в прошлом преобразованная людьми в целях комфортного и безопасного проживания

Б) производственная и бытовая среда, часть городской среды

В) техническая и производственная среда, в которой осуществляет свою деятельность человек

 

 

Задание № 8. Выделите классы условий труда, которые относятся к безопасным:

1.вредные, экстремальные

2.опасные

3. оптимальные

4.допустимые

А) 1, Б) 2, В) 3,4

 

Задание №9. Выберите норму легкой физической нагрузки для женщин:

 

А) 7 кг

Б) 5 кг

В) 3 кг

 

Задание № 10. Выберите норму тяжелой физической нагрузки для мужчин:

 

А) свыше 15 кг

Б) свыше 30 кг

В) свыше25 кг

 

Задание № 11. Наиболее сложной формой умственного труда является:

 

А) операторский

Б) управленческий

В) творческий

 

Задание №12. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается холодный период года:

 

А) ниже + 15

Б) ниже + 10

В) ниже + 5

 

Задание №13. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается теплый период года:

 

А) + 10 и выше

Б) + 15 и выше

В) + 5 и выше

 

Задание № 14. Выберите предельную температуру вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты:

 

А) + 100

Б) + 116

В) +125

 

Задание №15. Термин «эргономика» был предложен:

 

А) польским ученым В.Ястшембовским

Б) русским ученым проф. Русак О.Н.

В) американским ученым Ф.Тейлором

 

Задание №16. Объем производственных помещений на одного работника должен составлять (куб. м):

А) не менее 13.2

Б) не менее 4.0

В) не менее 5.0

 

Задание №17. Вытяжная вентиляция должна превышать нагнетательную примерно на:

А) 20%

Б) 15%

В) 30%

Задание №18. Контрольные измерения освещенности должны проводится не реже:

А) одного раза в три месяца

Б) одного раза в 6 месяцев

В) один раз в год

 

Задание №19. Нормальным естественным радиационным фоном считается:

 

А) 10-20 мкр/ч

Б) 5-10 мкр/ч

В) 20-30 мкр/ч

 

Задание № 20. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана с момента происшествия расследовать обстоятельства в течении:

А) трех суток

Б) пятнадцати суток

В) десяти суток

 

Задание № 21. При временной нетрудоспособности, наступившей вследствие бытового несчастного случая, пособие выплачивается:

 

А) с шестого дня

Б) не выплачивается

В) с первого дня

 

Задание № 22. Размер пособия при временной нетрудоспособности зависит:

 

А) от стажа непрерывной работы

Б) от стажа непрерывной работы и заболевания

В) от размера заработной платы

 

 

Выходной контроль (вопросы к зачету)

1.Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и

определения. Системы безопасности в РФ.

2.Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд.

3.Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.

4.Физиологическое действие метеорологических условий на человека.

5.Гигиеническое нормирование параметров микроклимата

производственных помещений.

6.Эргономика и инженерная психология.

7.Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Расчет параметров.

8.Освещение. Требование к освещению помещения и рабочих мест. Расчет параметров.

9. Правовые основы управления в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10.Виды ответственности за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.

11.Организация охраны труда. Основные понятия и определения.

12.Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

13.Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

14.Факторы опасности природных рисков и методы защиты от них

населения.

15. Экологическая безопасность. Эколого-демографические проблемы на РДВ.

16.Оценка качества природной и городской среды с точки зрения экологической безопасности.

17. Виды электрических травм.

18.Средства защиты от поражения электрическим током.

19.Индивидуальные защитные средства: основные и дополнительные.

20. Правовые основы управления безопасностью труда.

21.Техника безопасности как основной метод охраны труда.

22. Состояние охраны труда на производстве.

23.Причины травм и несчастных случаев на производстве.

24.Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

25. Управление БЖД. Подходы к управлению БЖД (системный, детерминистский, нормативный).

26. Правовые основы управления экологической безопасностью.

27.Органы обеспечения безопасности: цели, задачи, структура.

28. РСЧС, ее роль, задачи и организационная структура. Режимы функционирования.

29. Гражданская оборона на объектах малого бизнеса.

30 Современные региональные и глобальные военные конфликты: природа и масштабы.

31. Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей.

32. Негативные факторы техносферы.

33. Основные концепции гражданской обороны: о теории гражданской защиты, о новых подходах к организации и ведению ГО.

34. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...