Диагностический расклад «картина мира» 12 Глава
Вопросы: Что ты чувствуешь? Одна ключевая фраза из роли. Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Снятие ролей, если мало участников. Иггдрасиль остается. Этап 4. «Пожиратели Древа»1 Персонажи: три (четыре) оленя и коза Хейдрун. Введение участников в выбранные ими роли. Персонажи занимают свои места в кроне дерева. Звонок колокольчика в начале сцены. Произвольное игровое действие. Заканчивается звонком колокольчика. Вопросы: Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Что ты чувствуешь? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Снятие ролей, если участников группы мало. Иггдрасиль остается. Этап 5. «Собирание всех существ Древа» Персонажи: орел, ястреб, змей, белка; три норны, два лебедя; четыре оленя, одна коза; Один и Мимир; Хейм-далль. ' Можно провести эту сцену сразу после «Корней и Источников», тогда это будут «Обитатели Кроны». 292 Галина Бедненко. Школа рун Участники группы выбирают себе роли или остаются в своих ролях. Все персонажи занимают свои места на дереве. Звонок колокольчика знаменует начало игрового действия. Произвольное игровое действие. Звонок колокольчика заканчивает сцену. Вопрос Хеймдаллю: Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Вопрос Иггдрасилю: Что ты чувствуешь? Шеринг. Обмен чувствами- и впечатлениями по этой сцене и по всему сюжету в целом. При этом запрещаются оценочные суждения других участников группы1, рассуждения в целом2, обобщения3. Затем проводится снятие всех ролей. Для этого делаются отряхивающие движения по всему телу и приговаривается фраза вроде «Я не... <персонаж драмы>, я <имя участника группы>». Если этого не сделать, то роль может «прилипнуть» и мешать в жизни. Пример
Ход драмы (17.06.2004) Разогрев «Деревья»: оказались в основном хвойные и средиземноморские (кедры и сосны, одна «яблоня без яблок»). - Сцена 1. Трое участников — змеи, трое — инеистые великаны, четверо — асы. Змеи выражают желание и действие: грызть корни, лежать в неподвижности и сохранять неподвижным корень. Инеистые великаны говорят о сохранении равновесия, им это важно, они собой довольны. Асы говорят о творчестве, потребности созидать и об истине. Иггдрасиль чувствует печаль. «Катя сыграла хорошо, а вот Маня — плохо...» «Так бывает в жизни...» «Все мы понимаем, что...» Групповая практика 293 Сцена 2. Дракон бурно «варится» в своем Котле, дергает за корень (конец веревочки), отчего трясется все «дерево». Норны (четыре, норна Урд — в двух лицах) сидят в Асгарде. Дерево полили один или два раза, не больше. Они рассуждают о чем-то своем, беседуют с лебедями. Лебеди чувствуют себя отстраненными и совершенными, идеальными. Один очень пассивен, неуверен в себе. Вначале чувствует себя «младшим братом» Мимира, который должен благоволить Одину и потому непременно уделит ему глоток из источника мудрости. Мимир не дает подойти к источнику. Один очень нерешителен, все время спрашивает, что ему делать. Подключаются норны, советуют отдать глаз. Один все еще колеблется. Безуспешно торгуется с Мимиром. Наконец он что-то понимает (говорит: «Ах, Мимир просто хранитель источника? И все?»), пытается отнять источник силой, выдав свой глаз. Ему помогают норны и силой отнимают источник у Мимира с криками «Такова судьба!». Нерешительность Одина вызывает нетерпение у остальных персонажей (кроме лебедей). Дракон тоже ждет и кричит Одину, дает советы (потом признался, что хотел заманить к себе, сварить и съесть). Иггдрасиль чувствует тошноту, ложится на коврик посередине «ствола». Сцена 3. Самая динамичная сцена. Две белки носятся и передают слова от дракона к орлу, прибавляя от себя: «Будет трястись дерево, трястись, трястись, и ты, орел, упадешь», «Ты полиняешь, сойдет вся шкура, и будешь голый, совсем голый дракон» и др. Восторг самих белок и всех окружающих. Иггдрасиль в конце сцены говорит об утихшей печали и ожидании.
Сцена 4. Четыре оленя и коза. Чувствуют голод и насыщение, сытость в процессе «поедания». Иггдрасиль чувствует грусть, печаль. Сцена 5. Основная часть группы сосредоточилась в корнях. Орла не было. На вершине были только ястреб и коза; на стволе осталась белка. Был Один, но он по-прежнему не знал, что делать, хотел уйти вообще, снять роль. Дракон очень активен, собирался ползти по дере- 294 Галина Бедненко. Школа рун ву вверх, грызть уже ствол. Вначале задирал ястреба, кричал «Иди козе в жопу» (к восторгу окружающих). Ястреба же раздражали только белки, в какой-то момент он напомнил белке (одной оставшейся), что вообще-то на них охотится. Норны спокойны. Шеривг. Норны говорили о равнодушии, о судьбе и постоянстве, неизменности того, что предопределено. Белки — в восторге от трикстерской роли. Козы и олени говорили о голоде и удовлетворении, чувстве жизни. Иггдрасиль — о грусти; радость испытал лишь в четырех случаях: два раза — когда полили, один раз — когда неожиданно чем-то подкормили, один раз — когда белка вошла в контакт с ним как с живым, а не просто бегала по дереву. Впечатление участника1 «Вчера почти «случайно» попала на нечто абсолютно новое для меня — МИФОДРАМУ по скандинавским мифам! «Иггдрасиль и его обитатели». Это что-то типа психологического тренинга, но основанного на мифах. Нужно было представлять каких-либо мифических персонажей и через это проживать какой-либо эмоциональный опыт. Было очень интересно наблюдать за своими реакциями. Выбирала роль по первому импульсу, а уже находясь в ней, чувствовала, что это как раз то, что мне подходит! Еще очень заинтересовали эмоциональные переходы в прямо противоположное состояние, когда играешь разных персонажей, совершенно не похожих! Выбрала роли: ас (были еще великаны и змеи); норна Урд — Судьба, поливающая Иггдрасиль (были еще 2 норны, пассивные лебеди, Мимир, Один и дракон); олень, объедающий крону Иггдрасиля (было еще 3. оленя и коза).
С любезного разрешения автора Марины (Исиды) Зайцевой. ' Гр упповая практика _________________________ 295 Еще очень хотела побыть белкой Рататоск, которая осуществляла коммуникацию между орлом на вершине Иггдрасиля и драконом у корней, но этих белок и так было слишком много... Ас — чувствовала себя Творцом, очень хотелось быть активным и все поменять, упорядочить и т. д. Норна Судьбы — ощущение полного пофигизма, спокойствия и пассивности. Впрочем, оно дало мне не столько комфорт и гармонию, сколько абсолютную скуку! Когда знаешь судьбу всего окружающего и свою собственную, становится безмерно скучно. И совершенно спокойно, и никак не можешь понять, почему все вокруг суетятся, хотят чего-то — и так все давным-давно предопределено!.. Олень — совершенно кайфовое состояние!!! Неожиданно для себя почувствовала огромное блаженство от поедания листьев с Древа Жизни! Совершенное животное состояние наслаждения! Комментируя, я выдала фразу, которая поразила меня саму: поедая листья с Древа Жизни, я ощущаю экстатическое удовольствие, потому что чувствую ПОЛНОТУ ЖИЗНИ! Оленем я стала чисто из любопытства, потому как прочитала о них накануне в книге Антона Платова «Дорога на Аваллон». Там повсюду в иллюстрациях на древних браслетах и одеждах — узор в виде Мирового Древа и оленей, с двух сторон объедающих листья с него! Я не могла понять глубокого смысла этого символа — что такого в этих оленях, что их везде изображают!!! Ну едят они, дерево портят — и что?!! Поняла, точнее, прочувствовала на собственной оленьей шкуре... По-видимому, этим я и занимаюсь ежедневно — поедаю с огромным удовольствием листья с Древа Жизни! И поэтому ощущаю, что я ЖИВУ! Причем другие олени объели быстро и поверхностно свои ветки, а я не могла расстаться со своей и объедала ее медленно, смакуя и наслаждаясь ощущениями... Белки были хороши и напомнили мне наши СМИ, вот так же вроде всю правду говорят, но ТАК подавая, КАК им самим хочется, и подзуживают обе стороны! 296 Галина Бедненко. Школа рун
Может быть, если бы не белка эта, то и не было бы никакой ругани у орла с драконом — они бы попросту не знали о существовании друг друга». Мифодрама «Мировое Древо и его обитатели» в своем общем варианте или в частном, древнеисландском, кажется нам чрезвычайно перспективной. Представление этой вечно неизменной картины мира, упорядоченного Космоса, приводит нас в некое «место Оно», в освященное пространство, начало и средоточие мира. Для участников это будет ресурсным действом по «починке мира» — от грандиозного и потому символического Макрокосма до индивидуального Микрокосмоса. Глава 30 МИФОДРАМА «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИНА» Тема драмы Из Старшей Эдды мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль — девять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же-и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и протыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами. Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме В Младшей Эдде сказано, что «в ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир (Полинявший от непогоды). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.. Их зовут Групповая практика Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёг-гом...»1. И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу). В этой драме мы используем приготовленный атрибут — веревочку с узлами, которая уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны. Сценарий и персонажи Сцена 1 Территория: Асгард, мост Биврест, Мидгард, Центр Мира. Асгард — город богов. Мост Биврест — радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард — мир людей, срединное место, где совершаются ритуалы. Дверь — место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно. Персонажи: Один. Второстепенные персонажи 1-й сцены: Фригг, ворон Хугин (Мысль), ворон Мунин (Память). Боги и богини, животные спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор.
Сюжет свободный. Сцена «за шаг до» начала известного действа. Сюжет произвольный: мы не знаем, как и почему Одину пришло в голову найти руны и сделать это именно таким способом. Поэтому каждый раз будет разворачиваться новая история. Когда Один решается уйти к Центру Мира, он переходит через мост Биврест. ' Стурлусон С. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ла-домир, 1994. С. 36. 298 Галина Бедненко. Школа рун Сцена 2 Территория: Центр Мира, ясень Иггдрасиль. Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе. Персонажи: Один. Второстепенные персонажи 2-й сцены: орел, сокол Ведрфёльнир, змей Нидхёгг, змеи, белка Рататоск, олени, коза Хейдрун. Сюжет в целом свободный. Обитатели Древа занимают свои места на Древе. Через некоторое время (когда Один будет готов, он войдет, например, через дверь). Что происходит дальше, мы точно не знаем. Сюжет произвольный. Один встает на стул («вешается на Древе»). Вокруг него действуют персонажи Древа. Сцена заканчивается, когда Один сходит со стула и ложится на пол (на подстилку). Сцена 3 Территория: Центр Мира, ясень Иггдрасиль. Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе. Персонажи: Один. Второстепенные персонажи 3-й сцены: руны на выбор. Сюжет в целом свободный, Один лежит навзничь. Обитатели Древа отходят или снимают свои роли. Вокруг Одина появляются руны. Каждая воплощает какой-то свой принцип. Они не могут обращаться непосредственно к Одину. Он может к ним обращаться, они пытаются как-то донести до него свое значение, но прямо говорят о нем только тогда, когда он уже почти догадался. Таким образом Один «находит и собирает» руны. Когда взаимодействие с рунами заканчивается, директор дает ему мешочек с рунами. Сцена 4 Территория: Центр Мира, ясень Иггдрасиль. Центр Мира — место, где растет ясень Иггдрасиль, пронизывающий все миры и держащий их на себе.
Групповая практика Персонажи: Один. Второстепенные персонажи 4-й сцены: обитатели Древа те же, что и во 2-й сцене. Сюжет в целом свободный. Один с уже имеющимся мешочком с рунами общается с персонажами Древа. Сцена 5 Территория: Асгард, мост Биврест, Мидгард. Асгард — город богов. Мост Биврест — радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом. Мидгард — мир людей, срединное место, где происходят ритуалы. Дверь — место входа и выхода из Мидгарда в Центр Мира и обратно. Персонажи: Один. Второстепенные персонажи 5-й сцены: боги и богини, животные — спутники богов и богинь, люди, великаны на выбор. Сюжет в целом свободный. Один возвращается в Асгард. Общается с остальными персонажами. Атрибуты персонажей: любые предметы идентификации. Молот Тора, яблоки Идунн, шляпа и плащ Оди-на, длинные шарфы для драпировки женщин и т. п. Руны — как деревянные плашки с нарисованными символами. Веревочный «ясень Иггдрасиль» для разметки пространства 2—4-й сцен. Пример Ход драмы (31.10.2004) Сцена 1 Персонажи: Один, Слейпнир, Браги, Идунн, Вёлунд, Фрейя, кошка Фрейи. Один вначале ходит и говорит о том, что ему чего-то не хватает в мире, но чего именно — непонятно. Затем обустраивает Асгард, заводит своего коня Слейпнира ЗОО Галина Бедненко. Школа рун в стойло. Приходит Вёлунд и предлагает сбрую для Слейпнира. Один ее берет, обещает заплатить, но не платит. Один в раздумьях: он говорит о судьбе Имира, расчлененного им самим, и о том, что он сам подобен Имиру. Он говорит вслух сам с собой. Тем временем Фрейя с кошкой приходят в гости к Браги с Идунн. Они оживленно беседуют. Вёлунд сидит у себя в убежище. Браги, Фрейя и кошка направляются к Одину. Браги говорит, что он может сочинять прекрасные песни, но не может оставить их тем, кто их не слышал. Один и Браги говорят о том, что боги пока не умеют «оставлять следы». Животные умеют оставлять следы, люди — умеют, но чаще плохие (убийства), а хороших — пока нет. Браги просит Одина найти что-то, что им поможет, Один соглашается. Браги, Фрейя и кошка уходят. Идунн не участвовала в делегации, она сидела дома и перебирала яблочки. К Одину приходит Вёлунд и предлагает подковать его коня перед дорогой. Один соглашается, и Вёлунд подковывает коня. Сцена 2 Персонажи: Один, дракон Нидхёгг, белка Рататоск, коза Хейдрун, олень, орел, ястреб Ведрфёльнир. Один подходит к Мировому Древу и начинает задавать вопросы всем обитателям Древа о том, кто они, что делают и зачем. Дракон говорит, что грызет дерево, чтобы свалить его и поговорить с орлом без посредников и что он в любом случае будет его грызть, потому что так должно быть. Белка старается не бегать мимо Одина, а замирает в кроне. Коза говорит о том, как важно то, что она дает молоко. Олень говорит, что он просто ест листву и ходит по дереву и это дерево развлекает. Олень и коза иногда переругиваются между собой из-за места и листвы. Орел и ястреб говорят о своей огромной значимости. Один разговаривает с ними о том, как богам найти способ оставлять следы. В результате белка передает Групповая практика вопрос змея о том, как люди и боги находят мудрость, а орел советует просто попробовать, начать действовать. Тогда Один приносит себя в жертву. Сцена 3 Персонажи: Один и руны1: Иваз (критическая ситуация и выход из неё), Гебо (взаимоотношения), Ансуз (речь, передана знания), Эваз (правильный ритм, характер действия), Лагуз (течение, тенденция, то, что ведет), Кано (огонь рождения мира, сотворения и гибели в конце концов). Один лежит на земле у ствола дерева (в центре зала стоит колонна). К нему подходит руна Иваз и бросает свою плашку на грудь Одину. Один поднимается и начинает говорить с руной, выясняет ее значение. Один говорит по очереди с каждой руной (в том порядке, в котором они указаны как персонажи). Когда он получил знание всех (присутствующих) рун, то сцена закончилась. Директор отдал Одину мешочек со всеми рунами. Сцена 4 Персонажи: Один, дракон Нидхёгг, белка Рататоск, коза Хейдрун, олень, орел, ястреб Ведрфёльнир. Один коротко переговаривает с обитателями Древа и уходит. Сцена 5 Персонажи: Один, Слейпнир, Браги, Идунн, Вёлунд, Фрейя, кошка Фрейи. Один на Слейпнире въезжает в Асгард. К нему приходят Браги, Фрейя и кошка. Идунн остается дома. Один предлагает богам тянуть руны из мешочка. Вытя- 1 Руны были наугад выбраны участниками группы из мешочка, предложенного директором. Директор коротко объяснил им значение (тем, кто не знал). Галина Бедненко. Школа рун гиваются руны Дагаз (неожиданное событие, прорыв), Вуньо (удача), Кано (огонь рождения мира, сотворения, распространение чего-либо)', Совелу (солнечный цикл, правильный ход вещей). Две первые руны вытягивает Браги, две последние — Фрейя. Один трактует их так: «Произошло некое внезапное событие, которое принесет удачу и будет продолжено, и все вновь вернется к началу этого цикла», то есть как удачное предзнаменование для богов и людей. Впечатления участников из роли: Конь Слейпнир «Радостное нерассуждающее существо. Никаких чувств, кроме радости поскакать. Сначала — ожидание. Потом, когда Один возвращался, — радость застоявшегося коня, на которого снова сел хозяин». Браги «Сцена 1. Буря мыслей, идей, рифм, песня внутри. И нехватка чего-то для осуществления всех этих замыслов. Хорошо оттого, что рядом женщины и проявляют ко мне интерес. Фактически, Фрейя, вдохновив и обронив фразу, что поэзия кончается с последним произнесенным словом, сделала необходимым поход к Одину. У Браги не было ни средств, ни даже идеи о средстве и о том, что бы могло увековечить слово и позволить разобраться во всем хаосе мыслей. Сцена 5. В ожидании Одина все мысли, рифмы и идеи превратились в пустые мечты, неразбираемый хаос грез, Один пришел и стал показывать свои странные «следы». Вначале было непонятно. Но рождалось ощущение объединения всех присутствующих, зарождения и реализации чего-то грандиозного, ощущение «прича- 1 Эту руну вытягивает участница, уже бывшая этой руной. (Всего рун — двадцать четыре. Было уже вытянуто две.) Групповая практика ЗОЗ стия», «соучастия». Благодаря присутствию Фрейи — магического, Одина — мудрого, меня — прекрасного. Внутреннее ощущение подъема, вдохновения, «взрыва». Фрейя «Сцена 1. Поначалу не было никакого замысла, просто захотелось чем-нибудь себя развлечь, и я поехала в гости к Браги и Идунн. Там, слово за слово, возникла идея сохранения стихов, которую Браги сумел оформить и более понятно изложить Одину. Было полное ощущение правильности происходящего: женщина подала идею, мужчины ее оформили и воплотили. Было радостно, что моя идея нашла отклик. Сцена 5. И когда Один вернулся с рунами, было очень интересно придумывать, как их можно использовать в «моем деле»: колдовстве, прорицании. Такой творческий прилив и радостное удивление, потому что мы получили больше, чем рассчитывали». Кошка Фрейи «Сцена 1. Мягкость, игривость, обожание своей хозяйки. Сцена 5. В финальной сцене — удивление и восторг от созерцания свершающегося чуда». Змей Нидхёгг «Был некоторый ленивый интерес к происходящему. Помню точно, что мне захотелось узнать, как поступают люди, желающие получить мудрость». Белка Рататоск «Ощущение со свистом рассекающегося воздуха, когда бегала «вдоль дерева». Когда пришел Один, беготня и глупая деятельность остановились, сразу стало интересно. Одина я реально боялась, не хотелось попадать- Галина Бедненко. Школа рун ся ему на глаза или быть рядом. Чуяла его силу. Потом, когда Один обрел руны, было очень интересно заглянуть в мешочек. Крайнее любопытство». Орел «Орел — скучающий царь птиц, лениво переругивающийся со змеем. Нет ощущения противостояния, просто заняться нечем». Ястреб Ведрфёльнир «Усталость от ежедневного выполнения долга». Руна Иваз «Ощущение грозы, молнии: темно, опасно и красиво... и пахнет озоном». Руна Гебо «Ощущение инертности, даже тяжести, наполненности, желание находиться внутри разговора, быть даже не источником разговора (не излагать), а самим разговором, внутри спора. Но не агрессия, а монотонность, как нечто включающее в себя все сразу и изливающее все сразу. Захотелось выйти из помещения и искать собеседников, так как участники-руны в качестве таковых не воспринимались». Руна Ансуз «Очень спокойное ожидание, уверенность, что меня найдут, нежелание двигаться и что-то предпринимать. Правильная позиция — ровно напротив Одина! Когда Один меня нашел, возникло очень сильное и широкое ощущение радости. Граница тела переместилась на метр от кожи, и я вся светилась, радовалась, и меня было очень много». Групповая практика 305 Руна Эваз «После произнесения1 слова «ритм» — прилив энергии, желание двигаться». Руна Лагуз «Направленное движение, раздражение на преграды (стены, столбы). Не нравилась руна Кано. Хотелось двигаться от Ансуз к Эваз. А еще хотелось поговорить с Одином. Объяснять, как маленькому ребенку». Руна Кано «Я постаралась воплотить принцип. И когда объясняла Одину значение своей руны, сама более четко осознала, почему именно так». Один2 «Все как детектив. Я, как Один, был жертвой сил, обстоятельств, целей и непонятно чего... Сцена 1. Чего-то не хватает. Пустота. Все заняты делами, а я занят поисками непонятно чего и непонятно зачем. Депрессивность и раздражение... Приятно от идеи «следы», воодушевление и... от того, что знаю, что искать и зачем, "но непонятно, где и как. И наверно, поэтому сразу в первой сцене хотелось не сидеть в Ас-гарде, а бродить по миру в поисках «что» и «зачем». Сцена 2. Поиск... пользы и подсказки. Звери мало чем помогли, раздражение с растерянностью и... обреченность и поиск. Спас вопрос белки: «Где и как люди и боги берут мудрость?» — и предложение орла попробовать. Обрел интерес, задачу и решительность, хотя страха не было, было непонимание, что, как и зачем и чем это может по- 1 Подсказка директора. Участница не была знакома с рунами. 2 Участник группы до того не был знаком с рунами и имел лишь 11 Г. Бсднснко «Школа рун» ЗОб Галина Бедненко. Школа рун мочь. Реплика орла и мысль: «Какая разница как? Главное — делать быстро и сразу «попробовать». Сцена 3. Все, что с рунами, — как в тумане. Детектив. Потом усталость, радость и облегчение». Глава 31 СКАЛЬДИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО1 Скальды — скандинавские поэты Средневековья, сочинявшие совершенно своеобразные стихи, не похожие ни на что другое2. Из века в век они разными определениями описывали один и тот же круг «героических» понятий: мужчина, женщина, битва, оружие, корабль, золото. Искусство состояло в варьировании формы для определения все тех же вечных для викинга (или просто скандинава) понятий и ценностей. Древнескандинавский поэт в сагах и прядях3 и внешним обликом, и характером бывает противопоставлен положительному герою саги. Положительный герой саги — рослый, красивый, светловолосый, благородный и уравновешенный. Это воин и торговец, ко всему прочему, и хозяйственный мужчина. Скальды же в описаниях (и жизнеописаниях) язвительны, своенравны, непредсказуемы, вспыльчивы и мстительны. Эти отрицательные черты скальда — отблеск его поэтического гения, подаренного Одином. «ДАР ОДИНА» Происхождение «меда поэзии» — поэтического дара — известно нам по рассказу Снорри Стурлусона 1 Глава написана с использованием книги Е.А. Гурсвич, И.Г. Ма 2 Поэзия скальдов характеризуется сложным метафорическим 3 Прядь — короткий рассказ. Групповая практика 307 и метафорам скальдов. Самый мудрый человек Квасир был создан из слюны ванов и асов, закончивших свою распрю. Но злые карлики убили его, смешали его кровь с медом и вылили в котел Одрёрир («Приводящий дух в движение»), чашу Сон («Кровь») и чашу. Бодн («Сосуд»). Названия двух чаш могут означать тело человека — «сосуд крови», а названия всех трех емкостей, вместе взятых, — некую способность, приводящую дух в движение и пребывающую в крови человека. Так «кровь Квасира» делает человека либо скальдом, либо ученым. Позже бог Один выпил мед поэзии и из котла, и из двух чаш. И выплюнул его в чашу в Асгарде, чтобы люди и боги могли в свою очередь испить этого волшебного напитка. Так мы видим, что дар поэзии передается из уст в уста. Поэты, ученые и простые люди не записывали сочиненных или услышанных стихов, а запоминали их. Записывать же стихи до введения латинской письменности имело смысл только в случае заклятия, которое было бы усилено рунами. Скальды высоко ценили свое мастерство и обычно связывали свой дар непосредственно с Одином. Поэтическое искусство — это результат мистического контакта, взаимоотношений с Одином. Это дар, полученный от самого бога. Одним из-испытанных способов получить его было сидение под повешенными. Висельники посвящались Одину, потому что сам Один повесил себя на ясене Иггдрасиль, а кроме того, преступники карались повешением, и их приносили в жертву Одину. Играло роль и наличие известных скальдов в роду человека. Талант мог проявиться по прямому и последовательному кровному родству (как напиток из чаш Сон и Бодн). Но главными все равно оставались непосредственные заслуги самого скальда. Поэтическое мастерство предполагало исключительность. В представлении скальдов о самих себе не было и тени лицемерной скромности. Скальды не любили рассказывать о своих «человеческих» учителях, а говорили о своих стихах как о «находке 308 Галина Бедненко. Школа рун Одина», давшего им вдохновение'. В сагах упоминается именно чудесное превращение обычных людей в скальдов. Проявиться скрытому таланту скальда могла помочь встреча с удачливым человеком, особенно удачливым правителем. Так случилось с исландцем Хрейдаром и норвежским конунгом Магнусом. Магнус различает умение Хрейдара, и тот становится не только скальдом, а еще и умелым кузнецом. Об этом рассказано в сборнике саг «Гнилая Кожа» (собр. ок. 1280 г.). Никого не интересовало, что у Хрейдара мог быть и реальный учитель-скальд (не говоря уж о кузнеце), а конунг просто обратил внимание на талантливого человека. Важно было лишь то, что именно конунг принес удачу Хрейдару.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|