Занятие 8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
Вопросы для обсуждения 1.Судейский корпус, его понятие и состав. Требования предъявляемые к судьям. Формирование судейского корпуса. 2.Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия. Квалификационная аттестация судей и присвоение квалификационных классов. Классные чины работников аппаратов судов. 3.Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества. 4.Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. 5.Государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей. 6.Используя специальную литературу и лекционный материал перечислите основные гарантии независимости судей и подчинения их только закону.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные акты, регламентирующие статус судей. 2. В чем суть общего понятия статуса судьи? 3. Какие требования предъявляются к кандидатам на судебные должности? 4.Как происходит отбор кандидатов в судьи? 5. Перечислите основные гарантии независимости судей и подчинения их только закону. 6. Как происходит приостановление полномочий судьи? 7.Охарактеризуйте институт отставки судьи. 8. Каковы гарантии неприкосновенности судьи? 9. Дайте определение понятия судейского сообщества и назовите его органы. 10. Каковы основные функции органов судейского сообщества? 11. Как образуются квалификационные коллегии и каковы их основные функции? 12.Опишите полномочия Высшей квалификационной коллегии. 13.Каковы задачи и порядок проведения квалификационной аттестации? 14. Каковы порядок отбора присяжных заседателей и их основные права и обязанности? 15. В чем особенности статуса арбитражных заседателей?
Тесты для самоконтроля:
1. Судьям арбитражных судов присваиваются: А) классные чины; Б) воинские звания; В) квалификационные классы; Г) специальные звания. 2.Судьям военных судов присваиваются: А) классные чины; Б) воинские звания; В) квалификационные классы; Г) специальные звания. 3.Суды общей юрисдикции рассматривают: А) гражданские дела; Б) административные дела; В) уголовные дела; Г) арбитражные дела. 4.Мировые судьи назначаются: А) Президентом РФ; Б) законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ; В) главой муниципального образования; Г) главой Администрации субъекта РФ. 5.Судьи федеральных судов назначаются: А) Президентом РФ; Б) законодательным (исполнительным) органом власти субъекта РФ; В) главой муниципального образования; Г) главой Администрации субъекта РФ. 6.Судьей федерального суда РФ может быть: А) гражданин РФ; Б) лицо без гражданства; В) иностранный гражданин. 7.Судьей военного суда РФ может быть: А) гражданин РФ призывного возраста; Б) военнослужащий, имеющий офицерское звание; В) сотрудник правоохранительного органа; 8.Для кандидатов на должность судьи районного суда устанавливается минимальный возраст: А) 20 лет; Б) 25 лет; В) 30 лет; Г) 35 лет. 9.Судье разрешается заниматься: А) частной предпринимательской деятельностью; Б) преподавательской деятельностью; В) творческой деятельностью. 10.Органы судейского сообщества включают в себя: А) съезды судей; Б) квалификационные коллегии судей; В) советы судей; Г) судебные составы. Занятие 9. Основные этапы развития судебной системы Вопросы для обсуждения. 1.Судебная реформа 1864г., общая характеристика. 2.Система общих судебных установлений (местные судебные установления, военные суды, мировые суды, суды с участием присяжных заседателей, суды с участием сословных представителей) их состав и функции.
3. Создание и эволюция судов в послеоктябрьский период. Общая характеристика основных этапов: 1917-1924 годы; 1924 год - начало 30-х годов; начало 30-х годов - 1953 год; 1953 год - середина 80х годов. Реформирование судебной системы в постсоветский период с 1991 г., по 2014 г. 4. Объединение Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ в результате реформирования в 2014 году. Основные итоги идущей в наши дни судебной реформы.
Практическое задание. Используя учебную, специальную литературу, лекционный материал подготовьте схему социально-политических причин судебной реформы, идущей в наши дни. Дайте характеристику основных итогов этой реформы.
Контрольные вопросы 1. Какие основные факторы обусловили необходимость судебной реформы 1864 г.? 2.Какими законодательными актами было положено начало этой реформы? 3.Как строилась российская судебная система по законодательным актам того времени? 4.Опишите существовавшую до 1917 г. систему общих судов (судебных установлений) и их полномочия. 5.В чем должны были выразиться намечавшиеся в 1864 г. меры по созданию системы местных судов (судебных установлений) и каков их результат? 6.Кто мог быть сословным представителем? 7.Как строился до 1917 года суд присяжных и какова его судьба? 8.Дайте общую характеристику военным и чрезвычайным судам того времени. 9.Опишите в общих чертах меры по реформированию российских судов, предпринятые в первые годы советской власти. 10.Каковы основные тенденции характерны для эволюции российских судов в годы массовых репрессий 30-40-х и начала 50-х годов ХХ века? 11.Чем отличалась эволюция российской судебной системы в период от начала 60-х до середины 80-х годов ХХ века? 12.Какие концептуальные изменения произошли при реформировании судебной системе в период 90-х годов ХХ века? 13.Какие концептуальные изменения произошли при реформировании судебной системе в период времени с 2000 по настоящее время? Реферируемая литература Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //"Российская газета", N 3, 06.01.1997, "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1; посл. изм. и доп.- Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2014, "Российская газета", N 24, 05.02.2014, «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, N 6, ст. 558 3.Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р) 4.Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» Учебная литература 1. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России Текст. / Б.В. Виленский. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1969. - 400 с. 2. Гессен, И.В., Жуйков, В.М. Судебная реформа в прошлом и настоящем. -М.: Статут, РАП, 2007. 415 с. 3. Великие реформы в России середины XIX века Текст. / сост. И.Л. Абрамова Б.В. Колобов, Г.Л. Волохова [и др.]. — М.: Изд-во МГТУ, 2002. -160 с. 4. Золотухина Б.А. Концепция судебной реформы в России М.: ИНФРА-М, 2001. Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут. 2006. 5. Золотухина Б.А. Концепция судебной реформы в России М.: ИНФРА-М, 2001. 6. Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001. Дополнительная литература 1. Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформированию Текст. / С. Вицин // Российская юстиция. 2001. - №4. - С. 2-5. 2.Демичев A.A. Периодизация истории суда присяжных в России // Журнал Российского права. 2001. - №7. — С. 137-150. 3. Илюхин A.B. А.Ф. Кони о суде присяжных Текст. / A.B. Илюхин // Российский судья. 2001. - №8. - С. 40-46. 4. Васьковский Е. Значение судебной реформы в области гражданского процесса // Вестник гражданского права. 1914. - № 7. - С. 12-36. 5. Великие реформы в России Текст.: сборник / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1992. - 336 с. 6. Смыкалин, А. Судебная контрреформа конца XIX века: миф или реальность? // Российская юстиция. — 2001. № 9. - С. 42-44. 7. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование. М.: Изд-во «Зерцало-М», 2009. - 488 с. 8. Фоков А.П. Россия в свете судебных реформ 1864 и 2001 г. Текст. //Российский судья. 2001. - № 12. - С. 2-3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|