Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к модулю № 4.




В результате освоения модуля № 4 студенты должны изучить исторический аспект возникновения методов оперативно-розыскной деятельности и становления институтов, ее реализующих; усвоить теоретические положения оперативно-розыскной деятельности: понятие, признаки, принципы, задачи, правовую основу; знать субъекты, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Для этого следует ознакомиться с рекомендуемым учебником «Спецслужбы России», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основными и дополнительными источниками. Особое внимание уделить изучению рекомендуемой методической литературе.

Большое значение в процессе освоения модуля №4 учебной дисциплины «Правоохранительные органы и основы ОРД» должно быть уделено информационно-коммуникативной деятельности студентов, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных информационных системах, отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации в соответствии с поставленной целью, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.

При освоении дисциплины необходимо активно использовать мультимедийные учебники, учебно-методические пособия, научные статьи и презентации, помогающие организовать исследовательскую и творческую деятельность студентов при изучении учебной программы.

Занятие 1. Понятие, признаки и принципы оперативно-розыскной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Оперативно-розыскная деятельность как вид государственной правоохранительной деятельности.

2. Возникновение, становление и развитие оперативно-розыскной деятельности за рубежом и в России.

3. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности.

4. Признаки оперативно-розыскной деятельности, отделяющие ее от других видов сыска.

5. Отличия оперативно-розыскной деятельности от уголовно-процессуальной, разведывательной, контрразведывательной и частнодетективной видов деятельности.

6. Связь ОРД с другими юридическими и специальными дисциплинами.

7. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их значение.

8. Конституционные и специальные принципы оперативно-розыскной деятельности.

9. Специальные принципы (принцип конспирации; принцип сочетания гласных и негласных методов и средств).

10. Иные принципы оперативно-розыскной деятельности (принцип гуманизма; принцип внепартийности; принцип научности; принцип сочетания централизованного руководства; принцип наступательности; принцип прогнозирования; принцип плановости; принцип повседневной связи с общественностью).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понималось под сыском (розыском) в Российской империи до 1864 г.?

2. Чем отличались на Руси в XVII-XVIII вв, методы политического сыска от приемов уголовного розыска?

3. Какие этапы в становлении и pазвитии оперативного розыска в досоветской России вы знаете?

4. Как проходило становление оперативно-розыскной деятельности в Советской России и СССР?

5. Проанализируйте определение «оперативно-розыскная деятельность» приведенное в ст. 1 ФЗ об ОРД.

6. В определении «оперативно-розыскная деятельность», приведенном в ст. 1 ФЗ об ОРД, выделите и раскройте признаки ОРД.

7. Аргументируйте отличия оперативно-розыскной деятельности от уголовно-процессуальной, разведывательной, контрразведывательной и частнодетективной видов деятельности.

8. Раскройте принципы ОРД, указанные в ФЗ об ОРД.

9. Раскройте специальные и иные принципы ОРД.

10. Изложите особенности связи ОРД с другими юридическими и специальными дисциплинами.

 

Тесты для самоконтроля:

 

1. Нормативное определение оперативно-розыскной деятельности изложено в:

А) первой статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Б) последней статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
В) статье закрытого ведомственного нормативного правового акта оперативно-розыскного органа;

Г) статье специального указа Президента Российской Федерации.

 

2. Целями оперативно-розыскной деятельности являются:

А) борьба с преступностью;
Б) защита от преступных посягательств;
В) противодействие преступным посягательствам;
Г) борьба с правонарушениями.

 

3. Непосредственно определенными законодателем в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» принципами являются:

А) законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств;
Б) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, конспирация, применение конфидентов;
В) гуманизм, конспирация, законность, сочетание гласных и негласных методов и средств;
Г) оперативность, законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, сочетание гласных и негласных методов и средств.

 

4. Материально-технические, информационно-аналитические, финансовые и иные предусмотренные федеральным законом возможности, обеспечивающие нормальное функционирование оперативно-розыскной деятельности — это ее:

А) силы;
Б) средства;
В) методы;
Г) приемы.

 

Реферируемая литература

Нормативная литература

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. Ст. 3349.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Основная литература.

1. Спецслужбы России: учебник. / С.А. Воронцов. Изд. 3-е, дополн. и перер. – Ростовн/Д: Феникс. 2012. – 443, [1] с. – (Высшее образование).

2. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2009. Х, 831 с. - (Высшее образование).

3. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД Шумиловой И.И. 2007. – 375 с.

Дополнительная литература.

1. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / Е.С. Дубоносов. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009, - 350 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...