Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты для определения направленности воздействия тренировочных нагрузок




НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Ширковец Евгений Аркадьевич - Главный научный сотрудник ВНИФКа, доктор наук, профессор.

Планирование процесса подготовки спортсменов высокого класса является одной из ключевых проблем современного спорта. В этой сложной системе принято выделять основные параметры, от которых зависит стратегия тренировочного процесса. Подготовка спортсменов высокой квалификации включает комплексную разработку научно-методического, материального, организационного и информационного обеспечения.

Принято рассматривать такие факторы планирования подготовки, как:

· календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов;

· величину и направленность нагрузок;

· различные виды обследований и тестирований;

· восстановительные и лечебно-профилактические мероприятия.

Научно-методическое обеспечение подготовки пловцов должно включать следующие основные разделы:

  1. Информация о спортивных результатах сильнейших пловцов страны и мира на дистанциях, входящих в программу олимпийских игр. База данных включает разделы по текущей динамике спортивных результатов сильнейших спортсменов страны, Европы и мира в каждой возрастной группе. При сравнении с динамикой спортивных результатов за прошлые годы дается прогноз спортивных достижений на предстоящий период.
  2. База данных по тренировочным нагрузкам, которая дает возможность анализировать ход выполнения комплексной целевой программы в течение тренировочных этапов по основным параметрам физических нагрузок. Сравнение реальных величин тренировочных нагрузок разной направленности с плановыми заданиями и реакцией организма на нагрузки дает возможность исправлять ошибки планирования в ходе подготовки спортсменов.
  3. Третий раздел содержит информацию о результатах текущих обследований (ТО) состояния подготовленности в ходе тренировочного процесса. Сюда входят результаты контрольных соревнований и тестирований для сравнения с модельными характеристиками. Анализ их расхождений - основа разработки коррекции подготовки спортсменов. По результатам текущих обследований определяется срочный и отставленный эффект тренировок.
  4. Четвертый раздел содержит результаты анализа соревновательной деятельности (ОСД), получаемой при детальной обработке результатов видеосъемки спортивных соревнований. Сравнение параметров соревновательной деятельности (скорость на стартовом и финишном отрезках, прохождение стационарных участков, изменение темпа и шага на дистанции) с модельными характеристиками служит для выработки коррекций по каждому структурному элементу соревновательной деятельности.
  5. В пятом разделе содержатся данные о технике плавания, включая биомеханические характеристики выполнения стартов, поворотов, техники выполнения разных фаз гребка. Здесь необходим анализ показателей по результатам над водной и подводной видеосъемок. В программе коррекции техники плавания по сравнению с модельными характеристиками осуществляется поиск оптимальных индивидуальных вариантов техники плавания.
  6. В шестом разделе анализируются данные о динамике функционального состояния спортсменов в процессе тренировочной деятельности. То есть, здесь оценивается кумулятивный (накопительный) эффект тренировки по результатам этапных и углубленных комплексных обследований (ЭКО, УМО).

Анализируются следующие параметры:

  • морфологическое состояние (соотношение мышечного и жирового компонентов тела за этап подготовки);
  • тестирование физических качеств спортсмена (выносливость, сила, быстрота, гибкость, координация);
  • функциональные возможности пловцов (динамика аэробных и анаэробных возможностей);
  • психодиагностика и психокоррекция состояния спортсмена;
  • биохимические анализы (информация о состоянии функциональных систем организма);
  • состояние иммунных систем, их индивидуальная коррекция;
  • характеристика состояния мышц и связок на разных этапах подготовки спортсменов;
  • программы коррекции питания спортсменов и фарм. сопровождения, а также восстановительных процедур. Разработка индивидуальных специальных продуктов с направленным воздействием при разных режимах тренировки.

В предлагаемой программе подготовки пловцов одно из основных положений состоит в следующем: величина тренировочных нагрузок с разным воздействием на организм должна меняться в зависимости от состояния функциональных систем.

Основные принципы планирования:

  • соответствие величины нагрузок индивидуальным адаптационным возможностям спортсмена;
  • концентрация тренирующих воздействии по их направленности соответствует этапу подготовки;
  • ударные дозы нагрузок, различных по величине, интенсивности и преимущественному воздействию, должны быть разведены по времени.

Эти принципы планирования не новы, но в практической деятельности они, как правило, не реализуются. Происходит это по причине трудности объективной оценки величины и направленности тренировочных эффектов. Также трудно определить индивидуальные запасы адаптационных возможностей, особенно в период предсоревновательной подготовки. Для преодоления перечисленных проблем проводится тестирование спортсменов в специфических условиях деятельности.

Тесты для определения направленности воздействия тренировочных нагрузок

В практической работе необходима информация об энергетической стоимости различных форм тренировочной и соревновательной деятельности. При подготовке квалифицированных пловцов можно рекомендовать следующую систему тестов.

  1. Спринтерские качества - скорость на дистанциях 25 и 50 м; критерии функционального состояния - биохимические показатели креатинфосфата и фермента креатинфосфокиназы, показатели алактатного кислородного долга.
  2. Специальная выносливость - тест (4 х 50 м) с интервалом отдыха 30 с, или с сокращающимися интервалами (45, 30, 15 с). В данном тесте можно получить максимальную концентрацию лактата или лактатного кислородного долга.
  3. Аэробная производительность оценивается результатами на стайерских дистанциях (3000-5000 м), показателями кислородного потребления и кардиореспираторными параметрами.

Наибольшее количество информации дает выполнение теста со ступенчатым увеличением скорости плавания, который выполняется по определенным правилам. Схема тестирования пловцов в реальных условиях тренировки приведена в таблице 1. Длина повторно проплываемых дистанций выбирается в зависимости от специализации и составляет 100 м для спринтеров и 200 м для средневиков и стайеров.

Таблица 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...