Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Где можно обнаружить присутствие фантазии?

 

Вопрос ориентирован на выяснение представления респондентов о видах человеческой деятельности, включающих элементы воображения, а точнее требующих ее применение. Среди ответов – а) в сказках, мифах, легендах; б) в науке; в) в художественном творчестве. Основное количество участников опроса остановили свой выбор на наиболее очевидном варианте – в художественном творчестве. Это 90,4% от общей суммы опрашиваемых. Значительную роль фантазии в устном народном творчестве (вариант «а») оценили 76% респондентов. Наиболее объективная картина распределения голосов в подгруппах представлена в таблице 1.

Оцените роль воображения в музыкальном искусстве?

Как известно, воображение является неотъемлемой составляющей творческого мышления, а оно в свою очередь – залог творчества вообще. Естественно, что роль фантазии в этой иерархии основополагающая. Это смешанный тип вопроса, где кроме радикальных да и нет, предложены еще и уточняющий вариант, обозначающий основополагающую роль фантазии, так музыка – искусство, не оперирующее понятными словами и образами («в»). Мнения опрашиваемых в подгруппе 1 разделились: 6,25% предпочли вариант «а» и 31,25% вариант «б», основная масса (62,5%) выбрала так называемый уточняющий ответ «в». В подгруппе 2 лишь один респондент ответил «а», остальные – 80% - ответ «в». Таким образом, большинство склонно считать это свойство личности основополагающим компонентом для музыкального творчества.

В каких видах творческой деятельности присутствуют элементы воображения?

Как известно, продукт творческой деятельности существует в трех ипостасях: сочинение (здесь основная роль принадлежит композитору - творцу), исполнение (ее выполняет музыкант-исполнитель) и восприятие (данную функцию осуществляет слушатель). Об этой триаде писал еще Б.В. Асафьев. Вопрос поставлен таким образом, чтобы респондент выявил стадию, на которой присутствуют элементы воображения. Представлены следующие ответы: а) в сочинении произведения; б) в исполнении произведения; в) в восприятии произведения; и последний ответ обобщает все предыдущие - г) во всех перечисленных этапах функционирования продукта творчества. Любопытно, по одному опрашиваемому из подгруппы 1 приходится на ответы «а», «б» и «в», то есть для них фантазия – все-таки прерогатива одного из этапов существования произведения. Остальные члены данной подгруппы 81,25% предпочли универсальный ответ – все этапы - вариант «г». В подгруппе 2 большинство – 80% также отметили обобщающий ответ «в»; лишь один респондент остановил свой выбор присутствия воображения на сочинении произведения - «а». Таким образом, наиболее универсальную версию о том, что воображение может проявиться на всех этапах существования продукта творчества, предпочли 80,9% от общего количества опрашиваемых.

Что входит в понятие воображения?

Вопрос тестового характера на способность респондентов определить составляющие компоненты воображения. В начале дано указание, что данный вопрос подразумевает неограниченное количество ответов. Варианты, предложенные на него – различные формы сознания индивида. Одни из них представляют измененные формы – это варианты б) галлюцинации; а) сон. Другие – виды деятельности – варианты в) творчество; г) грезы; д) фантазия; е) мечта. В теоретической части работы приведена классификация воображения по Р.С. Немову [9]. Он включает все эти формы сознания в различные типы воображения (пассивное, активное творческое и т. д.). Поэтому роль вопроса – посмотреть уровень знаний литературы по психологии среди опрашиваемых. Судя по результатам, наибольшую оценку респонденты дают творчеству («в») – 66,6% и фантазии («д») – 100% - как в 1, так и во 2 подгруппах, относя тем самым механизм воображения к искусству и отрицая его значительную роль в обычной жизни. Гораздо меньшее предпочтение отдано измененным формам сознания – сну и галлюцинациям (14% и 19% соответственно). Мнения в подгруппах представлены в диаграмме 1.

Как осуществляются механизмы воображения?

Данный вопрос вполне конкретен и требует проанализировать имеющийся исполнительский опыт. На него предложено три варианта ответа: а) это создание нового, никому не известного; б) это отражение действительности, но в новой форме; в) это комбинация элементов прошлого опыта. В психологии художественного творчества рассматривают два уровня механизма воображения: репродуктивное воображение, то есть базирующееся на прошлом опыте; и продуктивное. Естественно, что повторение творцом либо себя, либо другого неизбежно – это важная составляющая искусства, но оно должно быть всегда с репродуктивным компонентом, обязательно с усложнением. В музыкальном искусстве этот процесс повторения себя с усложнением способствует формированию собственного художественного стиля. Назначение данного вопроса – проанализировать свои представления о воображении, как оно осуществляет свою функцию в каждом индивидуальном случае. Представители подгруппы 1 предпочли в основном вариант «а» (62,5%), то есть, по их мнению, творческая фантазия возникает из ниоткуда, не базируется ни на чем. Другая часть данной подгруппы по 18,75% выбрали ответы «б» и «в». В подгруппе 2 мнения разделились следующим образом: 60% считают, что воображение – это отражение действительности, но в новой форме; и по 1 респонденту отметили варианты «а» и «в».

Требуется ли развивать воображение или это врожденное качество человека?

Педагогическая наука не совсем еще определилась с ответом на этот вопрос. И существует две противоположные позиции: кто-то считает, что воображением наделены от природы все без исключения, другие - что, данное качество может не присутствовать при рождении, но оно поддается корректировке и развитию. Любопытны и ответы респондентов, они также отражают картину двойственности, некоторой неуверенности. Распространенным является мнение: развивать можно и нужно, даже если это качество у индивида не врожденно. То есть воображение может присутствовать, а может и активно развиваться. Часть опрашиваемых добавляет к вопросу ряд своих замечаний, связанных, по-видимому, со своим исполнительским опытом. Эти замечания отражают способы развития воображения: данное свойство необходимо развивать различными видами искусств. Приведем наиболее любопытные формулировки:

«воображение – врожденное качество, которое в течение жизни обогащается»;

«это врожденное качество, но у всех присутствует в разной степени»;

«это качество может быть и врожденным, но без попыток его развить останется в зачаточном состоянии».

Интересно, что один из студентов, недооценивая роль творческого воображения, решил, что развивать его необязательно(!)

Предложите способы развития воображения, творческой фантазии?

Это, пожалуй, наиболее сложный вопрос (открытого типа), призванный обобщить профессиональные наблюдения не только свои собственные, но и педагогические. Одновременно он отражает знания респондентов психолого-педагогической литературы в данной области и рекомендаций ведущих исследователей. Более того, ответ на этот вопрос показывает и опыт предшествующих лет: опрашиваемые неосознанно вспоминают те методы развития, которые применялись по отношению к ним и оценивают их с точки зрения продуктивности. И так, как перед нами все-таки музыканты-профессионалы, получающие уже высшее образование мы вправе считать данные методы наиболее эффективными. Что же показал опрос? Часть ответов связана с работой над конкретными видами музыкальной деятельности: «в игровой форме ставить музыкальные сказки»; «слушать музыку»; «придумывать танцы или театральные сценки. Другие ответы предлагают совмещать слушание музыки с различными видами искусства, чаще всего с рисованием. Так, 28% опрашиваемых для развития воображения посоветовало «рисовать под музыку» видами деятельности: «рисовать под музыку». Часть ответов - 23,8% соответствовала формулировке «искать образы в природе». 33,3% респондентов настаивали на развитии широкого кругозора человека вообще. Самые любопытные мнения:

«совмещать творчество и логические игры»;

«мечтать, думать, ассоциировать»;

«больше читать литературы, изучать историю»;

«сочинять сказки, рассказы»;

«читать, заниматься спортом, общаться».

Каким образом можно координировать у ученика работу воображения над музыкальным произведением?

Этот вопрос уточняет предыдущий. Только акцент теперь перемещен с методов развития на способы координации. Предложены следующие варианты ответов: а) ясно, точно и эмоционально рассказывать; б) прибегнуть к помощи образных ассоциаций; в) использовать похожие образы в других видах искусств. В подгруппе 1 предпочтение отдано ответу «б» - 87,5%; варианты «а» и «в» избрали по 37,5%. 100% подгруппы 2 отметили букву «в». Наиболее полная картина представлена в таблице 2.

 

Таблица 1 к вопросу №2: Где можно обнаружить присутствие фантазии?

Группа «а» «б» «в»
Подгруппа 1 75% 12,5% 87,5%
Подгруппа 2 80% 20% 100%

 

а) в сказках, мифах, легендах

б) в науке

в) в художественном творчестве


Таблица 2 к вопросу №9: Каким образом можно координировать у ученика воображение в работе над музыкальным произведением?

Группа «а» «б» «в»
Подгруппа 1 37,5% 87,5% 37,5%
Подгруппа 2 40% 40% 100%

 

а) ясно, точно и эмоционально рассказывать

б) прибегнуть к помощи образных ассоциаций

в) использовать похожие образы в других видах искусства

 

Диаграмма к вопросу №5: Что входит в понятие воображения?

 


1) сон4) грезы

2) галлюцинации5) фантазия

3) творчество6) мечта


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воображение - универсальная человеческая способность. Это отражение человеком объективного мира, «снятие слепка»; это не простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни.

Наличие «известного кусочка фантазии» в самом простом обобщении и есть признание способности творческого воображения в качестве универсальной человеческой способности. По свидетельству И. Эккермана, Гете находил, что «фантазия имеет свои собственные законы, следовать которым не может и не должен рассудок. Если бы фантазия не могла создавать вещи, которые навсегда останутся загадками для рассудка, то фантазия вообще не много бы стоила» [5,46].

В художественном творчестве некоторые специфические стороны воображения как универсальной способности проявляются наиболее выпукло и наглядно. Воображение обеспечивает человеку возможность в двух различных формах мышления - в научном понятии и в художественном образе - подниматься над, случайным эмпирическим материалом.

Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Чем больше впечатлений получит музыкант-исполнитель из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, педагогу, слушателю необходимо уметь переноситься в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые предлагаемые обстоятельства, которые разработаны в системе К.С.Станиславского. Это может активизировать воображения [15,10].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия невозможны, затруднены или нецелесообразны.

Информированность музыкантов-исполнителей в вопросах сущности воображения, его механизмов и способов развития – крайне важная проблема в воспитании интерпретатора творца. Невысокий уровень знаний в области музыкальной психологии и педагогики снижает уровень овладения мировым музыкальным наследием. Практическая часть работы показала неординарный, творческий подход опрашиваемых к данной теме. Более того, анкетирование выявило их заинтересованность в поисках ответов на ряд вопросов по проблеме воображения в деятельности музыканта-исполнителя. Выдвинутая гипотеза о среднем уровне знаний респондентов по теме, подтвердилась. Надеемся, что этот небольшой социологический опрос в рамках дипломной работы, стимулирует желание респондентов найти собственные методы развития воображения у музыканта-исполнителя.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей детей» – М.: Владос, 2004. – 127с.

2. Гусева Е.Г. «Высшая школа: эвристическая дидактика» – Самара: СНЦ РАН, 2005.-86 с.

3. Баренбойм Л.А. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» – М., Л.: Музыка, 2000. – 236с.

4. Вундт В.М. «Фантазия как основа искусств»- СПб., М.: Знание, 1991. – 205с.

5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – СПб.: Союз, 1997. – 91с.

6. Говорун Д.И. «Творческое воображение и эстетические чувства» – Киев: Высшая школа, 1990. – 141с.

7. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества» Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2003. – 302с.

8. Кириллова Г.Д. «Начальные формы творческого воображения у детей»- Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1999. – 147с.

9. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»- М.: Музыка, 1987. – 240с.

10. Немов Р.С. «Психология» – Кн.1. - М.: Владос, 2001. – 686с.

11. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. // Гл. ред. Каиров А.И., Петров Ф.Т. - Т.1. - М.: «Советская энциклопедия» 1964. – 832с.

12. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»- Изд. 2. - М.: Владос, 1997. – 383с.

13. Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики» - М.: Знание, 1980. – 96с.

14. Розет И.М. «Психология фантазии» – Минск: Университетское изд., 1991. – 339с.

15. Савшинский С.И. «Работа пианиста над музыкальным произведением» – М.: Классика XXI, 2004. – 192c.

16. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» – Изд.4. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2001. – 671с.

17. Страхов И.В. «Психология творчества»- Саратов: Саратовск.гос. пед. ин-т, 1968. – 79с.

18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.: АПН РСФСР, 1947. – 336с.

19. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся муз. отд. педвузов и консерваторий. – М.: Интерпракс, 2003. – 215с.

20. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. - М.: Роскультпросветиздат, 1951. – 557с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...