Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура систем электронной коммерции




 

Основные элементы системы электронной коммерции целесообразно разделить на две большие и вместе с тем достаточно самостоятельные группы. Первую группу элементов представляют все компоненты инфраструктуры системы электронной коммерции, а вторую группу — разновидности организационных форм ее реализации.

К основным элементам первой группы относятся те, которые составляют основу инфраструктуры системы электронной коммерции. Эти элементы существенно отличаются от тех, которые имеют место в традиционных магазинах. Отличие проявляется как в составе элементов, так и в их содержании.

Система электронной коммерции значительно отличается от традиционного (обычного) вида торговли, так как принципиально меняется бизнес-среда, в которой протекает эта торговля. Использование электронной коммерции обусловливает необходимость разработки дополнитель-ных, ранее не применяемых в традиционной среде компонентов.

Основнымиэлементами инфраструктуры системы электронной коммерции являются:

1) специальное программное обеспечение;

2) система управления базами данных и приложениями;

3) телекоммуникация и связь;

4) система, обеспечивающая безопасность актов купли-продажи товаров и услуг;

5) юридическое, правовое обеспечение;

6) виртуальная банковская система;

7) специальные платежные системы;

8) автоматизированное складское хозяйство;

9) система доставки товаров и оказания услуг;

10) финансовые институты (брокерские и другие конторы);

11) система налогообложения и таможенных тарифов;

12) служба маркетинга, включающая в себя: баннерную рекламу, отдел продаж, отдел дизайна web-страниц, web-серверов, отдел ценообразования.

В системном и во взаимоувязанном виде эти основные элементы инфраструктуры приведены на рис. 6.4.

 

 

Рис. 6.4. Основныеэлементы инфраструктуры системы электронной коммерции

 

Дадим краткий комментарий к наиболее важным компонентам инфрастуктуры системы электронной коммерции.

Электронный магазин. Посетивший электронный магазин (web-сервер) потенциальный поку-патель может с помощью гипертекстовых ссылок и использования многочисленных мульти-медийных возможностей получить в полном объеме интересующую его информацию относи-тельно продукции. В случае удовлетворения товара всем требуемым потребительским свойствам, покупатель может сделать заказ. Существуют различные варианты реализации электронного магазина. В одних случаях подразумевается лишь сопровождение при помощи Интернета сделок и поставок: выбор товара, непосредственно заказ, иногда и оплата. Однако прямая поставка товара производится традиционным способом (товар — это автомобили, компьютеры, бытовая техника и т.п.). В других случаях применение Сети предусматривает возможность поставок посредством использования Интернета.

Специальное программное обеспечение. К нему относятся: языки программирования (Java, HTML, XML и др.); шаблоны для ввода и вывода данных; поддержка многоязычности текстов; дизайн и способы изготовления web-страниц; специальное программное обеспечение и др.

HTML (HyperText Markup Language) - стандартный набор кодов, который используется для создания web-документов; установленный на компьютере браузер пользователя при помощи HTML определяет, в каком виде выводить на экран текст, графику и прочие элементы мультимедиа.

Программный комплекс управления электронным магазином или торговой частью системы — это программное обеспечение, позволяющее разрабатывать и поддерживать торговую систему, работающую в онлайновом режиме.

Системы управления web-контентом — это программное обеспечение, позволяющее разрабатывать и поддерживать динамические информационные web-сайты.

Система, обеспечивающая безопасность актов купли-продажи. Обеспечение эффективного, недорогого и, самое главное, безопасного средства проведения платежей является одним из наиболее важных условий для эффективного использования системы электронной коммерции.

Юридическое обеспечение. Организация электронной коммерции и торговли должна, во-первых, базироваться на использовании традиционных юридических норм и правил, а во-вторых, предусматривать разработку новых специализированных правовых институтов и процедур. Кроме того, актуальным является унификация законодательства, а также упрощение правил и процедур, применяемых в разных странах. Это предполагает тесное сотрудничество бизнеса и соответст-вующих структур государственной власти не только в пределах одной страны, но и в мировом масштабе.

Исключительно важным принципом является тот, согласно которому стороны, заключившие договор (например, купли-продажи), не вправе ставить под сомнение законность и действи-тельность последнего только на том основании, что он заключен электронным способом. Реализовать этот принцип не всегда удается. В частности, положения такого соглашения не всегда обладают юридической силой в случае судебного разбирательства. Это обусловлено тем обстоятельством, что в данном случае требуется традиционный письменный договор, который содержит все существенные условия, заключенный на бумаге и заверенный собственноручными подписями сторон. В результате электронная коммерция часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые возникают вследствие общеобязательных положений национального закона. С целью преодоления указанного препятствия и обеспечения нормального функционирования электронной коммерции Комиссией Организации Объединенных Наций по праву и международной торговле (ЮНСИТРАЛ) в 1996 г. был разработан примерный свод правил — Типовой закон «Об электронной коммерции». Он представляет собой некую модель, с помощью которой разные страны могут решить в национальном законодательстве основные проблемы, связанные с юридической значимостью договоров, заключаемых при помощи ЭВМ, а также признанием договорной документации, представленной в электронном виде, в качестве судебного доказательства. Предполагается, что, включив рекомендуемые Типовым законом процедуры в национальное законодательство для урегулирования тех ситуаций, когда стороны выбирают электронные средства передачи данных, государство способствует созданию правовой среды, нейтральной (без каких-либо предпочтений) по отношению к различным носителям информации. Среди основных правил, требующих своего решения, является разработка положений, регули-рующих отношение к электронной подписи. При этом работа над цифровыми подписями может не ограничиваться сферой торгового права и должна включать в себя общие вопросы гражданского и административного права.

В некоторых российских законодательных актах все еще сохраняются предписания об использовании традиционных бумажных документов, подписанных собственноручно. Как и на международном уровне, такие нормы становятся юридическим препятствием для внедрения системы электронной коммерции в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок. В этой связи отечественное законодательство нуждается в совершенствовании, создании ряда новых законов. Приоритет среди них принадлежит российскому закону об электронной цифровой подписи. Доверие к электронной подписи служит принципиально важным условием для заключения договоров и передачи вещных прав посредством электронной подписи.

Специальные платежные системы. В настоящее время для проведения платежей через Интернет могут использоваться различные карточные технологии. С этой целью плательщик указывает номер своей платежной карточки, а получатель электронного платежа выставляет на карточный счет плательщика платежное требование. Однако данная технология сравнительно легко уязвима. Дело в том, что сеть Интернет не является защищенной. Поэтому существует вероятность перехвата номера платежной карточки злоумышленником. Последний может использовать этот номер для хищения денежных средств с карточного счета. В свою очередь плательщик не в состоянии контролировать сумму, выставленную на его счет, что также не исключает возможности обмана. Поэтому карточная технология, как слабо защищенная, не может удовлетворять всем необходимым требованиям. Кроме того, к карточному счету плательщика имеет доступ получатель платежа. Столь ненадежная технология не получила сколько-нибудь значительного распространения в России. Для устранения этих недостатков в настоящее время разрабатываются специальные электронные деньги, которые позволили бы осуществлять платежи через Интернет анонимно.

В настоящее время известно несколько десятков различных платежных систем. Все их разнообразие можно разделить на четыре основные группы:

1. Протоколы сеанса связи, обеспечивающие безопасную передачу данных.

2. Системы, основывающиеся на использовании пластиковых карт.

3. Платежные системы, ориентированные на применение смарткарт (смарткарта представ-ляет собой микрокомпьютер, который может содержать процессор, память, систему ввода-вывода. Карта снабжается операционной системой и системой безопасности для защиты данных с возможностью их кодирования).

4. Электронные наличные.

Применяемые же в России платежные системы можно разделить на три группы:

1. Платежные системы с использованием кредитных карт: СуberPlat (Киберплат), ASSIST (АССИСТ), ЭлИТ, WebPlus, Instant!, Russian Shopping Club и другие.

2. Системы электронных наличных: PayCash, WebMoney.

3. Системы Интернет-банкинга — «Телебанк» Гута-банка и «Домашний банк» Автобанка.

Система доставки товаров и услуг. Заказанный покупателем товар необходимо доставить ему в возможно более короткие сроки. В противном случае деятельность, связанная с электронной коммерцией, вполне может оказаться неэффективной. Доставка товаров и услуг, приобретенных в электронных магазинах, может осуществляться двумя основными способами. Во-первых, с использованием традиционных транспортных и почтовых средств. Во-вторых, путем непосредственного использования электронных каналов связи. В этом случае имеется в виду поставка необходимой цифровой и иной информации (например, программных продуктов, электронных изданий журналов, газет, музыкальных произведений и т.п.).

Служба маркетинга. Основными отделами, на которые возложено решение главных задач маркетинга, являются отделы: продаж, ценообразования, рекламы и дизайна собственных web-страниц. Маркетинговую деятельность в сети Интернет можно разделить на два основных вида в зависимости от степени участия в реализации самой среды.

1. Осуществление деятельности в качестве обычного пользователя Интернетом. Этот способ характеризуется определенными ограничениями, которые позволяют лишь частично использовать коммуникационные возможности этой среды.

2. Принятие наиболее активного и непосредственного участия в реализации возможностей сети Интернет. В минимально возможном варианте это может быть web-страница или собствен-ный web-сервер, а в максимальном — возможности не ограничены. Наиболее типичным случаем может быть реализация представительства фирмы в Интернете или создание интерактивного магазина.

Интернет может быть эффективно использован для проведения различного рода маркетин-говых исследований электронного рынка. Он дает возможность проводить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, получаемых в рамках проводимых фирмой маркетинговых исследований в сети, так и вторичные маркетинговые исследования, базирующиеся на данных, опубликованных в Интернете. Сеть Интернет может использоваться для исследования товарных рынков, для изучения их структуры или для изучения состава реальных и потенциальных групп покупателей.

Особенностью рекламы в Интернете является то, что ее главным элементом является web-сервер фирмы. На его основе строится весь комплекс рекламных мероприятий. Важная основопо-лагающая задача владельца web-сервера заключается в том, чтобы провести его рекламирование.

Основными методами рекламирования деятельности фирмы в среде Интернет являются:

- обеспечение хорошо выполненного, а значит, и привлекательного дизайна web-страницы;

- регистрация сервера на поисковых машинах;

- размещение бесплатных ссылок на сервер в web-каталогах;

- помещение ссылок в «желтых страницах»;

- размещение ссылок на других серверах;

- размещение платных объявлений на наиболее часто посещаемых серверах;

- публикация на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер фирмы;

- периодическая рассылка по электронной почте сообщений о сервере заинтересованным клиентам;

- участие в телеконференциях по смежной тематике;

- использование имени сервера во всех видах рекламной продукции фирмы, а также в традиционных видах рекламы.

Отдел дизайна web-страниц, web-серверов. Содержание работы сотрудников данного отдела не сводится только к дизайну web-страниц. Критерии оценки качества последних достаточно разнообразны (внешний вид, удобство навигации, внимание к покупателю, простота возврата, сервисная поддержка, наличие информации о товаре, цена товара, ассортимент товара и др.). Для характеристики степени важности каждого основного атрибута web-страниц и web-серверов воспользуемся данными, приведенными в табл. 6.1.

Из приведенной в табл. 6.1 информации видно, что ассортимент товара, наличие его на складе и быстрота доставки имеют решающее значение для интерактивного покупателя при выборе электронного магазина.

Таблица 6.1

 

Основные атрибуты web-страниц и web-серверов и оценки их покупателями
по пятибалльной шкале (0 - 4)*

 

Атрибуты web-страниц и web-серверов Балльные оценки
Внешний вид 1,65
Навигация по страницам 2,51
Внимание к покупателю 2,67
Простота возврата 2,82
Сервисная поддержка 2,86
Наличие информации о продукте 2,98
Цена 3,05
Своевременность доставки 3,23
Наличие на складе 3,28
Ассортимент товара 3,30

 

Таким образом, имея четкое представление о составе основных компонентов инфраструктуры системы электронной коммерции и тех сложных проблемах, которые придется решать уже на начальном этапе проектирования и экономического обоснования, можно минимизировать затраты труда и времени на создание эффективно и надежно функционирующего в сети Интернет виртуального магазина.

Инфраструктура системы электронной коммерции может достаточно эффективно функционировать при тесном взаимодействии всех ее субъектов, В качестве основных субъектов системы электронной коммерции выступают: клиенты; финансовые институты (банк продавца, банк покупателя и т.д.); бизнес-организации (производители, продавцы, дистрибьюторы, дилеры или реселлеры); правительство.

Их взаимодействие осуществляется с помощью финансовых операторов, процессинговыми и предпроцессинговыми компаниями, авторизованными центрами с помощью платежных систем и виртуальных (цифровых) денег и т.д.

Клиенты — это покупатели или потребители услуг (физические и юридические лица).

Финансовые институты — любые организации, которые взаимодействуют посредством сети Интернет. В узком смысле слова — это организации, осуществляющие коммерческие (или торго-вые) операции. Здесь реализуется широкий спектр взаимоотношений между их участниками: производитель товара пытается продать его или через своих поставщиков, или через дистрибьюторов. Последние могут работать через дилеров или реселлеров.

Правительство выступает в качестве гаранта, обеспечивающего посредством разработки соответствующей правовой базы законность операций в системе электронной коммерции.

Ко второй группе элементов системы электронной коммерции, характеризующих разнооб-разие возможных к использованию организационных форм, относятся: электронный магазин; электронный универмаг; электронный киоск; электронный аукцион; электронный магазин-витрина; электронный магазин расчетов; электронный рынок третьих стран; виртуальное сообщество (комъюнити); консалтинговая фирма; брокерская информационная контора или отдельный брокер; поставщики исследовательских услуг.

Электронный магазин — это своеобразная торговая витрина, обеспечивающая дружественный интерфейс, web-сервер, предлагающий товары или услуги для продажи. Главным критерием эффективности или успешности функционирования такого магазина является реальный объем удовлетворенного спроса на товары или услуги.

Электронный универмаг — представляет собой аналог обычного универмага, в который различные фирмы поставляют свой товар. Главным критерием оценки его эффективности является товарный бренд (имидж): Гостиный двор, ГУМ и т.д.

Электронный киоск (или интерактивные киоски) — это аппаратно-программные комплексы, подключенные к Интернету и предоставляющие пользователям интерактивный доступ к информации и другим товарам и услугам. Типичный киоск состоит из компьютера с жестким диском, клавиатурой, CD-ROM, монитором с видео- и аудиокартами. Ввод информации пользователем возможен разными способами: с клавиатуры, с микрофона, через видеокамеру, через устройства считывания информации с магнитной карточки. Возможна также комбинация этих средств. Электронный киоск позволяет полноценно работать в сети Интернет: пользоваться поисковыми системами, каталогами и базами данных, просто вызывать желаемые URL, отправлять и принимать электронную почту, заполнять экранные формы.

Электронный аукцион — аналог классического аукциона, но базирующегося на исполь-зовании современных Интернет - технологий. Любой электронный аукцион относится преиму-щественно к модели электронной коммерции — «потребитель-потребитель» (customer to customer или, сокращенно, С2С). Вместе с тем аукцион может быть представлен и моделью «бизнес-бизнес». Примером реализации этой модели могут служить всевозможные энергетические электронные аукционы и товарные биржи. Они в большей степени характерны для США и стран Западной Европы. Вокруг аукциона обычно образуется некоторое сообщество людей, объединенных одинаковыми интересами (например, по определенным книгам, по конкретным видам товаров). В русскоязычной части Интернета функционирует электронный аукцион Molotok.ru («Молоток.Ру»), на котором можно продать или купить все, что угодно. Между тем руководство аукциона не может дать юридических гарантий того, что сделка обязательно состоится. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, отсутствие в России законода-тельства об электронной подписи. Во-вторых, низкая популярность банковских карточек, не позволяющая использовать номер карточки для идентификации участника торгов (именно номер банковской карточки является обязательным атрибутом для участия в Западных электронных аукционах).

Специфика процесса, свойственного электронному аукциону, предполагает необходимость обеспечения привязки к мультимедийному интерфейсу, каналу доступа в сеть Интернет. В данном случае весьма важно показать товар лицом. Аукцион — это состязание, в котором продавец хочет получить максимальную цену за свой товар, а покупатель надеется купить товар по минимальной цене. Они подразделяются на два больших класса в зависимости от роста или убывания ставок. Ставки могут расти от минимальной до максимальной (выигрышной) или, наоборот, уменьшаться от первоначально установленной максимальной величины до выигрышной минимальной.

В наибольшей степени к аукционной торговле подходят: компьютеры, новые для рынка высокотехнологичные товары, уцененные товары, неходовые товары, недавние товары-лидеры, коллекционные товары.

Одной из важных причин появления электронных аукционов является получение возможности определения реальных рыночных цен на товары.

Электронные разновидности аукционов отличает от традиционных аукционов ряд факторов: большое количество покупателей, большое количество товаров, прямое интерактивное общение продавцов и покупателей, различные модели аукционов, круглосуточная работа, отсутствие территориальных границ, подробное описание и изображение товара, служба по работе с клиентами.

Электронный магазин-витрина — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для формирования и ведения страниц web-сервера, содержащего предложения товаров и услуг.

Электронный магазин расчетов — специализированное программное обеспечение, предназ-наченное для интеграции электронного магазина-витрины с определенной платежной системой.

Электронный рынок третьих стран — его основу составляют фирмы-поставщики программного обеспечения для проектирования электронных магазинов, последующей поддержки, осуществления хостинга (т.е. размещения web-страницы пользователя на каком-либо сервере, подключенном к Интернету; обычно эту процедуру выполняют посредники, которые предоставляют место на сайте и устанавливают связь с платежным шлюзом).

Виртуальное сообщество (комъюнити) - сообщество специализированных электронных мага-зинов (Geosities, Amazon, Озон). Главный критерий эффективности — это объединение покупа-телей по группам однородных интересов. Следствием этого является уменьшение затрат на рекламу. Основу таких сообществ составляют готовые общества: клубы болельщиков, ассоциации и т.д.

Консалтинговая фирма — это фирма, специализирующаяся на предоставлении комплекса консультационных услуг в области проектирования и управления электронными магазинами, проведения необходимых маркетинговых исследований рынка, или рекрутерские конторы, занимающиеся вопросами подбора кадров.Брокерская информационная контора или отдельный брокер — их назначение предоставлять потенциальному покупателю объем необходимых сведе-ний о рынке.

Поставщики исследовательских услуг — специализированные организации, которые выполняют различные виды исследований в сети Интернет и в системах электронной коммерции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...