VII. Законодательство Федерации
Статья 70 (1) Земли обладают законодательными правами в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не закреплены за Федерацией. (2) Разграничение компетенций Федерации и земель определяется согласно положениям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции. Статья 71 В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают законодательными полномочиями лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально уполномочены на это федеральным законом. Статья 72 (1) В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают законодательными полномочиями лишь тогда и настолько, когда и насколько Федерация не реализует свою законодательную компетенцию путем издания закона. (2) В этой сфере Федерация имеет право законодательствовать тогда, когда существует необходимость законодательного регулирования на федеральном уровне, потому что 1. законодательство отдельных земель не может действенно урегулировать вопрос или 2. урегулирование вопроса на основе закона земли может нарушить интересы других земель или всего сообщества или 3. этого требует сохранение правовой или экономической целостности, в частности поддержание однородности условий жизни в пределах всей Федерации. Статья 73 К сфере исключительной законодательной компетенции Федерации относятся: 1. внешние сношения; 2. гражданство Федерации; 3. свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача лиц другим государствам; 4. валюта, денежное обращение, чеканка монет, эталоны мер и весов, исчисление времени; 5. единство таможенной и торговой территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарооборота, товарооборот и расчеты с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
6. федеральные железные дороги и воздушное сообщение; 7. почта, телеграфная и телефонная связь; 8. правовое положение лиц, состоящих на службе Федерации и в корпорациях публично-правового характера, непосредственно подчиненных Федерации; 9. правовая охрана промышленной собственности, авторское и издательское право; 10. взаимодействие Федерации и земель по вопросам деятельности уголовной полиции и охраны Конституции, создание Федерального ведомства уголовной полиции, а также борьба с международной преступностью; 11. статистика для нужд Федерации. Статья 74 Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие сферы: 1. гражданское право, уголовное право и исполнение наказаний, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация; 2. акты гражданского состояния; 3. право союзов и собраний; 4. право иностранцев на пребывание и постоянное проживание; 5. охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу; 6. дела беженцев и изгнанных лиц; 7. государственное (общественное) попечение; 8. гражданство земель; 9. военный ущерб и его компенсация; 10. обеспечение инвалидов войны и родственников погибших, попечение над бывшими военнопленными и уход за воинскими могилами; 11. хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетика, ремесла, промыслы, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование); 12. трудовое право, включая устав о предприятиях, охрану труда и трудоустройство, а также социальное страхование, включая страхование по безработице; 13. поощрение научных исследований; 14. право на отчуждение собственности, насколько такая надобность может возникать по предметам ведения, указанным в статьях 73 и 74;
15. передача земли, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность или иные формы общественного хозяйства; 16. предотвращение злоупотреблений экономической властью; 17. поощрение сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, обеспечение продовольственного снабжения, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и прибрежных водах, а также охрана побережья; 18. оборот земельных участков, земельное право и сельскохозяйственная аренда, жилищное дело, обустройство населенных пунктов; 19. мероприятия против распространения общеопасных и инфекционных заболеваний как среди населения, так и среди животных, допуск ко врачебным и другим медицинским профессиям и лечебной деятельности, обращение с лекарствами, лечебными и наркотическими средствами и ядами; 20. защита при обращении с продовольствием, возбуждающими средствами, предметами потребления, фуражем, семенным и посадочным материалом для сельского и лесного хозяйства, защита растений от болезней и вредителей; 21. морское и каботажное судоходство, а также навигационные знаки, внутреннее судоходство, метеорологическая служба, морские водные пути и внутренние водные пути общего назначения; 22. дорожное движение, автотранспорт, сооружение и содержание дорог дальнего сообщения; 23. рельсовые дороги, не относящиеся к Федеральным железным дорогам, за исключением фуникулеров. Статья 75 Федерация имеет право издавать с соблюдением условий статьи 72 общие предписания по следующим вопросам: 1. правоотношения лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публично-правового характера; 2. общее правовое положение печати и кино; 3. охотничье дело, охрана природы и поддержание ландшафтов; 4. отвод земель, организация территорий и водоснабжение; 5. регистрация жителей и выдача удостоверений личности. Статья 76 (1) Законопроекты вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, членами Бундестага или Бундесратом. (2) Законопроекты Федерального правительства сначала представляются в Бундесрат. Бундесрат вправе дать по ним заключение в течение трех недель. (3) Законопроекты Бундесрата должны быть представлены Федеральным правительством Бундестагу. Оно обязано при этом изложить свою позицию.
Статья 77 (1) Федеральные законы принимаются Бундестагом. По принятии они немедленно направляются Президентом Бундестага в Бундесрат. (2) Бундесрат может в двухнедельный срок по поступлении принятого закона потребовать созыва комиссии, сформированной из членов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения проектов. Состав и порядок работы этой комиссии устанавливаются регламентом, который принимается Бундестагом и требует одобрения Бундесрата. Члены Бундесрата, делегированные в эту комиссию, не связаны никакими указаниями. Если для принятия закона требуется его одобрение Бундесратом, то созыва комиссии могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комиссия предложит изменение закона, то Бундестаг должен принять новое решение. (3) Если для принятия закона не требуется одобрения Бундесрата, он может по окончании процедуры в соответствии с пунктом 2 в течение одной недели заявить протест против принятого Бундестагом закона. Срок для внесения протеста исчисляется в случае, указанном в последнем предложении абзаца 2, с момента поступления нового решения Бундестага, а в остальных случаях – с момента завершения процедуры в комиссии, предусмотренной абзацем 2. (4) Если решение о протесте принято большинством голосов Бундесрата, он может быть отклонен решением большинства членов Бундестага. Если Бундесрат принял решение о протесте большинством не менее чем в две трети голосов, то для его отклонения Бундестагом необходимо большинство в две трети голосов, но не менее большинства голосов членов Бундестага. Статья 78 Принятый Бундестагом закон считается таковым, если Бундесрат его одобряет, не выдвигает требования, предусмотренного абзацем 2 статьи 77, не заявляет протеста в течение срока, указанного в абзаце 3 статьи 77, или отзывает такой протест, а также если протест отклонен голосованием в Бундестаге. Статья 79 (1) Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона.
(2) Такой закон требует одобрения большинством в две трети членов Бундестага и в две трети голосов Бундесрата. (3) Изменения настоящего Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципиальноcть участия земель в законодательстве или принципы, закрепленные статьями 1 и 20, не допускаются. Статья 80 (1) Федеральное правительство, Федеральный министр или правительства земель могут быть уполномочены законом издавать постановления. При этом законом должны быть определены содержание, цели и объем предоставленных им полномочий. В постановлении должно указываться его правовое основание. Если законом предусматривается дальнейшая передача правомочий, то для такой передачи требуется особое постановление. (2) Одобрение Бундесрата необходимо, если иное не оговорено федеральным законом, для имеющих силу закона постановлений Федерального правительства или Федерального министра о принципах и тарифах пользования услугами Федеральных железных дорог, почты, телеграфной и телефонной связи, о строительстве и эксплуатации железных дорог, а также для имеющих силу закона постановлений, издаваемых на основании федеральных законов, которые требуют одобрения Бундесрата или исполняются землями либо по поручению Федерации, либо как дела, относящиеся к их собственному ведению. Статья 81 (1) Если в случае, предусмотренном статьей 68, Бундестаг не будет распущен, то Федеральный президент может по представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата объявить чрезвычайный порядок принятия какого-либо законопроекта, отклоненого Бундестагом, несмотря на то, что Федеральное правительство объявило его неотложным. То же самое относится к случаям, когда законопроект отклонен, хотя Федеральный канцлер связывал с ним свое ходатайство, предусмотренное статьей 68. (2) Если Бундестаг после объявления чрезвычайного порядка принятия какого-либо законопроекта вновь отклонит данный законопроект или примет его в неприемлемой для Федерального правительства редакции, то закон считается принятым в случае одобрения его Бундесратом. То же относится к случаям, когда законопроект не будет принят Бундестагом в течение четырех недель после его повторного внесения на рассмотрение. (3) Во время нахождения Федерального канцлера в должности любой другой отклоненный Бундестагом законопроект также может быть принят в течение шестимесячного срока с момента первого объявления чрезвычайного порядка принятия законов в соответствии с абзцами 1 и 2. По истечении этого срока повторное объявление чрезвычайного порядка принятия законов во время нахождения того же Федерального канцлера в должности не допускается.
(4) Закон, принятый в соответствии с абзацем 2, не может изменять, частично либо полностью отменять или же приостанавливать действие Основного закона. Статья 82 (1) Законы, принятые на основании положений настоящего Основного закона, после их контрассигнации оформляются Федеральным президентом и публикуются в "Бундесгезецблатт". Имеющие силу закона постановления оформляются издавшими их органами и, если иное не установлено законом, публикуются в "Бундесгезецблатт". (2) В каждом законе и каждом постановлении, имеющем силу закона, должен быть указан день вступления в силу. При отсутствии такого указания они вступают в силу на четырнадцатый день после выпуска "Бундесгезецблатт".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|