Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды




В решении задач обеспечения рационального природо­пользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них воз­ложены наиболее ответственные функции, связанные с экологи­ческим нормированием, лицензированием, сертификацией, кон­тролем и т.д.

К специализированным относятся органы, созданные исключи­тельно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распро­страняется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятель­ности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация систе­мы специально уполномоченных государственных органов управ­ления в этой сфере остается наиболее острой. В отечественной науке права окружающей среды к исследованию соответствующих во­просов обращались многие ученые1. 1 Колбасов О.С. Экология: политика — право; Шемшученко Ю.С. Правовые Проблемы экологии; Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991; Петров В.В. Экологическое право России: Учеб­ник.

Однако традиционно рекомен­дации ученых на практике реализуются избирательно и неадекват­но общественным потребностям.

В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. Решения, принимаемые по вопросам разви­тия системы таких органов, основывались не на идеях целесообраз­ности, обеспечения последовательного решения задач рациональ­ного природопользования и охраны природы, а исходя преимуще­ственно из интересов ведомств, руководствуясь политическими со­ображениями.

Существовавший с 1988 г. Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию в 1991 г. был преобразован в Ми­нистерство экологии и природных ресурсов РФ. В 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. А в 1993 г. природоресурсные органы, на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.

В 1996 г. при очередном формировании структуры органов фе­деральной исполнительной власти решением Президента РФ Ми­нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненной Минприроды, Комитета РФ по водному хозяй­ству и Комитета РФ по геологии и использованию недр было обра­зовано Министерство природных ресурсов РФ.

Как отмечалось, статус центрального органа России, ответст­венного за управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О сис­теме федеральных органов исполнительной власти» существенно понижен.

В октябре 1996 г. Правительством РФ были приняты постанов­ления «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» и «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды», которыми до утверж­дения положений об этих органах было проведено разграничение некоторых их полномочий. Превысив свои полномочия, Прави­тельство РФ постановило возложить на Госкомэкологию России осуществление государственной политики в сфере охраны окру­жающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохра­нения биологического разнообразия, межотраслевую координа­цию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственного экологического контро­ля, государственной экологической экспертизы и управления госу­дарственными природными заповедниками и другими особо охра­няемыми территориями, находящимися в его ведении.

Что касается Министерства природных ресурсов РФ, то на него возложено проведение государственной политики в сфере изуче­ния, воспроизводства, использования и охраны всех видов природ­ных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполни­тельной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специаль­но уполномоченных государственных органов в области' природо­пользования и охраны окружающей среды входят:

• Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и зем­леустройству;

• Федеральная служба лесного хозяйства России. При множестве специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием и охраной окружаю­щей среды происходит дублирование той или другой деятельности, и потому существенным является вопрос о ее координации. Под координацией понимается обеспечение взаимодействия или согла­сованного действия государственных органов или их структурных подразделений, не находящихся в отношениях подчинения, по ре­шению возложенных на них нормативными правовыми актами

общих задач и функций в области природопользования и охраны окружающей среды.

В законодательстве функция координации остается на данный момент урегулированной слабо, недостаточно последовательно. Так, постановлением Правительства РФ «Вопросы Государствен­ного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» на Госкомэкологию России возложены функции межотрас­левой координации в сфере охраны окружающей среды, обеспече­ния экологической безопасности и сохранения биологического раз­нообразия. Однако одновременно координация по охране всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, по­становлением Правительства РФ «Вопросы Министерства природ­ных ресурсов Российской Федерации» возложена на Министерство природных ресурсов РФ. Известно, что охрана отдельных природ­ных ресурсов есть часть охраны окружающей среды.

Госкомэкология же будет проводить и функциональное регули­рование в этой сфере деятельности, а также осуществлять государ­ственный экологический контроль, государственную экологичес­кую экспертизу и управление государственными природными за­поведниками и другими особо охраняемыми территориями, нахо­дящимися в его ведении.

Что касается координации деятельности в области использова­ния природных ресурсов, то данная функция по вопросам исполь­зования всех видов природных ресурсов, применяемых в экономи­ке страны, также возложена на Министерство природных ресур­сов. Координация деятельности по использованию иных природ­ных ресурсов (вне особо охраняемых природных территорий, нахо­дящихся в ведении Госкомэкологии РФ) не регулируется вовсе.

Какую роль играют иные специальные органы государственно­го управления природопользованием и охраной окружающей среды?

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и земле­устройству (Госкомзем России) действует на основании Земельного кодекса РСФСР и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. Его основными задачами являются:

• осуществление государственной политики в области рацио­нального использования и охраны земель, сохранения и вос­производства плодородия почв, улучшения природной среды;

• организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель;

• осуществление государственного контроля за использовани­ем и охраной земель;

• ведение государственного земельного кадастра и мониторин­га земель;

• организация и проведение работ по землеустройству;

• организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

• создание банка данных о федеральных и других землях;

• разработка мер по экономическому стимулированию рацио­нального использования земель и развитию всех форм хозяй­ствования на, земле.

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) яв­ляется федеральным органом исполнительной власти по управле­нию лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим го­сударственное регулирование и государственный контроль в облас­ти использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Рос­лесхоз осуществляет свою деятельность на основе Лесного кодекса РФ и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 г. Основными задачами Рослесхоза являются:

• разработка основных направлений государственной полити­ки в области использования, воспроизводства, охраны, защи­ты лесов и развития лесного хозяйства;

• обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользо-вания, сбережения и приумножения лесных богатств, сохра­нения и усиления защитных, вод сохранных, оздоровитель­ных и иных полезных природных функций леса;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями ус­тановленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защи­ты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законо­дательством;

• соблюдение федеральных интересов при регулировании лесопользования, восстановлении, охране и защите лесов;

• совершенствование экономических и других методов управ­ления лесным хозяйством.

Названные специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды осуществляет свои функции на всей территории Российской Федерации само­стоятельно и через свои территориальные органы.

Одним из основных дефектов организации государственного уп­равления в рассматриваемой сфере является то, что не обеспечен принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и кон­трольно-надзорных функций. В соответствии с Положением о Ми­нистерстве природных ресурсов РФ, утвержденным постановлени­ем Правительства РФ от 17 мая 1997 г., в области управления использованием и охраной водного фонда Министерство природ­ных ресурсов организует эксплуатацию водохранилищ и водохо-зяйственных систем комплексного назначения, защитных и гидро­технических сооружений. Министерство природных ресурсов яв­ляется, таким образом, хозяйствующим субъектом. При этом на­рушено требование ст. 69 Водного кодекса РФ, согласно которому функции управления рациональным использованием и охраной водных объектов должны быть отграничены от функций их хозяй­ственного использования. Хозяйственными функциями, связан­ными с использованием соответствующих природных ресурсов, за­няты Роскомрыболовство, Федеральная служба лесного хозяйства России и др. Одновременно они же себя и контролируют от имени государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...