Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация по признаку структуированности задач




ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Понятие информационной системы

Основные понятия

Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «информационная система», следует определить такие понятия, как «информация» и «система».

Понятие «информация»

Латинское informatio означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация – общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Более строго это понятие можно определить так:

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

В различных сферах человеческой деятельности информация имеет свою специфику. Далее речь будет идти об экономической информации:

Экономическая информация – это информация, характеризующая производственные отношения в обществе.

Понятие «система»

Понятие «система» охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как одно целое в интересах достижения поставленных целей.

В каждой системе можно выделить следующие компоненты:

· структура системы – множество элементов системы и взаимосвязей между ними (например: организационная и производственная структура предприятия);

· функции каждого элемента системы (например, функция отдела сбыта – обеспечить сбыт изготавливаемой продукции);

· вход и выход каждого элемента и всей системы в целом (например: материальные потоки, поступающие в систему и выходящие из нее);

· цели и ограничения системы и ее отдельных элементов (пример: достижение максимальной прибыли при определенных финансовых ограничениях).

(Примеры. 1. Система - предприятие, элементы системы - персонал, оборудование, материалы, здания и т.д., цель – производство товаров;

2. Система – компьютер, элементы системы – программное и аппаратное обеспечение, цель – обработка данных.)

Понятие «информационная система»

C самого начала развития вычислительной техники образовались два основных направления ее использования. Первое направление - применение вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком долго или вообще невозможно производить вручную. Становление этого направления способствовало интенсификации методов численного решения сложных математических задач, развитию класса языков программирования, ориентированных на удобную запись численных алгоритмов.

Второе направление - это использование средств вычислительной техники в автоматических или автоматизированных информационных системах. В самом широком смысле информационная система представляет собой программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и/или вычислений, предоставлении пользователям удобного и легко осваиваемого интерфейса. Обычно объемы информации, с которыми приходится иметь дело таким системам, достаточно велики, а сама информация имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские системы, системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов, мест в гостиницах и т.д.

Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче и переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.

Реализация функции управления всегда связано с принятием решений. Проследим взаимосвязь понятий:

· управление;

· принятие управленческих решений;

· использование ИС для целей управления.

Управление представляет собой процесс использования ресурсов в целях достижения определенных целей, например, создания продукции или услуг. Этот процесс требует от управленца (менеджера) постоянного принятия решений, обычно связанных с выбором одной из известных альтернатив. В течение долгого времени считалось, что принятие решений является «чистым искусством», основанным на опыте, который можно приобрести только методом проб и ошибок. В настоящее время бизнес и его внешняя среда чрезвычайно усложнились и имеют тенденцию к еще большему усложнению. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, вследствие совершенствования технологии и коммуникационных систем увеличивается количество возможных альтернатив принимаемого решения. Во-вторых, в силу сложности проводимых коммерческих операций существенно возрастает стоимость ущерба, наносимого фирме ошибочными решениями. В результате можно сделать вывод, что как способ принятия управленческих решений метод проб и ошибок в настоящее время неприемлем. Для этих целей могут быть использованы, с одной стороны, специальные научные методы анализа (рассматриваемые в рамках таких дисциплин, как «Исследование операций» или «Теория принятия решений»), с другой стороны – компьютерные информационные системы поддержки принятия управленческих решений. Второй способ является наиболее распространенным, поскольку даже специальные методы анализа и принятия решений реализуются, как правило, в рамках ИС.

Классификация информационных систем

Возможности использования ИС для принятия решений определяются в зависимости:

· от степени структуированности задачи управления;

· от принадлежности задачи управления к той или иной функциональной сфере бизнеса;

· от уровня иерархии управления, на котором должно быть принято решение;

· по степени автоматизации;

· по виду используемой информационной технологии.

Классификация по признаку структуированности задач

При создании ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. В связи с этим фактором различают структуированные (формализуемые), неструктуированные (неформализуемые) и плохо (частично) структуированные задачи (рис.1).

Структуированная задача – задача, где лицу, принимаемому решения, известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Для такой задачи удается точно выразить ее содержание в математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Обычно такие задачи приходится решать многократно, они носят рутинный характер. Цель использования ИС для решения подобных задач – их полная автоматизация. (Классический пример такой задачи – расчет заработной платы; алгоритм решения полностью известен; характер задачи – рутинный, т.к. расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик.)

Неструктуированная задача – задача, в которой лицу, принимаемому решения, не удается выделить отдельные элементы и установить связи между ними.

Для неструктуированных (плохо структуированных) задач характерны: неполнота входных данных, недостаточность имеющихся стандартных процедур, неполная ясность целей и ограничений. Решение неструктуированных задач связано с большими трудностями или вообще невозможно из-за сложности разработки точного алгоритма ее решения. (Пример – задача управления подразделением, в котором работники из-за различий в поведении, культуре, моральных ценностях и целях не могут работать как одна команда.)

На практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структуированных или совершенно неструктуированных задач. О большинстве из них можно сказать, что они частично структуированны. В этих условиях ИС создать можно, но они будут не автоматическими, а лишь автоматизированными, т.е. в их функционировании должен принимать участие человек. ИС, используемые для решения частично структуированных задач, подразделяются на два вида:

· создающие управленческие отчеты. Ориентированы главным образом на обработку данных; используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решения. Оказывают информационную поддержку принятия решения;

· разрабатывающие возможные альтернативные решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. Могут оказывать модельную или экспертную поддержку принятия решения.

ИС, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации, хранящейся в базе данных, и частичную ее обработку. Обработка сводится к манипуляции данными: поиску, сортировке, выборке, комбинировании данных.

ИС, разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными или экспертными.

Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели (как правило, диалоговые), использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Поиск оптимального решения осуществляется путем моделирования различных ситуаций и получения ответов на вопросы типа «а что, если?”.

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Такая система может сводить часто встречающиеся в процессе управления проблемные ситуации к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации этих возможностей создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...