Аналогия — это зеркало, но не волшебное
Конечно, информация, содержащаяся в аналоговых рисунках, — это только информация; это не волшебство. Увидеть что-то — еще не значит изменить отношение или Художник внутри вас Рис. 10.5. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный «Разорванная связь*. Перевернутый вид Рис. 10.6. Неозагдавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М. Перевернутый вид привычки мышления. Но рисунки снабжают нас конкретными образами, извлеченными из подсознания, на которые можно подвесить сознательные мысли и действия, — метафорой или аналогией, вокруг которой наугад организуются мысли и поступки и воображаются возможные решения. Еще одна идея насчет «перевернутого рисования»- и «перевернутого решения проблем». Я полагаю, что их важнейшим вкладом в. творческий процесс является снятие тревоги. Создается впечатление, что Л-режим объявляет, что никакая перевернутая вещь не может быть важной, и, самоустраняясь, позволяет вступить в игру восприятию, интуиции и игривым творческим способностям П-режима. После рассмотрения оригинальной «проблемной аналогии» в перевернутом виде вы можете пожелать сделать новую аналогию, включив в нее новые впечатления и продвинув первую «проблемную аналогию» в новую стадию. А может быть, вы захотите создать совершенно новую аналогию. Многие творческие люди работают над несколькими проблемами одновременно. Помните, что проблемы могут быть большими или маленькими, важными или относительно тривиальными, общественными или Извлечение смысла изнутри наружу Рис. 10-7 Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента С. К. Перевернутый вид личными. Аналогии покажут вам, что есть у вас на уме, не осознаваемое на рациональном уровне.
Не упустите красивый вопрос Рассматривая (свою) реальность в форме «проблемных» рисунков, ищите части, которые смущают вас, которые кажутся не на месте или недостающими или которые «приходят на ум», когда вы меняете свою точку зрения, как в случае перевернутых рисунков. Не упускайте из виду вопросов: «Интересно, почему...?», «А что, если...?», «Но где же...?» или «Но что это?», «Что бы это могло значить?» Среди этих вопросов может скрываться «красивый» вопрос. Если ответ на этот вопрос не приходит сразу, но вам кажется, что его очень важно найти, значит, вы, возможно, вошли в первую стадию творческого процесса — Первый инсайт. П-режим таинственным образом привлек внимание Л-режима к вопросу, который тот не смог отринуть, и вынудил его заняться поиском ответа. Чтобы найти ответ, Л-режим должен узнать побольше, научиться как можно большему, насытить мозг информацией, изучить каждую грань этого вопроса, который сидит отныне в мозгу и дожидается ответа.
Рембрандт «Рембрандт с тремя усами» фрагмент. Эскиз. Г-н и г-жа Роберт Энджел, Пасадена, Калифорния ЧАСТЬ III Новые стратегии мышления «Если бы мы с вами оказались лицом к лицу и вы спросили меня: "Могу ли я научиться рисовать?", я бы без колебаний ответил: "Да". Потому что этому может научиться любой человек с нормальным интеллектом. В этом нет ни малейших сомнений». Артур Л. Гаптил «Самоучитель рисования*, 1933 Установление правил игры «Одним из парадоксов творчества представляется то, что оригинальное мышление требует ознакомления с идеями других людей». Джордж Неллер «Искусство и наука творчества», 1965 Из биографий творческих личностей становится ясно, что творческие решения легче приходят, когда ум подготовлен знаниями. Лучше всего, если исследователь уже является специалистом в интересующей его области, потому что цель Насыщения, второй стадии творческого процесса, состоит в том, чтобы узнать (в идеале) все что можно о данной проблеме. Естественно, в большинстве случаев столь максималистский подход не требуется, но даже при решении небольшой проблемы вы должны собрать достаточно знаний, чтобы отыскать путь к решению.
Процесс Насыщения является, я полагаю, преимущественно функцией Л-режима. Обстоятельство «преимущественно» весьма важное. Простой сбор всей подряд информации, вероятно, не привел бы к отысканию решения рассматриваемой проблемы. Должен присутствовать еще один фактор: выбор из огромной массы доступной информации именно тех данных, которые соответствуют Первому инсайту, уже пережитому вами, данных, которые содержат в себе, по крайней мере, потенциал для решения проблемы. Взгляд вовнутрь и взгляд наружу Я полагаю, что «рассмотрение» информации, критически важной для нахождения решения, требует умения видеть — не в буквальном смысле, но скорее в том значении этого слова, какое используют художники. Правила или эвристика для такого рода зрения весьма коротки. Нет ничего удивительного в том, что они соответствуют базовым требованиям реалистического рисования с натуры, поскольку на этой стадии человек должен смотреть вовне, в противоположность первой стадии, где следовало смотреть внутрь себя. Как вы обнаружили в предыдущей главе, Первый инсайт часто принимает форму наводящего на размышления вопроса. В попытке найти ответ на этот вопрос Насыщение, напротив, обычно принимает форму утверждений: «То-то и то-то свидетельствует о том, что...», «История показывает, что...» или «В 1972 г. произошло событие, которое...» Таким образом, Первый инсайт снаб- Установление правил игры жает вторую стадию изучения имеющейся информации целью и направлением поисков, зажигает своего рода маяк для исследователя. Хотя он может меняться или даже преображаться в ходе поисков, Первый инсайт обычно сохраняется на протяжении всех пяти стадий творческого процесса как организующий принцип — как вдохновение, которое, по определению, «вдыхает жизнь» в поиски решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|