Органы, составляющие систему правоохранительных органов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы РФ»
Понятие и признаки правоохранительной деятельности. гос. деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, гос. или негос. организации. Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия — устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке — пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов — и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова. Основные направления правоохранительной деятельности · выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
· определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений; · организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов; · прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования; · конст. контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ; · оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях. · охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения; · оперативно-розыскная деятельность. По своему содержанию правоохранительная деятельность является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: — конст. контроль; — правосудие; — организационное обеспечение деятельности судов; — прокурорский надзор; — выявление и расследование преступлений; — оказание юридической помощи. Все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Важное значение и роль первых двух направлений (функций) — конст. контроля и правосудия. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, гос. и негос. организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе, подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Конст. контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Органы, составляющие систему правоохранительных органов · федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи; · Конст. Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ; · органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.; · прокуратура; · органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.); · органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).
Правоохранительные органы: общая характеристика и система. Органы, составляющие систему правоохранительных органов · федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи; · Конст. Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ; · органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.; · прокуратура; · органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи ОВД и т. п.); · органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат). Для выполнения названных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга гос. или негос. органов, называемых правоохранительными. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида гос. деятельности, правоохранительными являются только те, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других – те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих- те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д. С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить: суды (Конст. Суд РФ, фед. суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов РФ); органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при ВС РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица; прокуратуру; некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления; адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.). Органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, и соответствующих должностных лиц насчитывается более десятка. К ним относятся: следственные аппараты СК, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции; учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.); органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности налоговой полиции, внешней разведки, гос. охраны, таможенной службы). Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций. При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. При характеристике круга и системы правоохранительных органов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо — Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конст. законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена "в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". В Законе также отмечено, что его деятельность "дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции гос. органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод". Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохр. деятельность не осуществляет. "По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении административного или дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конс. прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкр. деле".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|