Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей




Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация

Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся.

Стили педагогического общения: (По Левину)

1. Авторитарный

2. Попустительский

3. Демократический

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский)

5. Общение дистанция (ограничение)

6. Общение устрашение

7. Заигрывание

- не понимание педагогом стоящих перед ним

-Отсутствие навыков общения

-боязнь класса и одновременно желание наладить общение.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности.

Невербальные средства общения

Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).

2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).

3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

29. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
- приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
- создание на занятии атмосферы защищенности при общении учеников с учителями;
- одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
- одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам;
- поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;
- создание щадящих условий при ответе ученика с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
- недопущение действий со стороны отдельных учеников, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
- оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
- разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
- обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
- подчеркнуто позитивная критика (если таковая необходима) поведения ученика в диалоге с учителем;
- демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
- оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
- предоставление ученикам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».
Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников:
- прямое побуждение учеников к активному взаимодействию с учителем на занятии;
- мотивирование перед классом поощрения учеников за проявленную инициативу;
- критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
- «игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»)
Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с учителем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей

Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся.

Стили педагогического общения: (По Левину)

8. Авторитарный

9. Попустительский

10. Демократический

11. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский)

12. Общение дистанция (ограничение)

13. Общение устрашение

14. Заигрывание

- не понимание педагогом стоящих перед ним

-Отсутствие навыков общения

-боязнь класса и одновременно желание наладить общение.

 

Педагогическая этика

Педагогическая этика – наука о пед. морали, т. е о нравственной культуре педагога, это система нравственных требований, норм и правил (морали), кот. Регулируют взаимоотношения и действия субъектов пед. Процесса.

Категории пед. Этики:

  1. Проф. Долг
  2. Пед. Справедливость
  3. Проф. Гордость
  4. Пед. Авторитет
  5. Пед. Честь и достоинство
  6. Пед. Такт
  7. Совесть, ответственность и др.

Теоретико – приклодная задача пед. Этики, изучение нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявление факторов тормозящих этот процесс.

Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.

Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знании. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знании, поступает безнравственно» (К. А. Гельвеций). Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания.

Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...