Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся. Стили педагогического общения: (По Левину) 1. Авторитарный 2. Попустительский 3. Демократический 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский) 5. Общение дистанция (ограничение) 6. Общение устрашение 7. Заигрывание - не понимание педагогом стоящих перед ним -Отсутствие навыков общения -боязнь класса и одновременно желание наладить общение. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога. Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности.
Невербальные средства общения Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию: 1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). 2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). 3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). 4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом). 29. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению
Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся. Стили педагогического общения: (По Левину) 8. Авторитарный 9. Попустительский 10. Демократический 11. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский) 12. Общение дистанция (ограничение) 13. Общение устрашение 14. Заигрывание - не понимание педагогом стоящих перед ним
-Отсутствие навыков общения -боязнь класса и одновременно желание наладить общение.
Педагогическая этика Педагогическая этика – наука о пед. морали, т. е о нравственной культуре педагога, это система нравственных требований, норм и правил (морали), кот. Регулируют взаимоотношения и действия субъектов пед. Процесса. Категории пед. Этики:
Теоретико – приклодная задача пед. Этики, изучение нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявление факторов тормозящих этот процесс. Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий. Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знании. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знании, поступает безнравственно» (К. А. Гельвеций). Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели. Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|